ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2020 г. N 60-КА20-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной инспекции труда в Камчатском крае на постановление Президиума Камчатского краевого суда от 18 сентября 2019 года по административному делу N 2а-1086/19 по административному исковому заявлению акционерного общества "Аметистовое" об оспаривании отдельных пунктов предписания Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 9 ноября 2018 года N 41/12-2557-18-и.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае Кузьмина Д.Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя акционерного общества "Аметистовое" Голицына П.Ю., просившего оставить обжалуемое судебное постановление в силе, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
акционерное общество "Аметистовое" (далее также - АО "Аметистовое") обратилось в суд с административным иском о признании незаконными пунктов 1 и 4 предписания Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 9 ноября 2018 года N 41/12-2557-18-и, которыми возложена обязанность на АО "Аметистовое" устранить выявленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно предписано отменить приказы о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения в отношении работников, указанных в пункте 1; на основании статей 357, 419 Трудового кодекса Российской Федерации рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, допустивших указанные нарушения, к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
В обоснование заявленных требований общество указывало, что оспариваемые пункты предписания являются незаконными, считая, что государственный инспектор труда не имел полномочий на вынесение обжалуемого предписания. Поскольку применение административным истцом дисциплинарного взыскания к своим сотрудникам в виде увольнения за прогул является законным и обоснованным, то отмена административным ответчиком приказов об их увольнении повлечет за собой последствия в виде восстановления их на работе, в связи с чем будут нарушены права граждан, принятых на должности уволенных сотрудников.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31 января 2019 года административное исковое заявление акционерного общества "Аметистовое" удовлетворено частично. Признан незаконным пункт 1 предписания Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 9 ноября 2018 года N 41/12-2557-18-и. В удовлетворении административного иска в части признания незаконным пункта 4 предписания Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 9 ноября 2018 года N 41/12-2557-18-и отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 23 мая 2019 года решение суда первой инстанции в части признания незаконным пункта 1 предписания Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 9 ноября 2018 года N 41/12-2557-18-и отменено, в удовлетворении административного искового заявления АО "Аметистовое" в части признания незаконным пункта 1 обжалуемого предписания отказано.
Постановлением Президиума Камчатского краевого суда от 18 сентября 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 23 мая 2019 года отменено, решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31 января 2019 года оставлено в силе.
В кассационной жалобе, адресованной Верховному Суду Российской Федерации, Государственная инспекция труда в Камчатском крае просит отменить постановление Президиума Камчатского краевого суда от 18 сентября 2019 года, как постановленное с существенным нарушением норм процессуального и материального права, отмечая, что обжалуемое предписание соответствует нормам трудового законодательства Российской Федерации, было вынесено Государственной инспекцией труда в Камчатском крае на основании акта проведенной внеплановой выездной проверки, в ходе которой были установлены нарушения трудового законодательства, допущенные АО "Аметистовое".
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 24 марта 2020 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к выводу о существенных нарушениях судом кассационной инстанции норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что по обращению председателя комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Нилова Я.Е. и коллективному обращению работников АО "Аметистовое", поступившему в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае от депутата Государственной Думы Яровой И.А., на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 3 ноября 2018 года, главным государственным инспектором труда Павленко И.А. в отношении АО "Аметистовое" 9 ноября 2018 года проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой был составлен акт проверки.
Как следует из акта проверки Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 9 ноября 2018 года, инспектором труда Павленко И.А. установлено, что с 28 октября 2018 года работниками АО "Аметистовое" была приостановлена работа по исполнению своих должностных обязанностей. В 20 часов указанной даты работники автотранспортного цеха и участка открытых горных работ в количестве 99 человек, получив наряд-задание и пройдя предсменный медицинский осмотр, отказались от выполнения трудовых обязанностей и не вышли на рабочие места, мотивируя свой отказ неудовлетворенностью уровнем заработной платы и невыполнением ранее предъявленных работодателю в письменной форме требований. В связи с невозможностью урегулирования спора руководством ООО "Интерминералс" принято решение о расторжении трудовых отношений с работниками, не согласными продолжить свою трудовую деятельность в соответствии с условиями заключенных с ними трудовых договоров. Трудовые договоры были расторгнуты с 53 работниками из 99, принявших участие в акции протеста, из них 13 работников уволены в связи с однократным грубым нарушением трудовых обязанностей - прогулом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 77, подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
По мнению трудового инспектора, приказы о применении дисциплинарных взысканий в виде увольнения к работникам Алпатьеву Н.А., Блинову С.В., Даминдарову Р.А., Корневу В.В., Маринчуку А.В., Перепилицыну М.А., Ребрикову А.И., Саблину А.С., Репину Н.В., Савинову П.В., Сараеву И.В., Седову А.В. и Шаталову А.В. изданы с нарушением положений статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия дисциплинарного проступка в виде прогула, что свидетельствует об очевидном нарушении норм трудового законодательства.
Кроме того, при проверке государственным инспектором были установлены нарушение АО "Аметистовое" требований статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации, выразившееся в отсутствии локального нормативного акта, устанавливающего порядок индексации заработной платы работникам, а также нарушение части 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, касающееся сроков расчетов при увольнении.
