ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июля 2011 г. N ВАС-6691/11
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Петровой С.М., судей Зориной М.Г. и Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 2 (ул. Юности, д. 17, г. Белово, 652600) от 26.04.2011 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 13.09.2010 по делу N А27-7262/2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.03.2011 по тому же делу по заявлению государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 2 к индивидуальному предпринимателю Лейпи А.А. (ул. Советская, д. 39, кв. 36, г. Белово, 652600) о взыскании расходов.
Суд
установил:
государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 2 (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Лейпи А.А. 99 659 рублей 97 копеек, выделенных ему на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.09.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 22.03.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов фонд просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Спор касается обоснованности возмещения предпринимателю расходов по выплате пособия по беременности и родам главному бухгалтеру Шичкиной А.Н.
Предприниматель Лейпи А.А. является страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В марте 2008 года предприниматель заключила трудовой договор с Шичкиной А.Н., приняв ее на должность главного бухгалтера и установив должностной оклад 31 000 рублей в месяц.
В связи с наступлением страхового случая - уходом Шичкиной А.Н. в отпуск по беременности и родам, на основании больничного листа ВП 2129246 предприниматель начислила и выплатила Шичкиной А.Н. 138 267 рублей 58 копеек пособия по беременности и родам за период с 15.04.2008 по 01.09.2008 и 390 рублей единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
В апреле 2008 года предприниматель обратилась в фонд с заявлением о выделении средств обязательного социального страхования на осуществление (возмещение) названных расходов.
По результатам камеральной проверки представленных документов фонд принял решение от 25.04.2008 N 1294 о выделении предпринимателю выплаченных им сумм пособия.
Однако в ходе проведения выездной документальной проверки фонд пришел к выводу, что действия предпринимателя по приему Шичкиной А.Н. на должность главного бухгалтера с 01.03.2008 с должностным окладом в размере 31 000 рублей направлены на неправомерное возмещение за счет средств фонда 99 659 рублей 97 копеек пособия по беременности и родам.
Решением от 18.01.2010 N 1 (далее - решение) у предпринимателя не приняты в счет средств, полученных от фонда, 99 659 рублей 97 копеек расходов на выплату пособия по беременности и родам главному бухгалтеру Шичкиной А.Н., а также предложено перечислить указанную сумму фонду.
Указанное решение мотивировано тем, что Шичкина А.Н. работала главным бухгалтером у предпринимателя с 2006 года, при этом ее должностной оклад составлял 7 500 рублей. Затем, 02.02.2008 Шичкина А.Н. уволилась и с 01.03.2008 была вновь принята на работу в этой же должности с окладом 31 000 рублей. Кроме того, в решении указано, что пособие по временной нетрудоспособности было начислено предпринимателем не пропорционально фактически отработанному Шичкиной А.Н. времени.
На основании решения предпринимателю выставлено требование от 02.02.2010 N 1 о возврате в срок до 19.02.2010 средств, полученных от фонда на цели обязательного социального страхования.
В связи с неисполнением предпринимателем указанного требования, фонд обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании этой суммы.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, установили, что между предпринимателем и застрахованным лицом Шичкиной А.Н. имеются трудовые отношения, соответствующими документами подтверждается наступление страхового случая и выплата пособия застрахованному лицу. Учитывая названные обстоятельства, суды сделали вывод о соблюдении предпринимателем всех условий, необходимых для возмещения ему расходов по выплате пособия по беременности и родам.
Отказывая в удовлетворении заявленного фондом требования, суды сочли недоказанным создание предпринимателем искусственной ситуации, направленной на завышение размера заработной платы застрахованного лица, с целью неправомерного получения средств фонда в спорной сумме. Выводы судов основаны на положениях статей 132, 135, 285 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 8, 9, 13 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), статей 13 и 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.
Предприниматель, являясь страхователем наемных работников, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Из положений статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) и статьи 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) следует, что выплата пособия по беременности и родам гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" утверждена Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, формируемых, в том числе, и за счет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Согласно пунктам 2.2, 2.4, 2.6, 3.3 и 8.5 названной Инструкции расходы на выплату пособий по беременности и родам подлежат возмещению в случае документального подтверждения фактов наступления страхового случая, наличия трудовых отношений, выплаты и размера пособия, а также представления документов, подтверждающих уплату налогов в соответствии с применяемой системой налогообложения и страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Расходы, произведенные страхователями-работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений фонда не принимаются в счет средств, полученных от отделений фонда.
Наличие трудовых отношений между предпринимателем и застрахованным лицом Шичкиной А.Н., наступление страхового случая, а также представление предпринимателем соответствующих документов подтверждены материалами дела и заявителем не оспаривается.
С учетом изложенного, вывод судов о соблюдении предпринимателем условий, необходимых для возмещения расходов по выплате Шичкиной А.М. пособия по беременности и родам является обоснованным.
Между тем судами не учтено следующее.
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ, пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
В соответствии пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
С 01.01.2007 указанные пособия исчислялись из среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
Пунктом 8 названного Положения установлен перечень периодов, которые исключаются из расчетного периода (12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам) при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия.
Время работы у другого страхователя-работодателя в данном перечне не поименовано.
Таким образом, в целях исчисления пособия по беременности и родам в рассматриваемый период расчет среднего заработка застрахованного лица производился исходя из фактически начисленной этому лицу заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, включая средний заработок за время работы у другого страхователя-работодателя.
Данному выводу корреспондируют положения пункта 59 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 "Об утверждении методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам".
Пунктом 59 названных Методических указаний установлено, что в случае, если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке на основании копий трудовых договоров.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом от 01.02.2006 N 2-60 Шичкина А.Н. (Клейменова А.Н.) принята предпринимателем на должность главного бухгалтера с 01.02.2006. За выполнение трудовых обязанностей ей установлен должностной оклад с 01.05.2007 в размере 7 500 рублей в месяц.
Указанный трудовой договор прекращен 02.02.2008 в связи с его расторжением по инициативе работника.
Приказом от 01.03.2008 N 3 Шичкина А.Н. вновь принята на работу на ту же самую должность (главный бухгалтер), однако за выполнение трудовых обязанностей ей установлен должностной оклад в размере 31 000 рублей.
Пособие по беременности и родам Шичкиной А.Н. исчислено предпринимателем из среднего заработка, рассчитанного исходя из фактически начисленной ей заработной платы за март 2008 года, то есть 31 000 рублей, что противоречит положениям пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010).
При таких обстоятельствах основания для принятия в счет средств, полученных предпринимателем от фонда по решению от 25.04.2008 N 1294, расходов, произведенных им на выплату пособия по беременности и родам Шичкиной А.Н., отсутствуют, поскольку при определении среднего заработка застрахованного лица предприниматель неправильно установила расчетный период, а также не учла начисленную этому лицу за этот период заработную плату.
С учетом изложенного, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса является основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А27-7262/2010 Арбитражного суда Кемеровской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 13.09.2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.03.2011.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 30 августа 2011 года.
Председательствующий судья
С.М.ПЕТРОВА
Судья
М.Г.ЗОРИНА
Судья
А.А.ПОПОВЧЕНКО