Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
- Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
- Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы
Несостоятельна и ссылка в решении в подтверждение вывода о возможности включения материальной помощи в состав денежного содержания на ст. ст. 129, 135, 139 ТК РФ, а также п. 13 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 38 "О порядке исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 годах", в силу которого для работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании, материальная помощь, оказываемая всем или большинству работников, учитывается при исчислении среднего заработка в размере 1/12 от начисленной суммы с начала года на момент наступления события за каждый месяц расчетного периода. Материальная помощь указана и в п. 14 прилагаемого к Постановлению Перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка.
Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2007 N 83-Г07-3
В обоснование заявлений указали, что установленным правовым регулированием субъекта Российской Федерации нарушены их права на самостоятельное решение вопросов местного значения; а также их трудовые права, поскольку Законом существенно снижен размер оплаты их труда, что противоречит пункту 5 статьи 7 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающей, что взаимосвязь гражданской и муниципальной службы обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих, Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"; статье 16 Федерального закона от 08.01.1998 "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", по смыслу которого размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации; части 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Определение Верховного Суда РФ от 25.10.2006 N 60-Г06-18
Довод кассационной жалобы о том, что правоотношения, закрепленные в пункте 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, носят ситуационный характер и не должны применяться к вопросам установления заработной платы, а суду следовало руководствоваться положениями статей 21, 57, 73, 135 и 143 Трудового кодекса Российской Федерации, неоснователен, так как рассматриваемые правоотношения нормами Трудового кодекса не регулируются.
Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2003 N 55-Г03-8
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются:
работникам организаций, финансируемых из бюджета соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2003 N 39-Г03-10
Администрация муниципального образования "Макаровский сельсовет" Курчатовского района Курской области просит суд признать недействующими пункты 1 - 4 ст. 12 Закона Курской области "О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области", пункт 3 ст. 16 Закона Курской области "О муниципальной службе в Курской области" и приложений к данным законам, ссылаясь на то, что названные нормы нарушают требования Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. ст. 3 и 135 Трудового кодекса РФ, Федерального закона "Об основах муниципальной службы в РФ", Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", вторгаются в компетенцию органов местного самоуправления, вводят дискриминационные условия оплаты труда в зависимости от численности населения муниципальных образований и нарушают установленный федеральным законодательством запрет органам государственной власти осуществлять полномочия органов местного самоуправления.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 N 418-О
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.С. Колпаков просит проверить конституционность статей 3, 4, 23, 62, 72, 89, 122, 123, 135, 154, 166, 167, 168, 169, 236, 237, 394, 395 и 396 Трудового кодекса Российской Федерации, указывая при этом, что его конституционные права нарушены не этими - соответствующими, по его мнению, Конституции Российской Федерации - положениями Трудового кодекса Российской Федерации, а работодателем и судами общей юрисдикции, не применившими в его деле те нормы Кодекса, которые подлежали применению, и тем самым отказавшими ему в судебной защите. Кроме того, Н.С. Колпаков просит Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку считает, что она была неправильно истолкована судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда при рассмотрении его кассационной жалобы.
Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2007 N 7-Г07-10
И, хотя судом правильно обращено внимание на то, что в силу ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, однако безосновательно сделан вывод о бюджетном характере этих отношений.
Определение Конституционного Суда РФ от 18.12.2007 N 887-О-О
Как следует из материалов, представленных заявителями в Конституционный Суд Российской Федерации, часть первая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации в их делах не применялась. Следовательно, в этой части данная жалоба не может быть признана Конституционным Судом Российской Федерации допустимой.
Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 422-О-О
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 135 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,
Определение Верховного Суда РФ от 06.08.2008 N 83-Г08-9
М. обратился в Брянский областной суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что данная норма противоречит положениям Трудового кодекса Российской Федерации, в котором понятие "непрерывный трудовой стаж" отсутствует, и влечет дискриминацию по этому основанию части медработников, что противоречит ст. ст. 3, 135 Трудового кодекса РФ и нарушает ст. 19 Конституции РФ, отметив, что работал врачом-фтизиатром с 1984 по 1992 год, в настоящее время вновь работает в этой должности, однако надбавки в рассматриваемой части ему не производят
Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2009 N 5-В08-139
1) Признать распоряжение от 30 марта 2007 года N 548р "О внесении изменений в Коллективный договор ОАО "РЖД", в части признания утратившим силу "Положения о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам филиалов ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 1 декабря 2004 года N 3661р, вступившие в действие с 1 апреля 2007 года и зарегистрированные Комитетом общественных связей Правительства города Москвы 28 марта 2007 года N 137, незаконным и подлежащим отмене, то есть изданное в нарушение требований статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 22 приложения N 2 к Приказу МПС России от 15 декабря 1997 года N 24Ц "О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог".