Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
- Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику
- Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
Довод кассационной жалобы о том, что правоотношения, закрепленные в пункте 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, носят ситуационный характер и не должны применяться к вопросам установления заработной платы, а суду следовало руководствоваться положениями статей 21, 57, 73, 135 и 143 Трудового кодекса Российской Федерации, неоснователен, так как рассматриваемые правоотношения нормами Трудового кодекса не регулируются.
Определение Верховного Суда РФ от 03.05.2006 N 43-Г06-2
Так, в статье 143 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2005 N 51-Г05-5
В обоснование заявления прокурор Алтайского края указывал, что данные нормативные правовые акты противоречат федеральному законодательству и нарушают интересы муниципальных образований, так как Закон устанавливает тарифную систему оплаты труда работников не только государственных, но и муниципальных учреждений. Постановление администрации, в свою очередь, устанавливает размер тарифной ставки Единой тарифной сетки по оплате труда названным работникам, что статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Прокурор просил признать недействующими статьи и пункты названных актов в части распространения их действия на муниципальные учреждения.
Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2005 N 58-Г05-21
В силу ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Установление тарифной системы оплаты труда работников бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 65-О-О
С 1 января 2005 года в связи с перераспределением полномочий по предметам совместного ведения установление систем оплаты труда работников муниципальных учреждений было передано органам местного самоуправления (статья 143 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), что само по себе конституционные права граждан не нарушает. Кроме того, федеральное законодательство и до 1 января 2005 года, и после указанной даты не препятствовало и не препятствует субъекту Российской Федерации самостоятельно и за счет собственных средств как устанавливать надбавки к окладам и тарифным ставкам работников организаций, финансируемых из местного бюджета, так и отменять их - при соблюдении правила о разумном сроке переходного периода для адаптации к происшедшим изменениям.
Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2011 N 32-Г11-19
Трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 135 данного Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (статьи 5, 6, 143, 144 Трудового кодекса Российской Федерации).
Решение Верховного Суда РФ от 01.11.2002 N ГКПИ2002-1108
Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 Трудового кодекса РФ).
Определение Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 N 739-О
Оспариваемые положения статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение применения единого порядка расчета заработной платы работников при установлении тарифных систем оплаты труда, носят гарантийный характер и не могут расцениваться как нарушающие права заявителя, которому, как установлено судом, заработная плата выплачивалась в соответствии с условиями трудового договора и единой тарифной сеткой, действовавшей у работодателя.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 N 664-О
1. Граждане О.Г. Карпенко, И.Э. Ландер и Т.А. Сивирин оспаривают конституционность положений статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (часть первая); тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (часть вторая).
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2023 N 32-КГПР22-9-К1
По мнению суда первой инстанции, выводы, изложенные в заключении судебной бухгалтерской экспертизы, о том, что разработанные и применяемые в период с 1 мая 2020 г. по 30 апреля 2021 г. Ртищевским МУП "Теплотехник" локальные нормативные акты не соответствуют требованиям Трудового кодекса Российской Федерации в части неприменения минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, установленной Отраслевым тарифным соглашением, и о том, что применяемые для расчета вознаграждения за труд тарифные ставки значительно ниже, чем минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда, утвержденные приложением N 1 к Отраслевому тарифному соглашению, сделаны без учета требований статей 22, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, вида осуществляемой ответчиком экономической деятельности, который подлежит тарифному регулированию в соответствии с требованиями законодательства о ценообразовании в сфере теплоснабжения. При этом суд первой инстанции указал, что заключение судебной бухгалтерской экспертизы не опровергает тот факт, что в целом деятельность Ртищевского МУП "Теплотехник" по начислению и выплате истцам заработной платы соответствовала требованиям трудового законодательства, заработная плата начислялась и выплачивалась истцам в соответствии с условиями трудовых договоров, ее размер не нарушал положения Отраслевого тарифного соглашения.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2023 N 32-КГПР23-4-К1
Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (часть 1 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (часть 2 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).