К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
- Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
- Статья 7. Утратила силу
В силу ч. 1 ст. 6 и ч. 5 ст. 11 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Определение Верховного Суда РФ от 07.12.2005 N 71-Г05-16
Первый заместитель прокурора Калининградской области обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого сослался на то, что указанный Закон области противоречит положениям части 1 статьи 6 и статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Калининградская областная Дума, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права.
Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2007 N 34-Г07-10
В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса РФ о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2003 N 56-Г03-15
Заявитель указал на то, что указанные гарантии прав выборного лица органов местного самоуправления противоречат федеральным законам, регулирующим трудовые отношения и отношения в области избирательного права. Кроме того, внося в закон субъекта Российской Федерации дополнительные гарантии трудовых прав для выборных лиц органов местного самоуправления, местный законодатель нарушил конституционный принцип равенства всех перед законом и судом и вышел за пределы установленных законом полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ст. 6 Трудового кодекса РФ определяет, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных правовых актов, устанавливающих: основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения; особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2004 N 46-Г04-22
Статьей 6 ч. 1 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. При этом Трудовой кодекс РФ не устанавливает льгот для работников из числа депутатов при расторжении и изменении трудового договора.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26.10.2005 N 6-пв05
В силу ч. 1 ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2004 N 58-Г04-41
Представитель губернатора и правительства Хабаровского края возражал против удовлетворения заявления прокурора Хабаровского края, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные гарантии для государственных служащих за счет своих бюджетных средств. Статьей 6 Трудового кодекса РФ органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право в пределах средств бюджета соответствующего субъекта РФ принимать нормативные правовые акты, направленные на повышение уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Установленные Постановлением Правительства РФ N 729 от 02.10.2002 нормы возмещения командировочных расходов, по мнению представителя губернатора и правительства Хабаровского края, являются необходимым минимумом, который может превышаться правоприменителями при наличии необходимых средств. Кроме того, ст. 134 Бюджетного кодекса РФ регулирует межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, условия предоставления им финансовой помощи, данные отношения п. 1 постановления губернатора Хабаровского края N 339 от 31 декабря 2003 года в оспариваемой прокурором части не регулирует. Кроме того, п. 1 постановления губернатора края от 31 декабря 2003 года N 339 федеральному законодательству не противоречит, поскольку источником финансирования установленных им гарантий являются средства краевого бюджета, о чем в данном пункте имеется специальная ссылка.
Определение Верховного Суда РФ от 03.05.2006 N 43-Г06-2
Граждане М.Т., М.Л., М.Ф., являющиеся работниками различных муниципальных образовательных учреждений города Камбарка Удмуртской Республики, обратились в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании Закона Удмуртской Республики N 35-РЗ от 30.06.2005 в части абзаца 2 статьи 6 недействующим и не подлежащим применению, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемый Закон нарушает ст. ст. 5, 6 Трудового кодекса РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2005 N 43-Г05-5
Более того, как обоснованно указал суд, оплачиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников, - полномочие федеральных органов государственной власти в силу статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок предоставления такого вида отпусков, как отпуск без сохранения заработной платы, регламентируется статьей 128 Трудового кодекса РФ. Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Вопросы, связанные с регулированием предоставления отпусков, не находятся в компетенции субъекта Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2007 N 83-Г07-7
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров отнесен к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
С учетом изложенного, суд правильно в своем решении указал на то, что субъект Российской Федерации не вправе устанавливать иной, по сравнению с предусмотренным федеральным законодательством, порядок заключения трудового договора.
Определение Верховного Суда РФ от 02.08.2002 N 5-Г02-101
Согласно части 1 статьи 6 Трудового Кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе: основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свободы и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений.