ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2009 г. N 25-Г09-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Хаменкова В.Б. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Холомеевой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Астраханской области на решение Астраханского областного суда от 13 июля 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Астраханской области об оспаривании абзацев 5 - 22 приложения N 5 к Закону Астраханской области от 5 декабря 2005 года N 74/2005-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Астраханской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Государственной Думы Астраханской области С., представителя Министерства финансов Астраханской области Р., возражавших против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Астраханской области обратился в Астраханский областной суд с заявлением об оспаривании абзацев 5 - 22 приложения N 5 к Закону Астраханской области от 5 декабря 2005 года N 74/2005-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Астраханской области".
В обоснование заявления прокурор указал, что утвержденная частью 3 статьи 8 названного Закона Методика отбора муниципальных образований Астраханской области и распределения субсидий на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи Астраханской области (приложение N 5) противоречит требованиям федерального законодательства, а именно: пункту 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1088, поскольку не предусматривает процентную надбавку к заработной плате, установленную статьями 315 и 317 Трудового кодекса РФ, за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в других районах с особыми климатическими условиями.
Решением Астраханского областного суда от 13 июля 2009 года в удовлетворении заявления прокурора Астраханской области отказано.
В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и принятии нового решения о признании недействующими абзацев 5 - 22 приложения N 5 к Закону Астраханской области от 5 декабря 2005 года N 74/2005-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Астраханской области".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований для отмены решения суда.
5 декабря 2005 года принят Закон Астраханской области N 74/2005-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Астраханской области". Закон опубликован в издании "Астраханские известия" от 15 декабря 2005 года N 50 и вступил в силу с 1 января 2005 года.
Названным Законом (пунктом 3 статьи 8) в числе других утверждена Методика отбора муниципальных образований Астраханской области и распределения субсидий на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи Астраханской области (приложение N 5).
Согласно Методике объем субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям, определяется с учетом доплат и надбавок в соответствии с трудовым законодательством и районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти.
По мнению прокурора, Методика противоречит пункту 4 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1088 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым размер субсидий определяется в соответствии с Методикой распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации.
Согласно Методике при определении размера субсидий учитывается процентная надбавка к заработной плате, установленная статьями 315 и 317 Трудового кодекса РФ, за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в других районах (местностях) с особыми климатическими условиями.
В силу статей 146, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Установив, что оспариваемая Методика предусматривает как учет доплат и надбавок в соответствии с трудовым законодательством, так и районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти (в Астраханской области имеются пустынные и безводные местности, за работу в которых устанавливаются коэффициенты), суд обоснованно отказал в удовлетворении требований прокурора.
При этом суд сослался на статью 148 Трудового кодекса РФ, не предусматривающую надбавок к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями, и на постановление правительства Астраханской области от 22 февраля 2008 года N 68-П, устанавливающее условия и порядок осуществления ежемесячных денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи в 2008 году, согласно которому при расчете выплат учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства для предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183, 187 Трудового кодекса РФ.
Следует учесть также, что отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие на территории Астраханской области надбавки к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Что касается доводов прокурора о необходимости учета в формуле по определению объема субсидий процентной надбавки к заработной плате, установленной статьями 315 и 317 Трудового кодекса РФ за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то суд обоснованно указал на их несостоятельность в связи с тем, что Астраханская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены по доводам кассационного представления, сводящимся к тому, что оспариваемая Методика не предусматривает при расчете субсидий процентную надбавку к заработной плате, установленную статьями 315 и 317 Трудового кодекса РФ, за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в других районах с особыми климатическими условиями. Указанные доводы аналогичны тем, которые являлись предметом проверки суда и получили его оценку. Других доводов к отмене решения суда кассационное представление не содержит.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Астраханского областного суда от 13 июля 2009 года оставить без изменения, кассационное представление участвовавшего в деле прокурора - без удовлетворения.