Особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.
При введении специальных мер в сфере экономики Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах, в том числе порядок и условия привлечения к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.
- Статья 251. Особенности регулирования труда
- Статья 253. Обеспечение охраны здоровья женщин на отдельных работах
По мнению заявителей, оспариваемые пункты приняты с превышением компетенции Правительства Москвы, противоречат федеральному законодательству (статьям 3, 5, 6, 21, 65, 81, 82, 196, 197, 252, 423 Трудового кодекса РФ, статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции"), не соответствуют требованиям правовой определенности.
Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2004 N 89-Г04-12
Прокурор Тюменской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащей закону и недействующей статьи 7 Закона Тюменской области от 08.07.2003 "О регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области" (в редакции Закона Тюменской области от 19.07.2004), указав, что ст. 7 оспариваемого в части Закона Тюменской области, предусматривающая порядок регистрации трудовых договоров, заключенных между работниками и работодателями - физическими лицами, порядок регистрации изменения и расторжения указанных договоров, противоречит федеральному законодательству. В частности, прокурор указывает, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Обязанность работодателя - физического лица зарегистрировать заключенный с работником трудовой договор в соответствующем органе местного самоуправления, закреплена частью 3 ст. 303 Трудового кодекса РФ. Данное требование, указывает прокурор, относится к особенностям регулирования труда отдельных категорий работников, а именно, к особенностям регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц. Особенности регулирования труда в соответствии со ст. 252 Трудового кодекса РФ устанавливаются Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. В силу абзаца 14 части 1 ст. 6 Трудового кодекса РФ принятие нормативных актов, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, относится к ведению федеральных органов государственной власти. В связи с этим прокурор полагает, что ст. 7 областного Закона, устанавливая особенности регулирования труда отдельной категории работников, противоречит ст. ст. 6, 252 Трудового кодекса РФ, поскольку регулирование данного вопроса относится к ведению федеральных органов государственной власти.
Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 N 2904-О
Закрепление законодателем особого правового регулирования труда педагогических работников, в том числе путем установления для них сокращенной продолжительности рабочего времени (часть пятая статьи 92 и часть первая статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации; пункт 1 части 5 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), с учетом положений статей 251 и 252 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность установления особенностей регулирования труда для отдельных категорий работников в связи с характером и условиями труда, направлено на компенсацию для указанной категории работников неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизиологических нагрузок, обусловленных спецификой и характером педагогической деятельности, и, следовательно, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан и принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2014 N 21-О
2.2. Закрепление законодателем особого правового регулирования труда медицинских работников, в том числе путем установления для них сокращенной продолжительности рабочего времени (часть третья статьи 92 (в ныне действующей редакции - часть пятая) и часть первая статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации), с учетом положений статей 251 и 252 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность установления особенностей правового регулирования для отдельных категорий работников в связи с характером и условиями труда, направлено на компенсацию для указанной категории работников неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизиологических нагрузок, обусловленных спецификой и характером лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и, следовательно, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан и принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.10.2021 N 43-П
Что же касается специальных норм, закрепляющих особенности регулирования труда отдельных категорий работников, то в силу статьи 252 Трудового кодекса Российской Федерации такого рода нормы могут устанавливаться не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно названным Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных, а в качестве возможных оснований дифференциации соответствующего правового регулирования могут выступать, среди прочего, характер и условия труда той или иной категории работников.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2021 N 771-О
Возможность закрепления особенностей регулирования труда отдельных категорий работников, а также основания и порядок их установления содержатся в статьях 251 и 252 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом статья 251 содержит лишь норму-дефиницию и как таковая прав граждан не нарушает.
Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 275-О-П
5. Таким образом, пункт 2 статьи 26 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в системной связи со статьями 5, 252 и 413 Трудового кодекса Российской Федерации не предполагает необоснованное ограничение права на забастовку работников локомотивных бригад железнодорожного транспорта, деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой, и потому не может рассматриваться как противоречащий статьям 17 (часть 3), 37 (часть 4) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2022 N 32-П
Вместе с тем реализация гражданином своих способностей к труду в форме заключения трудового договора с работодателем предполагает включение возникающих между ними отношений в сферу действия трудового законодательства, социальное предназначение которого заключается в преимущественной защите интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении. Соответственно, федеральный законодатель при осуществлении на основе конституционных предписаний правового регулирования отношений по поводу применения наемного труда, опосредуемых трудовым договором, установил в Трудовом кодексе Российской Федерации гарантии реализации трудовых прав и свобод граждан, закрепив их как в общих нормах, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения и распространяющихся на всех работников и работодателей независимо от вида осуществляемой ими экономической деятельности, так и в специальных нормах, предусматривающих особенности регулирования труда отдельных категорий работников. При этом в качестве оснований дифференциации соответствующего правового регулирования, опосредованной введением специальных норм, выступают в том числе характер и условия труда той или иной категории работников (статья 252 Трудового кодекса Российской Федерации), которые, в свою очередь, могут предопределять и особые условия замещения определенных должностей.
Решение Верховного Суда РФ от 02.08.2012 N АКПИ12-531
Статья 252 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривая основания и порядок установления особенностей регулирования трудовых отношений для отдельных категорий работников, содержит правило, в соответствии с которым снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав могут устанавливаться исключительно данным Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.
Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2012 N АПЛ12-601
В статье 252 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания и порядок установления особенностей регулирования трудовых отношений для отдельных категорий работников, закреплено, что снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав могут устанавливаться исключительно данным Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15
Регулирование труда работников, работающих у работодателей - физических лиц (являющихся индивидуальными предпринимателями и не являющихся индивидуальными предпринимателями) и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, влекущее снижение уровня гарантий, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, осуществляется исключительно Трудовым кодексом Российской Федерации (в частности, главой 48 ТК РФ "Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц" и главой 48.1 ТК РФ "Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям") либо в случаях и порядке, им предусмотренных (статья 252 ТК РФ).