Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:
федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;
государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.
При утверждении Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений определяется сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, на которые распространяются указанные требования, а также срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями.
- Статья 143. Тарифные системы оплаты труда
- Статья 145. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций
Согласно утвержденному на основании ст. 144 Трудового кодекса РФ по согласованию с председателем профсоюзного комитета директором завода и введенному в действие с 1 июня 2001 года Положению о премировании рабочих завода за коллективные результаты труда, а также "Примерному перечню производственных упущений, которые могут служить основанием для полного или частичного лишения виновного работника премии, начислений за основные результаты хозяйственной деятельности", Генеральному директору ПО "Маяк" и директору завода предоставлено право лишать отдельных рабочих премии полностью или частично за производственные упущения, предусмотренные названным "Перечнем", путем издания приказа с указанием причин (п. 5.7 - л.д. 112, 113).
Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2008 N 48-Г07-12
В обоснование заявленных требований Л. указала, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает ее права и противоречит ст. ст. 2, 132, 135, 144 Трудового кодекса РФ, не учитывает положений Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на 2007 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 20 октября 2006 г. (абз. 2 части 7, и подраздел 4.3), Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 г. N 256 "О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 154-ФЗ от 28.08.1995 и ст. 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. Соотношение установленного норматива денежного вознаграждения заместителя председателя представительного органа городского поселения и председателя этого органа менее 80 процентов, как по другим группам муниципальных образований, необоснованно и влечет за собой изменение существенных условий труда путем понижения размера должностного оклада заявителя. Размер установленного норматива нарушает права заявителя, так как принятие оспариваемого Закона повлекло уменьшение размера ее вознаграждения, установленного Собранием депутатов Коркинского городского поселения до вступления в действие оспариваемой нормы.
Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2009 N 11-Г09-11
Разрешая заявленные требования, суд проанализировал действующее законодательство и, разрешая спор, исходил из того, что в силу части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2009 N 72-Г09-7
Согласно статье 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2004 N 15-Г03-9
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ все виды доплат, надбавок, премий отнесены к стимулирующим выплатам.
Поэтому субъект Российской Федерации был вправе отнести доплату за особые условия муниципальной службы к выплатам стимулирующего характера.
Поскольку в указанных нормах Закона Республики Мордовия регулируется порядок определения денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности категории "А", и муниципальных служащих, нормы Бюджетного кодекса РФ к данным правоотношениям применены быть не могут.
Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2011 N 32-Г11-19
Полагал, что формулировка статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации об установлении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений с учетом Единого квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих не может толковаться в каком-либо ином смысле, кроме как устанавливающая обязательное применение названных справочников при регулировании систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Содержание Постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" имеет императивный характер, и в нем отсутствуют положения, которые давали бы органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможность устанавливать иное правовое регулирование, противоречащее тарифно-квалификационным справочникам, при введении систем оплаты труда.
Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2010 N 5-В09-158
Судебная коллегия полагает, что доводы надзорной *** о неправильном толковании судебными инстанциями статей 129, 135 и 144 Трудового кодекса РФ, предусматривающих ограничение заработной платы работника существующими в организации системами оплаты труда, не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений. Как установлено судом, предметом настоящего спора являются выплаты, предусмотренные при расторжении трудового договора, которые фактически являются выходным пособием, а вышеприведенная статья 178 Трудового кодекса РФ не ограничивает размер выходного пособия существующей в организации системой оплаты труда.
Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2007 N 52-Г07-5
Доводы кассационной жалобы о том, абзац 3 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, часть 1 раздела 4.2 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20 октября 2006 года, согласно которым субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельно устанавливать (отменять) за счет своих средств дополнительные надбавки к заработной плате работников учреждений образования, здравоохранения, являются несостоятельными.
Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2012 N 46-АПГ12-2
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 30.06.2004 N 86-Г04-5
Свои требования заявитель мотивирует тем, что порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из местного бюджета, устанавливаются органами местного самоуправления, в связи, с чем оспариваемые нормы вмешиваются в исключительную компетенцию последних по определению предельного размера этих выплат и нарушают законные интересы глав муниципальных образований, глав администраций муниципальных образований и председателей представительных органов местного самоуправления, ограничивая их право на получение стимулирующих выплат размером, неправомерно установленным субъектом Российской Федерации. Оспариваемые положения противоречат ст. 144 ТК РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2012 по делу N 32-АПГ12-4
Прокурор Саратовской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим Положения об оплате труда, ссылаясь на его противоречие статьям 144 и 333 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктам 13, 18, 19 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10 декабря 2010 г. (далее - Рекомендации).