При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Направление инвалидов в служебные командировки допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от направления в служебную командировку.
- Статья 166. Понятие служебной командировки
- Статья 168. Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой
Комментарий к ст. 167 TК РФ
1. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка (см. комментарий к ст. 139 ТК), а также возмещаются расходы, связанные с командировкой (см. комментарий к ст. 168 ТК).
2. В отношении отдельных категорий работников (беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; лица с семейными обязанностями; работники в возрасте до восемнадцати лет и др.) установлены запреты и ограничения на направление в служебные командировки (см. комментарий к ст. ст. 259, 264, 268 ТК и др.).
Судебная практика по статье 167 TК РФ
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.С. Колпаков просит проверить конституционность статей 3, 4, 23, 62, 72, 89, 122, 123, 135, 154, 166, 167, 168, 169, 236, 237, 394, 395 и 396 Трудового кодекса Российской Федерации, указывая при этом, что его конституционные права нарушены не этими - соответствующими, по его мнению, Конституции Российской Федерации - положениями Трудового кодекса Российской Федерации, а работодателем и судами общей юрисдикции, не применившими в его деле те нормы Кодекса, которые подлежали применению, и тем самым отказавшими ему в судебной защите. Кроме того, Н.С. Колпаков просит Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку считает, что она была неправильно истолкована судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда при рассмотрении его кассационной жалобы.
Определение ВАС РФ от 18.12.2008 N 15815/08 по делу N А74-4/2008
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что постановлением Правительства РФ от 01.12.2007 N 833 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28.12.2006 N 825" установлено, что финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного пунктом 1 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС, осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, а также статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ
Определение ВАС РФ от 18.12.2008 N 15818/08 по делу N А74-3083/2007
Заключения о том, что финансирование дополнительной медицинской помощи в 2006 - 2007 годах не осуществлялось, оспариваемые судебные акты не содержат. Выводы судов первой и кассационной инстанций сводятся к тому, что в нормативных актах, регламентирующих финансирование дополнительной медицинской помощи, не предусмотрено финансирование дополнительных расходов, связанных с гарантиями медицинским работникам, предусмотренными статьями 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ и влекущими увеличение среднего заработка медицинских работников.
Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2008 N 72-Г08-9
Абзацем 5 пункта 3 Положения установлено, что при определении размера выплаты учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства для предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183, 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 14.10.2009 N 25-Г09-17
При этом суд сослался на статью 148 Трудового кодекса РФ, не предусматривающую надбавок к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями, и на постановление правительства Астраханской области от 22 февраля 2008 года N 68-П, устанавливающее условия и порядок осуществления ежемесячных денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи в 2008 году, согласно которому при расчете выплат учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства для предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183, 187 Трудового кодекса РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2009 N 25-Г09-21
Кроме того, судом установлено, что при определении размера субвенции учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, за работу в пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства для предоставления педагогическим работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ.
Определение ВАС РФ от 13.07.2010 N ВАС-9077/10 по делу N А63-7776/2009
Указанный вывод подтверждается и положениями Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", в соответствии с которыми финансовое обеспечение указанного государственного задания должно осуществляться с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определение ВАС РФ от 19.04.2010 N ВАС-4405/10 по делу N А73-3244/2009
Указанный вывод подтверждается и положениями Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" и Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", в соответствии с которыми финансовое обеспечение указанного государственного задания должно осуществляться с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определение ВАС РФ от 28.06.2012 N ВАС-8090/12 по делу N А51-12247/2011
Учитывая, что в составе субвенций, перечисляемых в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что у истца возникли убытки, связанные с осуществлением отпускных выплат работникам. Поскольку взыскиваемые убытки явились следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования установленных в законе дополнительных расходов учреждений здравоохранения, они подлежат взысканию за счет федеральной казны, от лица которой полномочно выступать Министерство финансов Российской Федерации.
Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 4357/12 по делу N А27-2997/2011
В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Статьей 168 Трудового кодекса установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Определение ВАС РФ от 17.01.2013 N ВАС-17972/12 по делу N А75-365/2012
Признавая решение фонда недействительным суды, руководствуясь положениями статей 116, 166, 167 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, сделали вывод о том, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются упомянутые периоды, поскольку эти периоды являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель производил отчисления в фонд.