ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2019 г. N 3-4
Главная функция профессиональных союзов - представительство и защита социально-трудовых прав и интересов членов профсоюзов. Реализация данной функции должна быть сопряжена с участием профсоюзных организаций в формировании повестки нормотворческой работы уполномоченных государственных органов, а также собственной правотворческой работы на всех уровнях социального партнерства.
Необходимость правовых перемен диктуется временем и противоречиями правоприменительной практики.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что формирование правового статуса лица, работающего по трудовому договору, основывается на признании того, что труд такого лица организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, что возлагает на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении < 1 > .
< 1 > Постановления КС РФ от 15.03.2005 N 3-П, от 25.05.2010 N 11-П и от 19.12.2018 N 45-П.
Тем не менее при декларации намерения проводить в стране политику, способствующую развитию человеческого потенциала, внедрению принципов достойного труда, социальной справедливости, ответственности и социального партнерства < 2 > , делается все, чтобы сместить баланс интересов в сторону работодателей. В последнее время были провозглашены:
< 2 > Преамбула Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 - 2020 годы.
1) запуск "регуляторной гильотины": упразднение подзаконных правовых актов СССР и РСФСР, среди которых значительное количество актов, содержащих нормативные предписания, не имеющие аналога в современном российском законодательстве и непосредственно определяющие объем трудовых и социальных прав граждан;
2) существенное реформирование федеральной инспекции труда:
- сокращение численности государственных инспекторов труда (в 2 раза к концу 2025 года) < 3 > ;
< 3 > Проект "Совершенствование функции государственного надзора в Федеральной службе по труду и занятости в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (На конец 2018 года фактическая численность инспекторского состава в Российской Федерации составила 1835 человек. Данная численность включает в себя как инспекторов по охране труда, так и правовых инспекторов, соответственно, каждая категория государственных инспекторов труда еще меньше).
- планомерный отказ от проведения проверочных мероприятий и переориентация работы инспекции на "профилактические" мероприятия, направленные на снижение риска причинения вреда работодателям: самообследование, профилактическое сопровождение, стимулирование добросовестности < 4 > .
< 4 > Подготовленный Минтрудом России Проект структур нормативного правового регулирования по всем видам государственного контроля (надзора), предусмотренным для Роструда перечнем видов федерального государственного контроля (надзора) в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2019 года N ДМ-П36-5631.
Реализация государственной политики по сокращению функций и численности федеральной инспекции труда обусловливает необходимость укрепления статуса профсоюзных правовых и технических инспекций труда. Назрела необходимость законодательного закрепления полномочий правовых и технических инспекторов труда профсоюзов составлять протоколы об административных правонарушениях и выдавать обязательные для исполнения предписания.
Необходимо добиваться снятия неоправданных законодательных ограничений на реализацию профсоюзными организациями права на забастовку. Право на забастовку, как способ разрешения коллективных трудовых споров, предусмотрено Конституцией Российской Федерации и естественным образом вытекает из предусмотренного Конвенцией МОТ N 87 (1948 года) "О свободе объединений и защите права на организацию" права на организацию. Установленные законом условия, выполнение которых необходимо для проведения законной забастовки, должны быть разумными и не содержать значительных ограничений возможности профсоюзных организаций осуществлять те или иные действия. В частности, положение статьи 413 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) требует совершенствования и приведения в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации < 5 > .
< 5 > Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 1995 г. N 5-П.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в случаях нарушения трудового законодательства профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, разрешающие трудовые споры. Правоприменительная практика исходит из того, что при реализации данного права посредством обращения в суд необходима конкретизация (персонификация) лиц, в защиту которых обращается профсоюзная организация. Это приводит к тому, что профсоюзы, предпринимая попытки защитить права работников от неправомерных действий работодателя (при отсутствии конкретных заявлений с их стороны или указания фамилий тех, чьи права нарушены), не могут выполнить свою главную функцию по защите социально-трудовых прав.
Неправомерное поведение работодателя (представителя работодателя), совершенное в отношении одного работника, может стать началом практики неправомерного поведения по отношению к другим работникам. Возможность профсоюзной организации обжаловать подобное поведение, не привлекая внимание к личности пострадавшего (исключить раскрытие данных о членстве работника в профсоюзе, обеспечив реализацию пункта 5 статьи 86 ТК РФ), должна быть недвусмысленно определена в законе.
