Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.
Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Для целей настоящего Кодекса работодателями - физическими лицами признаются:
физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее - работодатели - индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей - индивидуальных предпринимателей;
физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее - работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.
Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).
В случаях, предусмотренных частями восьмой - десятой настоящей статьи, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы.
По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
- Статья 19.1. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями
- Статья 21. Основные права и обязанности работника
Комментарий к ст. 20 TК РФ
1. Настоящая статья, называя в качестве сторон трудовых отношений работника и работодателя, дает понятие каждой из сторон.
2. В качестве работника может выступать физическое лицо, достигшее определенного возраста. По общему правилу гражданин может заключить трудовой договор с 16-летнего возраста. В порядке исключения такой договор может быть заключен и ранее достижения этого возраста (см. комментарий к ст. 63 ТК).
3. ТК не устанавливает предельный возраст для вступления граждан в трудовые отношения с работодателем.
Однако такого рода ограничения по возрасту могут быть установлены специальным законодательством при выполнении некоторых видов работ. Например, в государственных и муниципальных высших учебных заведениях предельный возраст для замещения должности ректора, проректора, руководителя филиалов и институтов - 65 лет (см. п. 3 ст. 20 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
4. Работодателем может быть как физическое, так и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В качестве работодателя может выступать также и иной субъект, наделенный законом правом заключать трудовые договоры. Например, политические партии, до получения статуса юридического лица, могут принимать работников аппарата на работу по трудовому договору (см. ст. 31 ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950).
5. Физические лица могут быть работодателями, если они зарегистрированы в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также являются частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, либо являются иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут вступать в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
См. также комментарий к гл. 48 ТК.
6. Физические лица имеют право заключать трудовые договоры в качестве работодателей, если они достигли возраста 18 лет и полностью дееспособны, а не достигшие указанного возраста - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме (см. ст. 27 ГК).
7. Предоставляя недееспособным и ограниченно дееспособным, а также несовершеннолетним право выступать в качестве работодателей, ТК устанавливает дополнительные требования, связанные с обязательным участием их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей) в заключении трудовых договоров с работниками.
8. Обычно работодателем в трудовых отношениях является юридическое лицо (организация), признаков которого трудовое законодательство не раскрывает, поскольку юридическое лицо - категория гражданского права (см. ст. 48 ГК).
Трудовая правосубъектность юридического лица (организации) всегда является специальной, поскольку определяется целями и задачами, для реализации которых создана организация, и наступает с момента его государственной регистрации, осуществляемой в порядке, предусмотренном ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431).
9. Если работодателем является физическое лицо, то гражданин непосредственно сам осуществляет права и обязанности работодателя.
Юридические лица (организации) осуществляют права и обязанности работодателя, как правило, через органы управления (директор, коллегиальные и (или) единоличные исполнительные органы), действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, определяющими порядок их назначения или избрания (см. ст. 53 ГК).
10. Осуществление работодателем прав и обязанностей в трудовых отношениях может производиться и иными лицами, уполномоченными на то в установленном порядке органами управления. Например, по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) - см. ст. 69 ФЗ "Об акционерных обществах".
11. В соответствии со ст. 120 ГК учреждение отвечает по вытекающим из трудовых отношений обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Судебная практика по статье 20 TК РФ
Вопрос о полномочиях директора Уральского филиала общественной организации "Российское авторское общество" в сфере трудовых отношений решается с учетом положений статей 20 и 33 Трудового кодекса РФ, а также внутренних документов (локальных нормативных актов) РАО.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 Трудового кодекса РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном учредительными документами организации и локальными нормативными актами. Норма ч. 1 ст. 33 Трудового кодекса РФ уточняет правило о представительстве работодателей при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров: интересы работодателя представляют руководитель организации или уполномоченные им лица.
Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2003 N ГКПИ2003-193
Кроме того, понятие служебной командировки, аналогичное данному в п. 1 оспариваемой Инструкции определению, закреплено в ст. 166 Трудового кодекса РФ, согласно которой служебная командировка - это поездка работника (физического лица, вступившего в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ) по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2006 N 83-Г06-14
прокурор Брянской области обратился в Брянский областной суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование заявления сослался на то, что частью 3 ст. 26 оспариваемого Закона установлено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу или занимать должность муниципальной службы в случаях близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому. Такое условие (ограничение) противоречит Федеральному закону N 8-ФЗ от 08.01.1998 "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (п. 1 ст. 20), Трудовому кодексу РФ (ст. 11). Абзацем 1 ч. 6 ст. 26 этого же Закона предусмотрено, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок, на срок полномочий выборных органов местного самоуправления, депутата представительного органа местного самоуправления, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления или на иной срок, установленный уставом муниципального образования в соответствии с законами области, а абзацем 3 ч. 6 ст. 26 предусмотрено, что назначение на иные высшие, а также в соответствии с уставом муниципального образования на главные должности муниципальной службы осуществляется выборным должностным лицом местного самоуправления или руководителем организационно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования на срок полномочий выборного должностного лица или руководителя организационно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования по согласованию с представительным органом местного самоуправления. Порядок подбора, согласования и назначения кандидатур определяется уставом муниципального образования и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами муниципального образования. Однако приведенные выше положения Закона Брянской области противоречат федеральному законодательству в части, предусматривающей расширенный перечень оснований для заключения срочного трудового договора и заключение срочных трудовых договоров с муниципальными служащими, замещающими должности для непосредственного исполнения полномочий руководителя организационно-распорядительного органа местного самоуправления, независимо от порядка его избрания (назначения).
Определение Верховного Суда РФ от 03.11.2006 N 5-В06-94
В силу ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Таким образом, стороной по трудовому договору с К., соответственно, юридическим лицом и работодателем, является Сберегательный банк Российской Федерации, на который в силу закона возложена обязанность по предоставлению вакантных должностей при проведении процедуры увольнения сотрудников по сокращению штата в той же организации, включая все ее филиалы и структурные подразделения, имеющиеся в данной местности.
Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2008 N 45-Г08-9
Вопрос о полномочиях директора Уральского филиала общественной организации "Российское авторское общество" в сфере трудовых отношений решается с учетом положений статей 20 и 33 Трудового кодекса РФ, а также внутренних документов (локальных нормативных актов) РАО.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 Трудового кодекса РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном учредительными документами организации и локальными нормативными актами. Норма ч. 1 ст. 33 Трудового кодекса РФ уточняет правило о представительстве работодателей при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров: интересы работодателя представляют руководитель организации или уполномоченные им лица.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.10.2009 N 1105-О-О
Регулирование трудовых отношений, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основе принципов, закрепленных в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, а также исходя из того, что в силу статей 20 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели - и физические и юридические лица - обладают равными правами и несут равные обязанности. Кроме того, работодатели не принимают непосредственного участия в формировании средств, направляемых на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан. Эти мероприятия являются расходными обязательствами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"), которые исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета (пункт 2 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, предусмотренных в установленном порядке Федеральной службе по труду и занятости (пункт 2 Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2005 года N 485).
Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2010 N 13-В10-2
Положения Трудового кодекса Российской Федерации, непосредственно регулирующего трудовые отношения, не содержат запрета на заключение трудовых договоров с лицами, признанными судом недееспособными. С учетом приведенных выше принципов и норм права законодатель в статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации прямо устанавливает только одно ограничение для приобретения статуса работника - возрастной ценз. Из положений той же статьи вытекает, что недееспособное лицо имеет право быть стороной трудовых правоотношений, особенности предусмотрены лишь для недееспособных лиц, выступающих работодателями.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 N 1913-О
По мнению заявительницы, данное законоположение ограничивает трудовые права граждан, замещающих должности заместителей руководителя организации, по сравнению с другими работниками, поскольку позволяет новому собственнику имущества организации по своему усмотрению увольнять названных работников, и противоречит статьям 17, 19 и 37 Конституции Российской Федерации, статьям 15, 16, 20 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации, а также статьям 8 и 12 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
Определение ВАС РФ от 30.06.2014 N ВАС-7692/14 по делу N А19-7368/2013
Суды, руководствуясь положениями статьи 6 Федерального закона N 372-ФЗ от 30.11.2011 "О Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", статей 3, 5, 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 12 Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 10.02.2012 N 113н, пришли к выводу о том, что при наличии всех необходимых и достаточных условий для получения гражданами страхового обеспечения внутренние структурные преобразования (при наличии правопреемства структурных подразделений) общества к смене страхователя не привели и, как следствие, основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов не являются, в связи с чем удовлетворили заявленные обществом требования.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N 469-О
При этом, как следует из части шестой статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации, права и обязанности работодателя в трудовых отношениях могут осуществляться уполномоченными им лицами в порядке, установленном данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.09.2016 N 74-КГ16-23
Разрешая спор и отказывая Рублевой Т.Б. в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства в связи с увольнением, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 20, 22, части 1 статьи 178, части 2 статьи 307 Трудового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что условиями трудового договора, заключенного между Рублевой Т.Б. как работником и индивидуальным предпринимателем Фирсовой Е.С. как работодателем, таких гарантий при увольнении, как выплата выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого на период трудоустройства, не предусмотрено. При этом суд указал, что регулирование труда работников, работающих у работодателей - физических лиц, к категории которых относится Фирсова Е.С., имеет установленные главой 48 Трудового кодекса Российской Федерации особенности, в том числе определение трудовым договором случаев и размеров выплачиваемых таким работникам выходного пособия и других компенсационных выплат при прекращении трудового договора. Трудовой кодекс Российской Федерации не предоставляет данной категории работников гарантий в виде сохраняемого заработка на период трудоустройства, как это предусмотрено частью 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации для лиц, работающих в организациях.