Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В оспариваемом постановлении губернатора округа указано, что оно издано на основании ст. ст. 316, 423 Трудового кодекса РФ, из которых следует, что размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации, в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" применяются постольку, поскольку не противоречат настоящему Кодексу.
Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2005 N 69-Г05-21
П. обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействующим постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2004 г. N 489-П "О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 г. N 33", в обоснование своих требований ссылаясь на то, что названное постановление нарушает его права на получение районного коэффициента в размере 1,7 при исчислении заработной платы, оно принято в нарушение требований ст. ст. 316, 423 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которых районный коэффициент к заработной плате в размере 1,7 должен применяться до тех пор, пока правительством Российской Федерации не будет установлен иной размер коэффициента.
Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2004 N 75-О
Указанные законоположения конкретизированы в предписаниях статей 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размеры и порядок выплат которых устанавливаются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", направленный на возмещение дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула) и предусматривающий, что работникам предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате (статья 7); при этом районный коэффициент к заработной плате устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей и начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера; выплата районного коэффициента к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы (статья 10).
Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2007 N 59-Г07-21
Действующим трудовым законодательством предусмотрено применение районного коэффициента для расчета заработной платы, а также выплата процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. ст. 316, 317 ТК РФ).
При определении вознаграждения подлежат учету все предусмотренные федеральным законодательством надбавки и отчисления в отношении заработной платы, которые не учтены в части оспариваемыми нормами.
Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2007 N 53-Г07-27
Между тем, выплата указанных процентной надбавки и районного коэффициента установлена федеральным законодательством - ст. ст. 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, ст. 10 и ст. 11 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2008 N 55-Г08-5
Действующим трудовым законодательством предусмотрено применение районного коэффициента для расчета заработной платы, а также выплата процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. ст. 316, 317 ТК РФ).
При определении вознаграждения подлежат учету все предусмотренные федеральным законодательством надбавки и отчисления в отношении заработной платы, которые не учтены в части оспариваемыми нормами.
Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2008 N 56-Г08-16
прокурор Приморского края обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.1 постановления администрации Приморского края от 01.02.2008 N 13-па "О вознаграждении педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя в 2008 году" (в редакции от 10.04.2008 N 89-па), изложенного в следующей редакции: "Размер вознаграждения составляет 1000 рублей в месяц в классе с наполняемостью не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях, либо в классе с наполняемостью 14 человек и более в общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, общеобразовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, расположенных в сельской местности. В классах с меньшей наполняемостью размер вознаграждения уменьшается пропорционально количеству обучающихся", сославшись на противоречие статьям 129, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлению ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 9 января 1986 года N 531 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области", в нарушение требований которых при определении размера вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам оспариваемая норма не учитывает процентную надбавку лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока.
Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2008 N 58-Г08-10
При такой ситуации, признавая недействующим Приложение N 1 к Закону в оспариваемой Б., прокурором Хабаровского края, суд правильно исходил из того, что финансовое обеспечение вознаграждения, установленного для работников общеобразовательных учреждений за осуществление функций классного руководства, осуществляется на условиях долевого финансирования Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации принял на себя указанные обязательство добровольно, а поэтому, оно должно надлежащим образом исполняться, в том числе с соблюдением гарантий, предусмотренных статьями 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2008 N 66-Г08-1
Указанные вопросы и не могли быть отнесены к подобным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Определение ВАС РФ от 06.06.2007 N 5919/07 по делу N А33-15683/2006
В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
В связи с тем, что до настоящего времени соответствующего постановления Правительством РФ по данному вопросу не принято, то в силу статьи 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, продолжают действовать законы и иные правовые акты бывшего СССР, постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.
Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2008 N 1-Г08-3
Между тем, выплата указанной процентной надбавки установлена федеральным законодательством - статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, статьями 10 и 11 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".