При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
- Статья 182. Гарантии при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу
- Статья 184. Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании
Комментарий к ст. 183 TК РФ
1. Вопросы, связанные с выплатой работнику пособия по временной нетрудоспособности, сейчас регулируются ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 18).
2. Следует иметь в виду, что 24 июля 2009 г. принят ФЗ N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3739).
3. Указанный ФЗ внес значительные изменения и дополнения в ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", который с 1 января 2010 г. будет именоваться иначе: ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
4. Основанием для выдачи пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выдаваемый в соответствии с Порядком выдачи медицинскими организациями листков временной нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г. N 514 (РГ. 2007. 17 ноября).
5. Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности законодательно не установлен.
6. Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц устанавливался до последнего времени ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ.
7. Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5511) установлены максимальные размеры пособия по временной нетрудоспособности: в 2009 г. - 18720 руб.; в 2010 г. - 20030 руб.; в 2011 г. - 21390 руб.
8. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов.
Судебная практика по статье 183 TК РФ
Согласно ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 423 ТК РФ изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные акты по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих законов.
Обзор судебной практики, Приложение к письму ФСС РФ от 11.07.2005 N 02-18/07-6203
Гарантия материальной компенсации утраченного заработка в виде страхового пособия по временной нетрудоспособности предусмотрена статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования".
Как следует из материалов дела и пояснений представителя истца, последний полагает, что Сорочкин К.Ф. действительно был болен, в связи с чем вправе был претендовать на выплату пособия.
Решение Верховного Суда РФ от 06.08.2002 N ГКПИ2002-752
Решением Верховного Суда РФ по делу N ГКПИ 98-262 от 17 июля 1998 г. по заявлению Шпагина Б.П. аналогичный вопрос рассматривался и ему в удовлетворении заявления было отказано на основании того, что оспариваемые им акты не противоречат действующему законодательству, а последнее до настоящего времени не изменилось. Предусмотренные ст. 183 ч. 2 ст. 287 Трудового кодекса РФ положения о предоставлении в полном объеме гарантий и компенсаций и работающим по совместительству лицам в соответствии с федеральным законом при отсутствии последнего не прерывают действия оспариваемых заявительницей актов, так как согласно ч. 2 ст. 423 Трудового кодекса РФ изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов, а следовательно, до принятия федерального закона назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности должны иметь место в порядке, который заявительницей оспаривается.
Определение ВАС РФ от 18.12.2008 N 15815/08 по делу N А74-4/2008
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что постановлением Правительства РФ от 01.12.2007 N 833 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28.12.2006 N 825" установлено, что финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного пунктом 1 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС, осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, а также статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ
Определение ВАС РФ от 18.12.2008 N 15818/08 по делу N А74-3083/2007
Заключения о том, что финансирование дополнительной медицинской помощи в 2006 - 2007 годах не осуществлялось, оспариваемые судебные акты не содержат. Выводы судов первой и кассационной инстанций сводятся к тому, что в нормативных актах, регламентирующих финансирование дополнительной медицинской помощи, не предусмотрено финансирование дополнительных расходов, связанных с гарантиями медицинским работникам, предусмотренными статьями 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ и влекущими увеличение среднего заработка медицинских работников.
Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2008 N 72-Г08-9
Абзацем 5 пункта 3 Положения установлено, что при определении размера выплаты учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства для предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183, 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 14.10.2009 N 25-Г09-17
При этом суд сослался на статью 148 Трудового кодекса РФ, не предусматривающую надбавок к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями, и на постановление правительства Астраханской области от 22 февраля 2008 года N 68-П, устанавливающее условия и порядок осуществления ежемесячных денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи в 2008 году, согласно которому при расчете выплат учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства для предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183, 187 Трудового кодекса РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2009 N 25-Г09-21
Кроме того, судом установлено, что при определении размера субвенции учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, за работу в пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства для предоставления педагогическим работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ.
Определение ВАС РФ от 13.07.2010 N ВАС-9077/10 по делу N А63-7776/2009
Указанный вывод подтверждается и положениями Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", в соответствии с которыми финансовое обеспечение указанного государственного задания должно осуществляться с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2010 N 18-В09-122
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) обязанность по предоставлению работнику, являющемуся донором, установленных законодательством мер социальной поддержки, возложена на работодателя.
Определение ВАС РФ от 19.04.2010 N ВАС-4405/10 по делу N А73-3244/2009
Указанный вывод подтверждается и положениями Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" и Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", в соответствии с которыми финансовое обеспечение указанного государственного задания должно осуществляться с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.