Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
1. Все работники организаций, в том числе и руководители, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда по Типовой программе обучения по охране труда (для руководителей предприятий и членов комиссий по проверке знаний), утвержденной Минтрудом РФ 12 января 1996 г. (СПС "КонсультантПлюс").
2. Вопросы, связанные с обучением и профессиональной подготовкой в области охраны труда, нашли свое отражение в Постановлении Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (БНА РФ. 2003. N 17).
Из материалов дела усматривается, что в период с 15 по 22 июля 2010 года на основании распоряжения руководителя государственной инспекции труда в Ленинградской области от 1 июля 2010 года в отношении ЗАО "Веда", расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Кингисепп, ул. Театральная, 13, проведена плановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ходе указанной проверки были выявлены, следующие нарушения: не обеспечена за счет предприятия стирка, сушка, а также ремонт специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (статья 221 Трудового кодекса Российской Федерации); не утвержден график предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в 2010 году (статья 123 Трудового кодекса Российской Федерации); не определены и не согласованы с местным органом Роспотребнадзора контингент и списки работников, подлежащих обязательному периодическому медицинскому осмотру в текущем календарном году (пункт 7 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 16.08.2004 г. N 83); руководящему составу не организовано обучение с последующей аттестацией (в соответствующих учебных центрах, учреждениях) на знание требований охраны труда (статья 225 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 1.5, 2.3, 3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержден совместным постановлением Министерства труда и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 г. N 1/29).
Постановление Верховного Суда РФ от 13.06.2018 N 44-АД18-9
В частях первой и второй статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Постановление Верховного Суда РФ от 03.07.2017 N 83-АД17-2
Частью 1 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что все работники обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2017 N 84-АД17-1
13. в нарушение статей 212, 217, 225 ТК РФ, пунктов 2.1.1 - 2.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее - Порядок обучения по охране труда), в организации отсутствует специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложены эти обязанности, прошедший обучение по охране труда; не проводятся инструктажи по охране труда (вводные, первичные на рабочем месте, повторные), проверка знаний по охране труда; отсутствуют сведения об ознакомлении соответствующих работников с инструкциями по охране труда бармена, официанта, заведующего складом, водителя, пользователя ЭВМ, горничной; отсутствуют инструкции по охране труда работников следующих профессий, имеющихся в штатном расписании на 2015 год, утвержденном приказом от 29 декабря 2014 г. N 58: повара, бухгалтера, администратора зала, супервизора, мойщика посуды, пекаря.
Постановление Верховного Суда РФ от 01.09.2017 N 7-АД17-2
Частью первой статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановление Верховного Суда РФ от 04.02.2021 N 9-АД21-2
Частью первой статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Решение Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N ГКПИ10-1327
Добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей, возложенных на работника трудовым договором, соблюдение правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, требований по охране труда и обеспечению безопасности труда являются обязанностями работника; при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором; для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим; работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы (статьи 21, 68, 225 Трудового кодекса Российской Федерации).
Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2011 N КАС11-223
Неосновательны и утверждения заявителя в кассационной жалобе о необоснованности возложения оспариваемыми положениями Единого квалификационного справочника на врача-фтизиатра обязанности знания основ трудового законодательства, правил трудового распорядка, правил по охране труда и пожарной безопасности. Суд первой инстанции, отказывая в этой части заявления, правильно указал в решении, что данные требования, предъявляемые к врачам-фтизиатрам, согласуются со статьями 21, 68, 225 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2003 N КАС03-414
Содержащиеся в Трудовом кодексе РФ положения об обязанности работодателя проводить мероприятия по охране труда с правом (и обязанностью) работодателя отстранять от связанной с движением поездов и маневрированием работы (не допускать к такой работе), а также об обязанности указанного работника проходить в установленном порядке обучение, проверку знаний и навыков в области охраны труда (ст. ст. 76, 212, 225 Трудового кодекса РФ) не имеют отношения к вопросу об исполнении судебных решений о восстановлении на работе работников, работа которых связана с движением поездов и маневренной работой, в связи с чем ссылка в кассационной жалобе на данные нормы Федерального закона, якобы подлежащие применению при разрешении настоящего спора, несостоятельна.
Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2007 N КАС07-388
Признавая неосновательным довод заявителя о том, что оспариваемые им положения противоречат статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по поручению Правительства Российской Федерации совместным Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников, который устанавливает общие положения проверки знаний требований охраны труда всех работников. В соответствии с пунктом 1.3 Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям Порядка. Проведение одновременной проверки знаний Правил технической эксплуатации, правил и инструкций по охране труда, санитарных правил и норм не противоречит какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Решение Верховного Суда РФ от 07.05.2007 N ГКПИ07-403
Оспаривая указанные положения, заявитель ссылается на то, что оспариваемые положения противоречат трудовому законодательству, поскольку устанавливают особый порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также предусматривают перевод на другую работу по основаниям, не предусмотренным ТК РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 225 ТК РФ порядок обучения и проверки требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации. Оспариваемые положения нарушают его права, т.к. на основании оспариваемого Приказа он отстранен от выполняемой работы как не прошедший испытания.