В связи с этим первостепенно наделение профсоюзов и объединений профсоюзов процессуальным правом по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться в суды с заявлениями в защиту их прав и интересов, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Игнорирование принципов построения и функционирования правовой системы, внутрисистемных связей и зависимостей приводит к внутренне противоречивому и структурно неупорядоченному законодательству. Пренебрежительное отношение к правовым нормам, сопряженное с неумелыми действиями правоприменителей, рождает немало проблем.
Так, с внесением изменений в ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ многие работодатели стали включать в сумму, не превышающую МРОТ, компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты без угрозы привлечения к ответственности за нарушение трудового законодательства. Тем самым система контроля и санкций, обеспечивающая выплату минимального месячного вознаграждения за труд не ниже величины МРОТ, была изменена, а правоприменительная практика пошла по другому пути.
Необходимо отметить, что на урегулирование этой проблемы были направлены Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 N 38-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш, постановления Исполкома ФНПР от 28.07.2010 N 4-3 "О ходе проведения профсоюзной кампании "МРОТ - по закону!" и от 21.02.2018 N 1-5 "О реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 N 38-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш".
Конституционным Судом Российской Федерации 11 апреля 2019 года было вынесено Постановление N 17-П, в котором:
во-первых, подтверждены ранее сформированные правовые позиции относительно сущности МРОТ и размера минимальной заработной платы (РМЗП);
во-вторых, впервые отмечается, что вознаграждение за труд является тарифной частью состава заработной платы в виде тарифной ставки, оклада, в том числе должностного;
в-третьих, взаимосвязанные положения статьи 129 , частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы, т.е. ее тарифной части) работника, не превышающей МРОТ, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2019 N 869-О уточнено, что системы оплаты труда разрабатываются на основе требований трудового законодательства, при этом работодатель должен гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев и вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность; учитывать, что выплаты компенсационного характера призваны компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов и, соответственно, оплата труда, осуществляемого в таких условиях, должна быть повышенной по сравнению с оплатой такого же труда, осуществляемого в нормальных условиях, а стимулирующие выплаты должны выполнять функцию побуждения работника к высокопроизводительному труду, повышению эффективности трудовой деятельности.
Согласно Декларации МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации обязательства и усилия государств - членов МОТ в контексте ускоряющихся темпов перемен должны быть направлены, в частности, на разработку политики в сфере оплаты труда для получения всеми справедливой доли плодов прогресса, а также получения прожиточного минимума всеми работающими и нуждающимися в такой защите (подпункт "II" пункта "А" раздела I). Эксперты МОТ сходятся во мнении, что в условиях растущего неравенства все более очевидны доказательства того, что минимальные зарплаты могут быть полезным инструментом для обеспечения социальной справедливости и "выравнивания" сферы оплаты труда.
Регулирующая роль МРОТ в сфере оплаты труда состоит в установлении в системах оплаты труда размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, выше которого должен оплачиваться труд квалифицированных категорий работников. Ту же роль и сущностное значение имеет и РМЗП, устанавливаемый в региональных соглашениях о минимальной заработной плате в субъектах Российской Федерации.
Общая государственная конституционная гарантия о праве каждого на вознаграждение за труд в размере не ниже МРОТ должна в полной мере распространяться и на работников бюджетной сферы. Вместо этого наблюдается отсутствие использования величины МРОТ в качестве стартовой позиции в тарифных системах бюджетных организаций, а также отсутствие должной дифференциации в уровнях оплаты труда работников разного уровня подготовки и квалификации, осуществляющих свою деятельность в разных условиях сложности, вредности, опасности и иных условиях, отклоняющихся от нормальных.
Установление в разных субъектах Российской Федерации разных размеров тарифных ставок (окладов) для работников бюджетной сферы одной профессиональной категории, выполняющих одинаковую трудовую функцию, не соответствует международному правовому принципу равного вознаграждения за труд равной ценности без какого бы то ни было различия и не способствует решению важнейшей государственной задачи - формированию единого правового пространства на территории Российской Федерации.
