Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.
- Статья 44. Изменение и дополнение коллективного договора
- Статья 46. Содержание и структура соглашения
Согласно статье 45 Трудового кодекса РФ соглашение представляет из себя правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на различных уровнях социального партнерства.
В силу статьи 29 Трудового кодекса РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2020 N 50-АПА19-17
Отраслевое тарифное соглашение, которое может заключаться на федеральном уровне социального партнерства, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Такое соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (часть 8 статьи 45, части 3 и 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 09.08.2018 N 73-АПГ18-6
В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Из материалов дела следует, что по предложению регулируемой организации расходы на оплату труда составили 59 945,79 тыс. руб., органом регулирования учтено в необходимой валовой выручке 28 019,90 тыс. руб.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2019 N 34-КГ18-22
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2019 N 127-АПА19-10
В силу статей 45 и 48 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) и действует как в отношении работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, так и работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.11.2019 N 66-АПА19-8
В обоснование требований административный истец указал, что тарифный орган неправомерно не учел экономически обоснованные плановые расходы по статье "Затраты на оплату труда", определенные в соответствии с положениями Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 гг., утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г. (далее - Отраслевое тарифное соглашение), произвел расчет исходя из фактического фонда оплаты труда за 2016 г., умноженного на индексы потребительских цен на 2017 - 2018 гг., с исключением экономически не обоснованных затрат, нарушив пункты 16 - 17, 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее также - Основы ценообразования) и пункты 21, 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию (далее также - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", статьи 45 и 48 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, из необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) исключены фактические расходы на выплату заработной платы сотрудникам за 2016 г. в размере 16 792,2 тыс. руб., заявленные в качестве выпадающих доходов. При оценке размера расходов на оплату труда тарифный орган использовал договор на оказание консалтинговых услуг от 27 ноября 2015 г. N 12/2015 и одновременно этот договор оценил в рамках статьи затрат "Прочие расходы" с использованием расчета численности персонала и фактической средней заработной платы, несмотря на то, что стоимость услуг по договору определена в твердой денежной сумме за весь комплекс услуг по результатам проведенных торгов.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 N 87-АПГ18-1
В апелляционной жалобе акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, относительно необоснованности непринятия в полном объеме расходов на использование арендуемого подвижного состава на 2017 г., по управлению и эксплуатации подвижного состава, на ремонт подвижного состава. По мнению Общества, оснований для применения арендной ставки 2011 г. с последующей ее индексацией у Департамента не имелось, поскольку действовала ставка, утвержденная Правлением ОАО "РЖД" на 2015 г. Указывает, что производство отчислений в негосударственный пенсионный фонд является обязанностью, установленной заключенным на федеральном уровне отраслевым соглашением, регулирующим трудовые правоотношения. Исключение расходов на оплату проезда к месту отдыха всем работникам (не только трудящимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям) противоречит пунктам 5, 23.2, 23.4, 22.9.2.1 Методики N 235-т/1, статьям 5, 45, 48, 325 Трудового кодекса Российской Федерации. Расходы на уплату госпошлины за рассмотрение ФСТ России досудебных дел по разногласиям в оценке экономически обоснованных затрат были понесены Обществом в связи с нарушением органами тарифного регулирования Владимирской, Вологодской, Кировской и Ярославской областей норм законодательства в сфере тарифного регулирования. Законодательством основания для возврата госпошлины или иного возмещения данных расходов не установлены.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.07.2015 N 1-АПГ15-8
Вместе с тем в силу положений статей 40 и 45 Трудового кодекса Российской Федерации под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей, а под соглашением - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2016 N 67-КГ15-23
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (часть 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.12.2016 N 67-КГ16-22
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01.02.2016 N 67-КГ15-14
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.