Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работающим инвалидам продолжительностью не менее 30 календарных дней.
- Статья 114. Ежегодные оплачиваемые отпуска
- Статья 116. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска
Данное положение Федерального закона не учтено судом при рассмотрении вопроса о законности п. 1 ст. 26 Закона Республики Саха (Якутия) "О государственной службе в Республике Саха (Якутия) (новая редакция)", на основании которого возможно предоставлять дополнительный отпуск сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного трудовым законодательством (согласно ч. 1 ст. 115 ТК РФ 28 календарных дней), т.е. продолжительностью менее, чем установлено федеральным законом.
Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2004 N 38-Г03-12
прокурор обратился в суд с названными требованиями, в том числе просит признать недействующей ст. 26 Закона Тульской области от 29 декабря 1994 г. N 7-ЗТО "О статусе депутата Тульской областной Думы" в редакции от 10 июля 2002 г., согласно которой депутату областной Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Утверждает, что данная норма противоречит ст. ст. 115 и 120 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающим, что ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительность 28 дней и исчисляется только в календарных днях.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2009 N 933-О-О
1. Гражданин А.А. Байков во время своего нахождения в следственном изоляторе привлекался к труду; за фактически отработанные периоды ему были выплачены соответствующие вознаграждения, при этом данные периоды были включены в страховой стаж для назначения трудовой пенсии. А.А. Байков, считая, что на содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в случае их привлечения к труду должны распространяться положения статей 2, 114, 115, 122, 126, 127 и 157 Трудового кодекса Российской Федерации в части предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска с сохранением места работы и среднего заработка, продолжительности и периодичности этого отпуска, возможности его замены денежной компенсацией, выплаты денежной компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении, а также оплаты времени простоя по вине работодателя, обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Перми с соответствующим заявлением. Рассмотрев заявление, Управление разъяснило А.А. Байкову, что трудовой договор между ним и следственным изолятором не заключался, в штат сотрудников он зачислен не был, а сложившиеся в связи с привлечением его к труду отношения регулируются статьей 27 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Заявителю было рекомендовано обратиться в Государственную инспекцию труда в Пермском крае, которая подтвердила, что вопросы привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду регулируются названным Федеральным законом, не предусматривающим предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, выплату денежной компенсации за неиспользованные отпуска и оплату времени вынужденного простоя. С таким ответом согласилась и Федеральная служба по труду и занятости, которая, сославшись на статью 27 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", указала, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей.
Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2006 N 64-Г06-20
Статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление работникам ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней.
Проанализировав содержание приведенных правовых положений, суд правомерно отметил, что нормами Трудового кодекса РФ установлен лишь минимальный уровень трудовых прав и гарантий работников, обеспечиваемый государством.
Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 3323-О
Так, пункт 4 статьи 39 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", предусматривающий ограничение общей продолжительности отпуска 60 календарными днями (что значительно больше, чем установленная статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска), направлен на достижение баланса публичных интересов и частных интересов в целях эффективного функционирования системы таможенных органов, в равной мере распространяется на всех сотрудников таможенных органов и не может расцениваться как нарушающий их права.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 81-КГ17-9
В силу частей первой и второй статьи 115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2017 N 84-АД17-1
5. в нарушение статей 115, 116, 123 ТК РФ, пункта 5.3 коллективного договора графиками отпусков на 2014 и 2015 годы соответственно предусмотрены отпуска для работников продолжительностью менее 28 календарных дней (на 2014 год - для поваров, водителя, системного администратора, администратора; на 2015 год - для всех работников предусмотрен отпуск продолжительностью 14 дней); для поваров Р. и Р. ни графиками отпусков, ни трудовыми договорами не определен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предусмотренный картой аттестации рабочего места по условиям труда; работники К., М., К. Р., А. не позднее, чем за две недели не извещены под роспись о времени его начала, не ознакомлены с приказами о предоставлении отпуска;
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.02.2018 N АКПИ17-1014
Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников установлена статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации и составляет 28 календарных дней.
Постановлением для педагогических работников в зависимости от должности, типа образовательной организации и иных отдельных особенностей деятельности установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска 42 дня или 56 дней, что превышает общую продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работников.
Решение Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N ГКПИ06-366
В то же время, принимая во внимание, что по общему правилу продолжительность отпусков устанавливается в календарных днях (статья 115 ТК РФ) и в силу части 4 статьи 139 ТК РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск исчисляется с использованием среднемесячного количества календарных дней, в абзаце 2 пункта 8 Положения также говорится об определении среднего заработка работника путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней в периоде, подлежащем оплате.
Решение Верховного Суда РФ от 13.07.2006 N ГКПИ06-637
В соответствии со статьей 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами.
Определение Конституционного Суда РФ от 18.10.2012 N 1954-О
Оспариваемые положения, предоставляя лицам, работающим по трудовому договору в организациях, расположенных в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, право на дополнительное (к иным выплатам стимулирующего характера, предусмотренным системами оплаты труда, установленными в соответствии с частью второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) вознаграждение за выслугу лет в зависимости от стажа работы в указанной зоне, а также на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней, который предоставляется им сверх основного ежегодного отпуска, гарантированного статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации, направлены на компенсацию отрицательного воздействия психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой, с учетом правового положения работника, который в соответствии с трудовым законодательством выполняет поручаемую ему работу с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем определенных условий оплаты труда, а также соблюдении режима труда и отдыха.