Предписанием Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 9 ноября 2018 года N 41/12-02557-18-и на АО "Аметистовое" была возложена обязанность устранить выявленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
пункт 1 - в срок до 14 ноября 2018 года отменить приказы о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения в отношении: Алпатьева Н.А. (приказ N 484-ув от 1 ноября 2018 года), Блинова С.В. (приказ N 535 ув от 2 ноября 2018 года), Даминдарова Р.А. (приказ N 480 ув от 1 ноября 2018 года), Корнева В.В. (приказ N 634 ув от 2 ноября 2018 года), Маринчука А.В. (приказ N 492 ув от 1 ноября 2018 года), Перепилицына М.А. (приказ N 512 ув от 1 ноября 2018 года), Ребрикова А.И. (приказ N 529 ув от 2 ноября 2018 года), Саблина А.С. (приказ N 511 ув от 1 ноября 2018 года), Репина Н.В. (приказ N 513 от 1 ноября 2018 года), Савинова П.В. (приказ N 508 от 1 ноября 2018 года), Сараева И.В. (приказ N 487 от 1 ноября 2018 года), Седова А.В. (приказ N 530 от 2 ноября 2018 года) и Шаталова А.В. (приказ N 493 от 1 ноября 2018 года), как изданные с нарушением части 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации. Дисциплинарное взыскание применять за совершение дисциплинарного проступка;
пункт 2 - в срок до 30 ноября 2018 года установить локальными нормативными актами с учетом мнения представительного органа работников порядок индексации заработной платы;
пункт 3 - с 9 ноября 2018 года выплату всех сумм, причитающихся работнику в связи с прекращением трудового договора, производить в день увольнения работника;
пункт 4 - в срок до 30 ноября 2018 года на основании статей 357, 419 Трудового кодекса Российской Федерации рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, допустивших указанные нарушения, к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Копию приказа представить в адрес Государственной инспекции труда Камчатского края.
Удовлетворяя требования АО "Аметистовое" в части признания незаконным пункта 1 предписания об отмене приказов о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, суд первой инстанции исходил из того, что факт отсутствия вышеперечисленных работников на рабочем месте без уважительных причин нашел свое подтверждение в судебном заседании. Применение к уволенным работникам дисциплинарных взысканий в виде увольнений за прогул соответствует законодательству. В удовлетворении требований АО "Аметистовое" о признании незаконным пункта 4 предписания отказано, поскольку право государственного инспектора труда на предъявление работодателю обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности регламентировано статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования АО "Аметистовое" о признании незаконным пункта 1 предписания и отказывая в удовлетворении данного требования, суд апелляционной инстанции установил, что причиной отказа от выполнения трудовых обязанностей работников явилось их несогласие с размером оплаты труда и невыполнение работодателем предъявленных названными выше работниками к нему требований. При этом суд апелляционной инстанции также учел, что в день отказа от работы уволенные работники находились на территории АО "Аметистовое", и пришел к выводу о том, что работники АО "Аметистовое" отказались приступать к исполнению трудовых обязанностей в связи с принятием мер к защите своих трудовых прав. В связи с чем решение о прогуле работников, по мнению апелляционной инстанции, противоречит положениям подпункта "а" пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Президиум Камчатского краевого суда постановлением от 18 сентября 2019 года, отменяя апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 23 мая 2019 года и оставляя в силе решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31 января 2019 года, ссылаясь на анализ положений статей 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации, сделал вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, Государственная инспекция труда вправе выявлять правонарушения, но не решать трудовые споры, поскольку не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В связи с чем полагал, что содержащееся в пункте 1 предписание было вынесено государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, а потому является незаконным.
При вынесении постановления Президиумом Камчатского краевого суда не учтены положения статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации, в которых установлены порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, а также указано, что дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. К дисциплинарным взысканиям относится и увольнение по основаниям, установленным пунктом 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. К основным способам защиты трудовых прав и свобод отнесен государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, право выбрать способ защиты нарушенных трудовых прав, в том числе посредством обжалования дисциплинарного взыскания в виде увольнения в государственную инспекцию труда, является исключительным правом работника.
Статьей 356 упомянутого кодекса установлены основные полномочия федеральной инспекции труда, реализуемые ею в связи с возложенными на нее задачами, а именно осуществлять федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализировать обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимать меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; вести прием и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимать меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Согласно части 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
В силу статьи 360 упомянутого кодекса государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных упомянутой статьей. Основанием для проведения внеплановой проверки является в числе прочих поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Исходя из приведенных норм трудового законодательства Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
Также не принято судебной инстанцией во внимание и то обстоятельство, что по состоянию на 9 ноября 2018 года, на момент вынесения обжалуемого предписания, индивидуального трудового спора между указанными выше работниками и АО "Аметистовое" не существовало.
Поскольку в данном случае государственная инспекция труда действовала в рамках реализации полномочий по защите трудовых прав работников, предусмотренных статьями 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации, посредством федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, то вывод кассационной инстанции об отсутствии полномочий у Государственной инспекции труда в Камчатском крае по отмене приказов АО "Аметистовое" о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения в отношении перечисленных выше граждан нельзя признать законным и обоснованным.
В связи с изложенным постановление Президиума Камчатского краевого суда от 18 сентября 2019 года подлежит отмене с оставлением в силе апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 23 мая 2019 года.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
постановление Президиума Камчатского краевого суда от 18 сентября 2019 года отменить, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 23 мая 2019 года оставить в силе.