Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
- Статья 171. Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам
- Статья 173. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, и работникам, поступающим на обучение по указанным образовательным программам
Ссылка в кассационной жалобе на то, что судом необоснованно отвергнуты положения статьи 172 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах и органах местного самоуправления, определяются законами, регулирующими статус и порядок деятельности названных лиц, основана на неправильном толковании норм материального права.
Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2003 N 56-Г03-15
В статье 165 ТК РФ перечислены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в числе которых Кодексом установлен случай предоставления гарантий работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей. Содержание этой нормы раскрывается в статьях 170, 171, 172 Кодекса. Так, статьей 172 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, и определяется, что гарантии таким лицам устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок их деятельности.
Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2004 N 46-Г04-22
Ссылку в кассационной жалобе на то, что оспариваемый Закон соответствует ст. 172 Трудового кодекса РФ, нельзя признать правильной.
Названная норма касается гарантий работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26.10.2005 N 6-пв05
В этой же связи нельзя согласиться с выводом суда о том, что оспоренная норма согласуется с положениями ст. ст. 6, 11, 164, 165, 172 Трудового кодекса Российской Федерации и не противоречит федеральному законодательству.
Поскольку судами при рассмотрении настоящего дела допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Президиум Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым вынести новое решение об удовлетворении требований прокурора, не передавая дело на новое рассмотрение.
Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2007 N 93-Г07-12
Как установлено в судебном заседании, и видно из материалов дела, В. является неработающим пенсионером, депутат Магаданской областной Думы не на постоянной и не на профессиональной основе и положения ст. 172 ТК РФ на него не распространяются.
Довод заявителя о том, что в ранее действовавшей редакции пункт 9 статьи 8 Закона Магаданской области "О Магаданской областной Думе" предусматривал депутату оплату за время работы с избирателями, в связи с чем изложение данной нормы в оспариваемой редакции нарушает его права на получение вознаграждения за работу, правильно признан несостоятельным.
Определение Верховного Суда РФ от 13.07.2005 N 58-Г05-15
Ссылка ссуда на нормы ч. 2 ст. 6, ст. 172 Трудового кодекса Российской Федерации является необоснованной, поскольку пунктом "а" части 3 статьи 33 Закона края депутатам представительного органа местного самоуправления, работающим на постоянной основе, устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск не в связи с избранием их на выборные должности, а в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и т.п., а полномочия субъекта Российской Федерации по принятию правовых актов, содержащих нормы трудового права, определены по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Определение Верховного Суда РФ от 13.07.2005 N 58-Г05-16
Ссылка суда на нормы ч. 2 ст. 6, ст. 172 Трудового кодекса Российской Федерации является необоснованной, поскольку пунктом "а" части 3 статьи 34 Закона края депутатам устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск не в связи с избранием их на выборные должности, а в связи с проживанием в остальных районах Севера, где установлен районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, а полномочия субъекта Российской Федерации по принятию правовых актов, содержащих нормы трудового права, определены по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2006 N 1-Г06-15
Что же касается доводов кассационной жалобы о том, что гарантии трудовых прав депутата представительного органа Законом субъекта Российской Федерации установлены в рамках статьи 172 Трудового кодекса Российской Федерации, в дополнение к общим гарантиям, они не могут повлиять на отмену решения, поскольку основаны на неправильном толковании этой федеральной нормы.
Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2006 N 1-Г06-16
Что же касается доводов кассационной жалобы о том, что гарантии трудовых прав глав муниципальных образований Законом субъекта Российской Федерации установлены в рамках статьи 172 Трудового кодекса Российской Федерации, в дополнение к общим гарантиям, они не могут повлиять на отмену решения, поскольку основаны на неправильном толковании этой федеральной нормы.
Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2004 N 38-Г03-12
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в числе которых установлен случай предоставления гарантий работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей, перечень которых не является исчерпывающим, может быть расширен, в том числе федеральными законами. Статьей 172 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, указано, что гарантии таким лицам устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок их деятельности.
Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2003 N 3-Г03-5
Гарантии, указанные в ст. 24 оспариваемого Закона, в целом согласуются с принципами осуществления совместного нормотворчества Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, позволяющими субъектам Российской Федерации принимать по предметам совместного ведения собственные нормативные правовые акты по вопросам, в том числе, и не урегулированным в соответствующих федеральных законах, и положениями ст. ст. 5, 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст. ст. 6, 11, 164, 165, 172 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими создание депутатам представительных органов местного самоуправления необходимых условий для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий путем установления для них Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации особого статуса, включающего в себя и дополнительные трудовые гарантии, обеспечивающие защиту депутатов от незаконного увольнения с работы и необоснованного изменения им существенных условий труда. Поскольку федеральный закон о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации отсутствует, то с учетом изложенных выше обстоятельств Республика Коми обоснованно приняла собственный нормативный правовой акт, содержащий нормы о статусе депутатов советов муниципальных образований Республики Коми, которые предусматривают более высокий по сравнению с действующим трудовым законодательством уровень защиты трудовых прав этих депутатов. При этом установленные в ст. 24 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" меры защиты трудовых прав депутатов представительных органов местного самоуправления сами по себе не противоречат основным началам трудового законодательства, т.к. не исключают право работодателя на применение положений ст. ст. 73, 77, 81 Трудового кодекса Российской Федерации при наличии согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления, и с точки зрения права граждан на осуществление местного самоуправления через свои выборные органы являются соразмерными и оправданными.