Статья 147. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
- Статья 146. Оплата труда в особых условиях
- Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями
1. Единого нормативного правового акта, который бы содержал перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, дающего право работникам на повышенную оплату труда, пока нет.
2. В отношении лишь некоторых категорий работников (медицинских, занятых на работах с химическим оружием, водолазов и др.) приняты специальные акты, устанавливающие повышенный размер оплаты труда при выполнении работ в неблагоприятных для них условиях.
3. В части, не противоречащей ТК и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, продолжают действовать утвержденные в свое время Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС типовые перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, а также типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты.
4. Конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых в указанных выше неблагоприятных условиях, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК).
Однако с 1 января 2014 г. вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в ТК РФ внесены изменения, которыми процедура аттестации рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда и вопросы порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы статьями 92, 117 и 147 ТК РФ. В связи с этим постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 726.
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.10.2006 N 86/06 по делу N А76-1078/05-46-383
В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Определение Верховного Суда РФ от 22.02.2006 N 46-Г06-3
Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 7 указанного областного Закона, ссылаясь на то, что эта норма не соответствует положениям установленным ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, ст. 7 областного закона предусмотрено, что тарифные ставки (оклады) работников государственных учреждений Самарской области, занятых на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышений тарифных ставок (окладов) устанавливаются правительством Самарской области. Между тем п. 1 ст. 147 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на таких работах, должна быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами. По мнению прокурора, отсутствие в Законе области указания на то, что оплата труда работников, занятых на таких работах, должна быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами (что предусмотрено Трудовым кодексом РФ), ущемляет права на оплату труда и законные интересы работников государственных учреждений Самарской области, занятых на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда.
Определение ВАС РФ от 19.03.2009 N ВАС-3068/09 по делу N А76-8289/2008-33-152
При рассмотрении спора суды оценили представленные доказательства и установили, что доплаты, предусмотренные статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, производились обществом на основании коллективного договора и локального соглашения по охране труда, заключенного между обществом и местным комитетом первичной профсоюзной организации. Указанные доплаты включались в состав заработной платы и в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц. Суды также установили, что помимо указанных выплат, общество производило компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, предусмотренные коллективным договором и локальным соглашением по охране труда, на основании статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом рекомендаций, изложенных в акте независимой экспертизы оценки условий труда работников общества, проведенной временной экспертной комиссией Объединенной профсоюзной инспекцией труда РОСТ. На основе установленных обстоятельств суды сделали вывод о том, что эти компенсационные выплаты согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Определение ВАС РФ от 21.08.2008 N 8703/08 по делу N А76-20701/2007-37-873
Судами установлено, что выплаты, произведенные обществом в качестве повышенного размера оплаты труда в соответствии со статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, были включены в объект налогообложения. Судами сделан вывод о том, что компенсации, установленные пунктом 3.3.3 коллективного договора в соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению в силу пункта 3 статьи 217, подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение ВАС РФ от 26.02.2009 N 16699/08 по делу N А32-1730/2008-4/62
Общество "Новоросметалл" производит выплату компенсаций в размере установленном коллективным договором, исходя из своего финансово-экономического положения и по им же самим утвержденному списку работников. Поэтому выплачиваемые компенсации являются элементами оплаты труда и осуществляются применительно к статье 147 Трудового кодекса РФ.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 952-О
Статьи 92, 147 и 152 Трудового кодекса Российской Федерации были применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", представленными заявительницей материалами не подтверждается применение судом в ее конкретном деле положений статей 117 и 146 Трудового кодекса Российской Федерации, а потому ее жалоба в этой части, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.10.2017 N 25-КГ17-23
Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
Определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2022 N 3022-О
ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 129, 133 И 147 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2022 N 46-КАД22-15-К6
21 августа 2020 года по результатам проведенной на основании обращений Исаковой Г.И. и Шевяковой А.Н. внеплановой документарной проверки соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Государственная инспекция труда в Самарской области в адрес ГБУК "Самарская филармония" вынесла предписание об устранении выявленных нарушений, которым на филармонию возложена обязанность: устранить нарушение статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ), выразившееся в отсутствии в трудовых договорах, заключенных с работниками, сведений об условиях труда на рабочих местах, указать сведения об условиях труда в трудовых договорах работников Шевяковой А.Н., Исаковой Г.И. (пункт 1); устранить нарушение статьи 147 ТК РФ, выразившееся в отсутствии оплаты труда в повышенном размере лицам, работающим с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, проведенной 13 ноября 2015 года, начислить и выплатить лицам, работающим во вредных условиях труда, надбавку за вредные условия труда начиная с 13 ноября 2015 года по настоящее время (пункт 2); устранить нарушение статьи 117 ТК РФ, выразившееся в непредоставлении дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда второй степени, установленном по результатам специальной оценки условий труда, проведенной 13 ноября 2015 года, обеспечить предоставление дополнительных отпусков лицам, работающим с вредными условиями труда второй степени (пункт 3).
Определение Верховного Суда РФ от 06.08.2018 N 306-КГ18-10733 по делу N А06-2798/2017
Удовлетворяя требования НИИ по изучению лепры и признавая оспариваемый пункт представления недействительным, суды руководствовались статьями 129, 135, 147, 219, 372 Трудового кодекса Российской Федерации, Положением о введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.08.2008 N 463н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации".