Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
- Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику
- Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
Довод кассационной жалобы о том, что правоотношения, закрепленные в пункте 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, носят ситуационный характер и не должны применяться к вопросам установления заработной платы, а суду следовало руководствоваться положениями статей 21, 57, 73, 135 и 143 Трудового кодекса Российской Федерации, неоснователен, так как рассматриваемые правоотношения нормами Трудового кодекса не регулируются.
Определение Верховного Суда РФ от 03.05.2006 N 43-Г06-2
Так, в статье 143 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2005 N 51-Г05-5
В обоснование заявления прокурор Алтайского края указывал, что данные нормативные правовые акты противоречат федеральному законодательству и нарушают интересы муниципальных образований, так как Закон устанавливает тарифную систему оплаты труда работников не только государственных, но и муниципальных учреждений. Постановление администрации, в свою очередь, устанавливает размер тарифной ставки Единой тарифной сетки по оплате труда названным работникам, что статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Прокурор просил признать недействующими статьи и пункты названных актов в части распространения их действия на муниципальные учреждения.
Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2005 N 58-Г05-21
В силу ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Установление тарифной системы оплаты труда работников бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 65-О-О
С 1 января 2005 года в связи с перераспределением полномочий по предметам совместного ведения установление систем оплаты труда работников муниципальных учреждений было передано органам местного самоуправления (статья 143 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), что само по себе конституционные права граждан не нарушает. Кроме того, федеральное законодательство и до 1 января 2005 года, и после указанной даты не препятствовало и не препятствует субъекту Российской Федерации самостоятельно и за счет собственных средств как устанавливать надбавки к окладам и тарифным ставкам работников организаций, финансируемых из местного бюджета, так и отменять их - при соблюдении правила о разумном сроке переходного периода для адаптации к происшедшим изменениям.
Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2011 N 32-Г11-19
Трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 135 данного Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (статьи 5, 6, 143, 144 Трудового кодекса Российской Федерации).
Решение Верховного Суда РФ от 01.11.2002 N ГКПИ2002-1108
Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 Трудового кодекса РФ).
Определение Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 N 739-О
Оспариваемые положения статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение применения единого порядка расчета заработной платы работников при установлении тарифных систем оплаты труда, носят гарантийный характер и не могут расцениваться как нарушающие права заявителя, которому, как установлено судом, заработная плата выплачивалась в соответствии с условиями трудового договора и единой тарифной сеткой, действовавшей у работодателя.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 N 664-О
1. Граждане О.Г. Карпенко, И.Э. Ландер и Т.А. Сивирин оспаривают конституционность положений статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (часть первая); тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (часть вторая).
Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2025 N 509-О
Вопреки утверждению заявителя, оспариваемые положения статей 132, 134, 135, 140, 143, 153 и 154 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющие правила оплаты труда, в том числе в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, обязывают работодателя оплатить такие работы и направлены на защиту интересов работников, носят гарантийный характер, не предусматривают возможность возложения работодателем на работника обязанностей, не обусловленных трудовым договором.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2023 N 32-КГПР23-4-К1 (УИД 64RS0030-01-2021-001319-16)
Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (часть 1 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (часть 2 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).