Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:
правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом;
единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В целях содействия соблюдению правил по охране труда разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти национальные стандарты безопасности труда. Порядок разработки, утверждения и применения национальных стандартов безопасности труда определяется законодательством Российской Федерации о стандартизации.
- Статья 211.3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
- Статья 213. Государственная экспертиза условий труда
Право на труд неразрывно связано с обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (по ст. ст. 37, 41 Конституции Российской Федерации). Как отмечено выше, обязанность по обеспечению безопасных условий охраны труда возлагается на работодателя (ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации необоснованный отказ в заключении трудового договора не допускается. Ограничение возможно только по основаниям, предусмотренным федеральным законом, а следовательно, суд обоснованно сделал вывод о возможности ограничения прав работника по обстоятельствам, связанным с его деловыми качествами, под которые подпадают и личностные его качества, в том числе и состояние здоровья. Данное утверждение согласуется с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 (в ред. Постановления от 28 декабря 2006 года N 63).
Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2007 N 81-Впр07-8
прокурор города Осинники Кемеровской области обратился в суд с названным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что администрация шахты не выполняет нормы статей 22, 212 Трудового кодекса РФ, касающиеся аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда, в результате чего нарушаются гигиенические и другие нормы безопасности труда. За 2004 год на шахте произошел 41 случай производственного травматизма, в том числе 7 случаев с тяжелым исходом, за 3 месяца 2005 года 5 несчастных случаев, из них 1 со смертельным исходом. Расследование несчастных случаев и проверка показали, что их причинами являются неудовлетворительная организация работ, неэффективность производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, неудовлетворительное состояние технических устройств и рабочих мест. В целях предупреждения причинения вреда работникам участка "КТ-2" (конвейерный транспорт) филиала "Шахта Алардинская", осуществляющим работы на неаттестованных рабочих местах без сертификации работ по охране труда, прокурор просил признать незаконными действия администрации филиала "Шахта Алардинская" ОАО "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь", обязать администрацию приостановить деятельность участка "КТ-2" до устранения нарушений требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 1.2 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
Обзор судебной практики, Приложение к письму ФСС РФ от 11.07.2005 N 02-18/07-6203
В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации.
В рассматриваемом случае ущерб здоровые работника ЗАО "Корд" был причинен источником повышенной опасности (очиститель наклонный в составе разрыхлительно-очистительного агрегата), владельцем которого, обязанным в силу ст. 1079 ГК РФ возместить вред, является первый ответчик.
Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2005 N 44-Г05-2
При вынесении решения суд исходил из того, что рассматриваемый вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и полномочия последних в области охраны труда определены ст. 6 ФЗ N 181-ФЗ, в том числе реализация государственной политики охраны труда. Согласно ч. 4 ст. 11 указанного Закона и ст. 216 Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Законом Пермской области "Об охране труда в Пермской области" от 07.08.1997 N 814-121 (ч. 2 ст. 6) полномочия в сфере охраны труда закреплены за администрацией области в лице областного органа по труду, который в лице Управления осуществляет реализацию государственной политики в сфере охраны труда и государственное управление охраной труда на территории области. Обязанности работодателя по представлению документов соответствующим органам надзора и контроля в сфере охраны труда предусмотрены ст. 212 Трудового кодекса РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 09.07.2009 N 86-Впр09-14
Кольчугинской межрайонной прокуратурой совместно с Государственной инспекцией труда по Владимирской области проводилась проверка исполнения законодательства об охране труда в деятельности ООО "Горец", которая показала, что администрация не обеспечивает безопасных условий труда, чем нарушает требования ст. ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2009 N 8-Впр09-9
Как следует из материала, проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда показала, что администрация ЗАО "Ярославский завод вентиляционных изделий" не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Определение Верховного Суда РФ от 09.07.2009 N 86-Впр-14
Кольчугинской межрайонной прокуратурой совместно с Государственной инспекцией труда по Владимирской области проводилась проверка исполнения законодательства об охране труда в деятельности ООО "Горец", которая показала, что администрация не обеспечивает безопасных условий труда, чем нарушает требования ст. ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года"
Как следует из материала, проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда показала, что администрация ЗАО "Ярославский завод вентиляционных изделий" не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2011 N 19-В11-19
Согласно ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей в случае медицинских противопоказаний.
Абзац 5 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса РФ устанавливает обязанность работодателя отстранить от работы работника при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 498-О
Что касается обеспечения работодателем безопасных условий труда, то оспариваемые нормы соответствующие правоотношения не регулируют. Обязанность работодателя проводить специальную оценку условий труда прямо закреплена статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, а ее неисполнение или ненадлежащее исполнение влекут за собой предусмотренную действующим законодательством ответственность.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.10.2017 N 25-КГ17-23
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 37 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 15650 законодательства о трудовых правах граждан, в ходе которой установлено, что работодателем для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в войсковой части 15650 на основании трудового договора, является командир этой войсковой части, который в нарушение положений части 1 статьи 3, части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", абзаца десятого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ - абзац одиннадцатый части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации) не выполнил мероприятия, направленные на проведение специальной оценки условий труда на рабочем месте по должности "инженер 5 отдела 10 НИУ" войсковой части 15650.