Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
- Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда
- Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
Комментарий к ст. 216 TК РФ
1. Ведущую роль в государственном управлении охраной труда осуществляет Правительство РФ (см. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712) как непосредственно, так и через соответствующие федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами охраны труда в пределах имеющихся у них полномочий.
2. Федеральным органом исполнительной власти, который по поручению Правительства РФ ведает вопросами условий и охраны труда, управляя охраной труда, является Минздравсоцразвития России (см. комментарий к ст. 144 ТК).
3. Государственное управление охраной труда на территории субъектов РФ могут осуществлять в пределах своих полномочий органы исполнительной власти субъектов РФ (см. комментарий к ст. 6 ТК).
4. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда на территории соответствующих муниципальных образований могут осуществлять в установленном порядке и органы местного самоуправления (см. комментарий к ст. 5 ТК).
Судебная практика по статье 216 TК РФ
Заместитель прокурора Пермской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что формулировка пункта 1.1 Положения противоречит ст. 5 ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", согласно которой функции по обеспечению взаимодействия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда, а также координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Статья 216 Трудового кодекса РФ и ст. ст. 6, 11 вышеуказанного Федерального закона не наделяет субъекты РФ полномочиями по координации работы по вопросам охраны и условий труда. Нормы пунктов 3.3.2, 3.3.9 и 4.9 Положения распространяют полномочия Управления труда либо на все организации независимо от форм собственности, либо не содержат ограничения круга субъектов, в отношении которых Управление вправе осуществлять контроль, следовательно, указанные нормы противоречат ч. 1 ст. 20 ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", в соответствии с которой государственный контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется инспекцией труда - единой централизованной системой государственных органов. Органы исполнительной власти субъектов РФ, согласно ст. 353 ТК РФ, наделены полномочиями только для осуществления внутриведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях.