Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.
- Статья 116. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска
- Статья 118. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы
1. Правительство РФ в Постановлении от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" поручило Минздравсоцразвития России в 6-месячный срок после вступления в силу данного документа установить по регулированию социально-трудовых отношений указанным работникам сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии).
2. До введения в действие такого акта продолжает действовать прежний порядок установления сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда.
3. Продолжительность дополнительного отпуска установлена дифференцированно (от 6 до 36 рабочих дней) по Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298-П/22 (см. также комментарий к ст. 92 ТК).
4. Для отдельных категорий работников (например, медицинских и ветеринарных работников; лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.) право на дополнительный оплачиваемый отпуск возникает на основании и иных нормативных правовых актов.
Так, дополнительные отпуска предоставляются лицам, работающим на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (см. Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // ВВС РФ. 1992. N 32. Ст. 1861).
Заявитель обосновал свои требования тем, что данный нормативный акт бывшего Союза ССР противоречит действующему с 1 января 2014 г. Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ), а также статьям 92 и 117 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми введены минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, установленного по результатам специальной оценки условий труда. Ссылается на нарушение оспариваемым нормативным актом прав и законных интересов ФГУП "Атомфлот" как работодателя и участника предпринимательской деятельности, поскольку на него в нарушение требований законодательства Российской Федерации возлагается обязанность предоставлять компенсации за работу во вредных условиях труда, а именно предоставлять сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск не в зависимости от класса условий труда, определенного по результатам аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда), а в зависимости от наличия профессии в оспариваемом Перечне.
Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 949-О-О
2.2. Статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет общие правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Она направлена на обеспечение гражданам, работающим в указанных условиях, социальных гарантий и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан.
Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 19-В09-19
Принимая решение по делу, суд первой инстанции указал, что в нарушение статей 117, 120, 127 Трудового кодекса Российской Федерации, а также без учета положений Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС N 298/П-22 от 25 октября 1974 г., истице не были предоставлены дни дополнительного отпуска в количестве 14 дней, в связи с чем она имеет право на получение денежной компенсации в счет неиспользованного дополнительного отпуска.
Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2012 N АКПИ12-317
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов бывшего Союза ССР противоречат статьям 10, 12, 116, 117, 209, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда" и нарушают права и законные интересы Общества как работодателя и участника предпринимательской деятельности.
Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 N 1706-О
Однако, как следует из представленных Ю.В. Петровым судебных постановлений, вынесенных по его иску о восстановлении на работе, взыскании задолженности по заработной плате, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, вопрос о предоставлении ему права на сокращенную продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск на основании положений статей 92 и 117 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 не рассматривался, а оспариваемые нормы при разрешении его конкретного дела не применялись. В связи с этим жалоба заявителя не может расцениваться как отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25.05.2015 N 5-КГ14-161
Статья 117 ТК РФ в первоначальной редакции, гарантировавшая право работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предусматривала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 952-О
2.1. Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", представленными заявительницей материалами не подтверждается применение судом в ее конкретном деле положений статей 117 и 146 Трудового кодекса Российской Федерации, а потому ее жалоба в этой части, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1042-О
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЯМИ 92 И 117 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.10.2017 N 25-КГ17-23
Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2020 N 53-КГ19-17
31 декабря 2013 г. между Шестаковым В.В. и АО "КРАСМАШ" заключено соглашение к трудовому договору от 4 декабря 2007 г., согласно которому ему на основании статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации установлен дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда (подкласс 3.2) в количестве 7 календарных дней. Условия соглашения вступили в силу с 1 января 2014 г. Аналогичное соглашение заключено с Шестаковым В.В. 23 апреля 2015 г.
Определение Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 701-О
1. Гражданин Г.Я. Одиноков оспаривает конституционность положений статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (часть первая); продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (часть третья).