Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Комментарий к ст. 355 TК РФ
Закрепленные настоящей статьей принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда исходят из требований Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) о необходимости обеспечить инспекторами труда применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и к охране трудящихся в процессе их работы.
Судебная практика по статье 355 TК РФ
С учетом этих обстоятельств и принимая во внимание, что обращение работника в федеральную инспекцию труда является обращением в орган, уполномоченный законом (ст. 353 - 355 ТК РФ) защищать трудовые права граждан и свидетельствует о его желании восстановить нарушенное право, суд надзорной инстанции нашел возможным и необходимым признать причину пропуска истицей срока на обращение в суд уважительной.
Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 2177-О
Что касается оспариваемых заявителем статей 355 - 358 Трудового кодекса Российской Федерации и положений статей 5, 8, 10 и 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", то с момента вынесения судебных постановлений (решение Ленинского районного суда города Севастополя от 22 мая 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 15 августа 2017 года), представленных заявителем и подтверждающих факт применения данных норм в его деле, и до подачи им первоначальной жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации (17 марта 2019 года) прошло более года - срока, предусмотренного для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Письма сотрудников аппарата Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 года и от 22 января 2019 года, которыми заявителю был разъяснен порядок обжалования указанных судебных актов в кассационном порядке, не могут рассматриваться как документы, подтверждающие применение указанных норм в обозначенном в жалобе аспекте.
Определение Конституционного Суда РФ от 21.07.2022 N 1812-О
ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 355, 356, 357 И 358 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЕЙ 40, 150, 174 И 390.3
ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СТАТЕЙ 8, 10 И 12 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОРЯДКЕ