КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2024 г. N 344-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ОСТАНИНОЙ ЛЮДМИЛЫ КОНСТАНТИНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 2 ЗАКОНА НОВОСИБИРСКОЙ
ОБЛАСТИ "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛОГО
ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ,
ПРОЖИВАЮЩИХ И РАБОТАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, ПОСЕЛКАХ
ГОРОДСКОГО ТИПА НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Л.К. Останиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Л.К. Останина оспаривает конституционность статьи 2 Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 года N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" (в редакции, действовавшей до принятия Закона Новосибирской области от 5 октября 2022 года N 249-ОЗ), закреплявшей распространение данного Закона на педагогических работников государственных образовательных организаций Новосибирской области, муниципальных образовательных организаций и частных образовательных организаций, руководителей государственных образовательных организаций Новосибирской области, муниципальных образовательных организаций и частных образовательных организаций и их заместителей, руководителей структурных подразделений государственных образовательных организаций Новосибирской области, муниципальных образовательных организаций и частных образовательных организаций и их заместителей, старших мастеров, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области (далее - работников образования), а также на проживающих совместно с ними членов их семей (часть 1); сохранение права на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, за гражданами при условии, что на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 года: они работали в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в части 1 той же статьи; стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в должностях, относящихся к категориям, указанным в части 1 той же статьи, составляет не менее 10 лет; они имели право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с данным Законом; они проживали в сельской местности или поселках городского типа на территории Новосибирской области (часть 3).
По мнению заявительницы, оспариваемая норма, примененная в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 39 (часть 1), 45 (часть 1) и 55 (части 2 и 3), поскольку не предусматривает сохранение права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг проживающим в сельской местности и поселках городского типа членам семьи умершего пенсионера из числа работников образования при том, что согласно разъяснению "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" (утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22) при соблюдении определенных условий за указанными лицами сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также возлагая на государство обязанность по обеспечению социальной защиты граждан и одновременно гарантируя защиту их достоинства и уважение человека труда (статьи 7 и 75.1), не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, а социальную защиту, включая социальное обеспечение, относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, предусмотрев для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), меры социальной поддержки - сначала в виде права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, а затем в виде права на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения - и возложив на субъекты Российской Федерации обязанность по определению механизма реализации и финансовому обеспечению такого рода мер, предоставляемых педагогическим работникам региональных и муниципальных образовательных учреждений (абзац третий пункта 5 статьи 55 утратившего силу с 1 сентября 2013 года Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в редакции федеральных законов от 13 января 1996 года N 12-ФЗ и от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ; часть 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), вместе с тем не выделил отдельно право на эти меры социальной поддержки для пенсионеров из числа указанных работников, которые пользовались соответствующими мерами на момент установления (назначения) им пенсии, а также членов их семей.
Законодатель Новосибирской области, действуя в рамках своих полномочий в сфере социальной защиты, за счет средств областного бюджета не только установил меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, но и предусмотрел возможность их предоставления с учетом проживающих совместно с ними членов их семей, а также сохранение права на данные меры при соблюдении определенных условий для пенсионеров из числа указанных работников и проживающих с ними членов их семей (статьи 2 - 3 Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 года N 493-ОЗ; часть 2 статьи 5 Закона Новосибирской области от 6 декабря 2013 года N 380-ОЗ "О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области").
Кроме этого, было существенно изменено и содержание мер социальной поддержки, предоставляемых указанным лицам, в частности, за счет включения в состав подлежащих компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг платы за иные, помимо отопления и освещения, виды коммунальных услуг (статья 3 Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 года N 493-ОЗ).
Таким образом, оспариваемая норма принята в рамках дискреционных полномочий законодателя Новосибирской области и является элементом правового механизма, направленного в первую очередь на стимулирование заинтересованности работников образования в выборе при определении места работы именно сельской местности (поселков городского типа) в Новосибирской области и сохранение там квалифицированных кадров, а также призванного обеспечить сохранение уровня социальной поддержки названной категории граждан после оставления ими работы в образовательных организациях и выхода на пенсию по старости, в том числе с учетом проживающих совместно с ними членов семей. Следовательно, статья 2 Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 года N 493-ОЗ не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявительницы, которая к данной категории граждан не относится.
Разрешение же вопроса о возможности расширения круга лиц, имеющих право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных для работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Останиной Людмилы Константиновны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН