Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
формы, системы и размеры оплаты труда;
выплата пособий, компенсаций;
механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
оздоровление и отдых работников и членов их семей;
частичная или полная оплата питания работников;
контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
другие вопросы, определенные сторонами.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
- Статья 40. Коллективный договор
- Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора
1. Стороны через своих представителей могут самостоятельно определить структуру и содержание коллективного договора, поэтому в настоящей статье приведен лишь примерный перечень взаимных обязательств работников и работодателя, который носит рекомендательный характер.
2. При подготовке проекта коллективного договора можно использовать Рекомендации по применению положений Трудового кодекса РФ в коллективно-договорной кампании, утвержденные Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 28 августа 2002 г. N 4-3 "Об организации и проведении единой переговорной кампании" (см. СПС "КонсультантПлюс").
3. Включение в коллективный договор положений о дополнительных льготах и преимуществах работникам должно учитывать финансово-экономические возможности работодателя.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на иностранных граждан и лиц без гражданства может распространяться дополнительное пенсионное обеспечение как на работников отдельных организаций или отраслей экономики, дополнительные льготы и преимущества для которых (в том числе при выходе на пенсию) могут устанавливаться коллективными договорами и соглашениями (статьи 41 и 46 Трудового кодекса Российской Федерации), либо как на участников негосударственных пенсионных фондов, за которых в целях формирования их негосударственной пенсии вкладчики названных фондов на основании соответствующего договора уплачивают пенсионные взносы (статьи 2 и 3 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах").
Определение ВАС РФ от 30.04.2013 N ВАС-5016/13 по делу N А50-8983/2012
Признавая недействительным решение фонда, суды руководствовались статьями 40, 41, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8 и 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действующей в спорный период), статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действующей в спорный период) и исходили из того, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование, поскольку произведены обществом в рамках трудовых отношений с работниками и на основании коллективного договора, в связи с чем подлежат включению в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. При этом судами также учтено, что суммы стоимости проезда на железнодорожном транспорте на основании заявлений работников включены в их доход, отражены в их расчетных листках в качестве дохода в натуральной форме, полученного в рамках трудовых отношений.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.03.2018 N 72-АПГ18-3
При благоприятном финансовом состоянии организация вправе включать не только различные льготы и преимущества, которые предусмотрены статьей 41 ТК РФ, но и также иные льготы, улучшающие положение работников организации по сравнению с действующим законодательством. Однако бремя несения таких расходов при установлении дополнительных льгот возложено на саму организацию, установившую их для своих работников.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 1474-О
Оспариваемые заявителем положения части второй статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации создают правовую основу для установления в коллективном договоре обязательств работников и работодателя по различным вопросам трудовых отношений, определенным сторонами, включая выплату пособий и компенсаций, охрану здоровья работников на производстве, и с учетом предписания части второй статьи 9 названного Кодекса, согласно которой, в частности, коллективные договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, позволяют обеспечивать работникам наиболее благоприятный режим реализации их прав и интересов в трудовых отношениях, в силу чего не могут рассматриваться как нарушающие их права.
Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 N 1925-О
Согласно статьям 41 и 46 Трудового кодекса Российской Федерации стороны (работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей) свободны в определении содержания и структуры коллективного договора (соглашения). Оказание социальной поддержки неработающим пенсионерам-железнодорожникам осуществляется с учетом финансово-экономического положения работодателя на основании достигнутого соглашения между работниками и работодателем. Следовательно, оспариваемое законоположение в системе действующего правового регулирования не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2231-О
Предусмотренная трудовым законодательством возможность установления конкретных размеров оплаты работы в выходной или нерабочий праздничный день в коллективном договоре отвечает предписаниям статей 5, 9 и 41 Трудового кодекса Российской Федерации, направлена на конкретизацию механизма предоставления соответствующих гарантий и не предполагает умаления таких гарантий, закрепленных в трудовом законодательстве, а потому не может расцениваться как нарушающая права работников.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2020 N 64-КГ20-7-К9
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами (часть 1 статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации). В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя, в том числе по выплате пособий и компенсаций, другие вопросы, определенные сторонами (часть 2 статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации).
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2022 N 74-КГ22-2-К9
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами (часть 1 статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации). В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя, в том числе по выплате пособий и компенсаций, другие вопросы, определенные сторонами (часть 2 статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года"
Между тем в соответствии со ст. 40 и 41 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, и в него могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда, рабочее время и время отдыха, а также по другим вопросам, определенным сторонами.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.08.2018 N 13-АПГ18-3
Нормами статьи 41 ТК РФ предусмотрено, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Как следует из пункта 2.2 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2014 - 2016 гг., пункта 8.1 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2017 - 2019 гг., утвержденных Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 28 августа 2013 г. и 20 июля 2016 г. соответственно, формы и механизмы реализации социально-трудовых гарантий и льгот работникам организаций, действующих в железнодорожной отрасли, определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами данных организаций исходя из их финансово-экономических возможностей.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 09.08.2018 N 73-АПГ18-6
В соответствии с пунктами 2.5 и 2.8.2.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве организации самостоятельно устанавливают систему премирования работников в которой учитывается, как правило, в совокупности: эффективность производства и улучшение результатов финансово-экономической деятельности; отсутствие аварий и роста инцидентов в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом; отсутствие роста травматизма в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом; отсутствие несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; своевременное получение паспорта готовности организации к осенне-зимнему периоду; отсутствие нарушений производственной дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности; участие в общественной работе и управлении организацией (статьи 52, 53, 46, 41, 165 Трудового кодекса Российской Федерации); наличие уровня квалификации, подтвержденной Свидетельством о профессиональной квалификации; участие в конкурсах профессионального мастерства.