В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
ограничение оплаты труда в натуральной форме;
обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
сроки и очередность выплаты заработной платы.
Комментарий к ст. 130 TК РФ
Перечень основных государственных гарантий по оплате труда работников исходит из соответствующих положений Конвенции МОТ N 95 "Относительно защиты заработной платы" (1949 г.), а также Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
Судебная практика по статье 130 TК РФ
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.Ф. Смольская просит признать не соответствующими статьям 8, 19, 34, 37, 39 и 41 Конституции Российской Федерации статьи 219, 220, 221, 224, 235 и 241 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2, 14 и 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", статьи 11, 56, 129, 130, 132 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 22 и 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также Федерального закона "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".
Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2006 N 79-Г06-18
М. обратилась в суд Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 24 Закона от 23 июня 2006 г. N 288-ОЗ "О внесении изменений в законодательные акты Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", в обоснование своих требований ссылаясь на противоречие оспариваемой нормы положениям ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 50, 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2005 N 78-Г05-15
С. обратился в суд с заявлением о признании недействующим положения статьи 11 Закона Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", в соответствии с которой (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 16.12.04 N 684-86) предусмотрено целях реализации настоящего Закона Санкт-Петербурга с 1 января 2005 года внести изменение в пункт 1 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 29 июня 2000 г. N 334-33 "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" и в статью 1 Закона Санкт-Петербурга от 15 сентября 2004 г. N 447-64 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга", заменив цифры "600" цифрами "500". Уменьшение, которому подверглась расчетная единица, являющаяся базовой для исчисления должностных окладов государственных служащих Санкт-Петербурга, противоречит пункту 1 статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 и статьям 130 и 134 Трудового кодекса РФ, поскольку повлекло уменьшение денежного содержания заявителя.
Определение Верховного Суда РФ от 15.11.2005 N 47-В05-9
Согласно ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включена среди прочих величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в последующей редакции) и составляет с 1 мая 2002 г. 450 рублей в месяц, а с 1 октября - 600 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2007 N 47-В07-15
Разрешая спор, суд сослался на то, что положениями ст. ст. 6, 130 ТК РФ предусмотрено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений, отнесено принятие обязательных для применения на территории РФ федеральных законов и иных нормативных актов, устанавливающих, в том числе, основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работников. В систему основных гарантий по оплате труда работников включена среди прочих величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что исчисление заработной платы истцам должно производиться с учетом минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2008 N 83-Г08-11
прокурор Брянской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением (в окончательной редакции) о признании противоречащими закону и недействующими п. 1 и п. 4 указанного постановления, ссылаясь на то, что предусмотренные ими положения противоречат части 4 статьи 133 Трудового кодекса РФ, устанавливающей, что при оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В оспариваемом постановлении не учтены требования ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. федерального закона N 54-ФЗ от 20.04.2007 г.), в соответствии с которым с 1 сентября 2007 г. установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 2300 руб. в месяц, ст. ст. 129, 130, 133 ТК РФ. По смыслу закона в минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные компенсационные и социальные выплаты. Поскольку в оспариваемом постановлении содержится требование к исполнительным органам государственной власти Брянской области и администрациям муниципальных образований при обеспечении минимального размера оплаты труда в сумме 2300 рублей учитывать компенсационные и стимулирующие выплаты, то этим нарушаются требования федерального законодательства и ущемляются трудовые права работников государственных учреждений, находящихся в ведении Брянской области, а также работников муниципальных учреждений.
Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1557-О-О
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 1 октября 2009 г. N 1160 указал, что изменения, внесенные в статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ (пункт 1 статьи 2), не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1160-О-О
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" (пункты 1 и 2 статьи 2), не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.
Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 N 1259-О-Р
Конституционный Суд Российской Федерации разрешая в Определении от 1 октября 2009 года N 1160-О-О вопрос о том, допускают ли положения пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" установление равной оплаты труда работников, работающих в обычных условиях труда, и работников, трудовая деятельность которых осуществляется в особых условиях труда, и нарушают ли они право граждан на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, отметил, что при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.
Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 913-О-О
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу предписаний статей 2, 130 и 134 данного Кодекса индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права.
Определение Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 N 1305-О-О
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации.