Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
- Статья 113. Запрещение работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
- Статья 115. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска
Комментарий к ст. 114 TК РФ
Согласно ст. 37 Конституции РФ право на ежегодный оплачиваемый отпуск гарантируется всем лицам, работающим по трудовому договору.
Судебная практика по статье 114 TК РФ
Заключения о том, что финансирование дополнительной медицинской помощи в 2006 - 2007 годах не осуществлялось, оспариваемые судебные акты не содержат. Выводы судов первой и кассационной инстанций сводятся к тому, что в нормативных актах, регламентирующих финансирование дополнительной медицинской помощи, не предусмотрено финансирование дополнительных расходов, связанных с гарантиями медицинским работникам, предусмотренными статьями 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ и влекущими увеличение среднего заработка медицинских работников.
Определение ВАС РФ от 18.12.2008 N 15818/08 по делу N А74-3083/2007
Заключения о том, что финансирование дополнительной медицинской помощи в 2006 - 2007 годах не осуществлялось, оспариваемые судебные акты не содержат. Выводы судов первой и кассационной инстанций сводятся к тому, что в нормативных актах, регламентирующих финансирование дополнительной медицинской помощи, не предусмотрено финансирование дополнительных расходов, связанных с гарантиями медицинским работникам, предусмотренными статьями 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ и влекущими увеличение среднего заработка медицинских работников.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2009 N 933-О-О
1. Гражданин А.А. Байков во время своего нахождения в следственном изоляторе привлекался к труду; за фактически отработанные периоды ему были выплачены соответствующие вознаграждения, при этом данные периоды были включены в страховой стаж для назначения трудовой пенсии. А.А. Байков, считая, что на содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в случае их привлечения к труду должны распространяться положения статей 2, 114, 115, 122, 126, 127 и 157 Трудового кодекса Российской Федерации в части предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска с сохранением места работы и среднего заработка, продолжительности и периодичности этого отпуска, возможности его замены денежной компенсацией, выплаты денежной компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении, а также оплаты времени простоя по вине работодателя, обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Перми с соответствующим заявлением. Рассмотрев заявление, Управление разъяснило А.А. Байкову, что трудовой договор между ним и следственным изолятором не заключался, в штат сотрудников он зачислен не был, а сложившиеся в связи с привлечением его к труду отношения регулируются статьей 27 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Заявителю было рекомендовано обратиться в Государственную инспекцию труда в Пермском крае, которая подтвердила, что вопросы привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду регулируются названным Федеральным законом, не предусматривающим предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, выплату денежной компенсации за неиспользованные отпуска и оплату времени вынужденного простоя. С таким ответом согласилась и Федеральная служба по труду и занятости, которая, сославшись на статью 27 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", указала, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей.
Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2009 N 25-Г09-21
Кроме того, судом установлено, что при определении размера субвенции учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, за работу в пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства для предоставления педагогическим работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ.
Определение ВАС РФ от 13.07.2010 N ВАС-9077/10 по делу N А63-7776/2009
Указанный вывод подтверждается и положениями Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", в соответствии с которыми финансовое обеспечение указанного государственного задания должно осуществляться с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определение ВАС РФ от 19.04.2010 N ВАС-4405/10 по делу N А73-3244/2009
Указанный вывод подтверждается и положениями Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" и Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", в соответствии с которыми финансовое обеспечение указанного государственного задания должно осуществляться с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определение ВАС РФ от 28.06.2012 N ВАС-8090/12 по делу N А51-12247/2011
Учитывая, что в составе субвенций, перечисляемых в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что у истца возникли убытки, связанные с осуществлением отпускных выплат работникам. Поскольку взыскиваемые убытки явились следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования установленных в законе дополнительных расходов учреждений здравоохранения, они подлежат взысканию за счет федеральной казны, от лица которой полномочно выступать Министерство финансов Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2015 N 301-КГ15-5751 по делу N А39-3748/2014
При указанных обстоятельствах суды, руководствуясь положениями статей 93, 106, 107, 114, 122, 123, 124, 125, 136, 260 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а так же разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних", пришли к выводу, что одновременное использование двух и более отпусков трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрено, и фондом правомерно отказано обществу в принятии к зачету необоснованно произведенных им расходов на выплату пособий по уходу за ребенком за время нахождения названных работников в очередном основном отпуске.
Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2009 N 24-Г09-4
Кроме того, прокурор указал, что приложением N 2 к указанному Закону утверждена Методика расчета объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образований, где в формуле расчета размера субвенций применена величина "Е", определение которой дано как "коэффициент отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Данное определение не учитывает изменений, внесенных в данное понятие постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 860 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года) "О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений", согласно которым подлежат учету также средства для предоставления педагогическим работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183, 187 Трудового кодекса Российской Федерации. Несоблюдение установленных правил, по мнению заявителя, повлекло нарушения в методике расчета финансовых средств, передаваемых органам местного самоуправления для реализации государственных полномочий.
Решение Верховного Суда РФ от 21.05.2002 N ГКПИ2002-353
Анализ содержания данного пункта Постановления также свидетельствует о его несоответствии положениям ст. ст. 96, 114 - 119 Трудового кодекса РФ и другим нормам действующего законодательства РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт Постановления от 12 февраля 1987 г. N 194 не может являться законным.
Определение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 N 2697-О
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 32 (часть 4), 37 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), поскольку пункт "а" части второй статьи 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации позволяет начальнику увольнять сотрудника до истечения двухмесячного срока нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, где он проходил службу; положения статей 114, 123 и 127 Трудового кодекса Российской Федерации позволяют судам применять их при рассмотрении споров о предоставлении очередного ежегодного отпуска сотруднику в период нахождения его в распоряжении названного государственного органа или подразделения; положения статей 81 и 180 Трудового кодекса Российской Федерации позволяют судам при их применении к сотруднику федеральной противопожарной службы не рассматривать вопрос о предложении вакансий в указанном государственном органе или его подразделениях на всей территории Российской Федерации.