Не все членские организации ФНПР обращают внимание на необходимость приведения соглашений, заключаемых на всех уровнях социального партнерства, в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
Так, в Региональном соглашении о минимальной заработной плате в Псковской области от 26 марта 2019 г. N МВ-67 установлено, что минимальная заработная плата в Псковской области устанавливается равной МРОТ и является суммой выплат работнику, включающую тарифную ставку, оклад (должностной оклад), а также надбавки, компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера и иные выплаты компенсационного характера), стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), произведенные в текущем месяце.
В Региональном соглашении между о минимальной заработной плате в Ульяновской области от 15 ноября 2018 года N 124-ДП на территории Ульяновской области установлена минимальная заработная плата с 1 января 2019 года для работников основных производств внебюджетного сектора экономики в размере 14000 рублей в месяц, а для работников организаций, учрежденных Ульяновской областью или муниципальными образованиями Ульяновской области, а также работников малого и среднего предпринимательства - в размере МРОТ. Также установлено, что минимальной месячной заработной платой является сумма выплат работнику, включающая тарифную ставку, оклад (должностной оклад), ставку заработной платы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, произведенные в текущем месяце, предусмотренные локальными нормативными актами.
При обсуждении и заключении соглашений на региональном и отраслевом уровнях социального партнерства необходимо учитывать прежде всего позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 7 декабря 2017 года N 38-П:
во-первых, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника;
во-вторых, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих соглашение о минимальной заработной плате, помимо РМЗП самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат (т.е. стимулирующего и компенсационного характера), в частности, районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок;
в-третьих, при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации должна руководствоваться общими правилами определения содержания соглашения, установленными статьями 45 и 46 ТК РФ. В частности, согласно части первой статьи 45 ТК РФ полномочные представители работников и работодателей на всех уровнях социального партнерства, в том числе на региональном, должны действовать в пределах их компетенции.
Важнейшим направлением профсоюзного контроля является соблюдение условий труда и создание безопасных условий труда. Основные усилия должны быть направлены на профилактику и предупреждение травматизма и заболеваемости. С этой целью необходимо осваивать научные методы выявления опасных и вредных условий труда, оценки производственных рисков и заблаговременно принимать соответствующие меры по их снижению или устранению, в том числе внедрять современные средства коллективной и индивидуальной защиты работников. Очень важно создать хорошую правовую базу и обеспечить полный охват рабочих мест специальной оценкой условий труда. Охрана труда - это не только задача государства, но и общества в целом. Только совместными и согласованными действиями законодательной и исполнительной власти всех уровней, ученых и общественности можно добиться коренного улучшения условий труда.
Для ФНПР и ее членских организаций актуальным является вопрос реформирования системы обязательного социального страхования. В частности, ФНПР считает необходимым воссоздать в Российской Федерации внебюджетный фонд занятости населения. В государстве должно осуществляться страхование на случай безработицы. Величина страховых взносов в указанный фонд должна устанавливаться отдельно от действующих тарифов страховых взносов в Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также Пенсионный фонд России. Размер страхового пособия по безработице должен возмещать не менее 50 процентов утраченного заработка, но не выше предельно установленной заработной платы для начисления страховых взносов и не ниже величины МРОТ. Для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, впервые вышедших на рынок труда, длительно не работающих, предлагается сохранить выплату пособия по безработице из средств федерального бюджета, установив ее в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта Российской Федерации. Также предлагается внести изменения в законодательство Российской Федерации в части установления порядка индексации размера пособия по безработице по аналогии с установленным порядком индексации размеров иных социальных пособий.
Насущной потребностью является кодификация принятых нормативных правовых актов об обязательном государственном пенсионном страховании и пенсионном обеспечении. Необходимо восстановить индексацию пенсий работающим пенсионерам, сохранить институт досрочных пенсий и ранее установленные пенсионные льготы.
ФНПР обращает внимание на необходимость принятия нормативных правовых актов, расширяющих и защищающих права и свободы человека и гражданина, не допускающих их отмены или умаления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в сфере труда является обязанностью правового, социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Принимая во внимание изложенное, Генеральный Совет ФНПР постановляет:
1. Утвердить Программу нормотворческой деятельности ФНПР (прилагается).
2. Председателю ФНПР обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - членам межфракционной рабочей группы "Солидарность" по взаимодействию с профсоюзным движением и Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений с предложением выступить с законодательной инициативой по реализации отдельных положений Программы нормотворческой деятельности ФНПР.
3. Членским организациям ФНПР осуществлять работу по качественному совершенствованию содержания соглашений, заключаемых на всех уровнях социального партнерства, а также вносить предложения по актуализации Программы нормотворческой деятельности ФНПР.
4. Департаментам Аппарата ФНПР: правовому, социально-трудовых отношений и социального партнерства, социального развития; технической инспекции труда ФНПР обеспечить методическое сопровождение реализации Программы нормотворческой деятельности ФНПР.
5. Академии труда и социальных отношений, Санкт-Петербургскому Гуманитарному университету профсоюзов осуществлять научное сопровождение реализации Программы нормотворческой деятельности ФНПР.
Приложение
к Постановлению
Генерального Совета ФНПР
от 30 октября 2019 г. N 3-4
ПРОГРАММА
НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФНПР
1. Реализация конституционной гарантии свободы
деятельности профсоюзов
1.1. Установление приоритетного права профсоюзов на ведение коллективных переговоров с работодателем независимо от количества членов профсоюза в организации.
1.2. Распространение действия коллективных договоров на работников, которые уполномочили на определенных условиях соответствующих представителей на коллективных переговорах разработать и заключать коллективный договор от их имени, а также на работников, присоединившихся к договору после его заключения.
1.3. Совершенствование установленной процедуры объявления и проведения забастовок.
1.4. Наделение профсоюзов и объединений профсоюзов процессуальным правом по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться в суды с заявлениями в защиту их прав и интересов, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
2. Реализации основных государственных гарантий
по оплате труда
2.1. Нормативное правовое закрепление:
- минимального размера месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не ниже установленной федеральным законом величины минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ);
- минимального размера месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение о минимальной заработной плате или на которого указанное соглашение распространено, не ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности);
- размера базового оклада, базовой ставки заработной платы по профессиям, должностям работников, отнесенным к профессиональной квалификационной группе первого уровня, не ниже МРОТ;
- равного соотношения величины МРОТ с величиной минимального потребительского бюджета, обеспечивающего простое воспроизводство рабочей силы;
- единого порядка расчета размеров повышающих тарифных коэффициентов к минимальным базовым окладам и ставкам заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам на основе дифференциации типовых должностей;
- обязательности учета Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых решениями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- максимально определенного понятия индексации, применяемой в целях повышения уровня реального содержания заработной платы;
- обязанности работодателей регулярно производить опережающую индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
- основных принципов индексации, связанных с ее периодичностью и критериями (основаниями исчисления).
2.2. Работа по приведению положений действующих и вновь заключаемых региональных соглашений о минимальной заработной плате, а также отраслевых соглашений в соответствие с выраженными в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2018 года N 38-П и от 11 апреля 2019 года N 17-П правовыми позициями, а именно:
- полномочные представители работников и работодателей на всех уровнях социального партнерства должны действовать в пределах их компетенции;
- Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих региональное соглашение о минимальной заработной плате, самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат (то есть всех выплат стимулирующего и компенсационного характера);
- вознаграждение за труд является тарифной частью состава заработной платы в виде тарифной ставки, оклада, в том числе должностного, и не должно быть меньше МРОТ.
3. Обеспечение безопасности труда работников
и сохранения их здоровья
3.1. Участие в разработке "Руководства по оценке профессионального риска для здоровья работников. Принципы, методы и критерии".
3.2. Участие в разработке методики оценки риска профессионального стресса и мер по его профилактике.
3.3. Участие в разработке методики углубленной психологической экспертизы по определению безопасного поведения работников травмоопасных профессий и правовых основ ее применения.
3.4. Участие в разработке методики для оценки риска травмирования работников.
3.5. Актуализация Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда".
3.6. Внесение изменений в методику проведения специальной оценки условий труда.
3.7. Унификация существующих процедур оценки условий труда на рабочих местах и гармонизации санитарно-гигиенических требований в области условий труда.
3.8. Совершенствование трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении учета и регистрации несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, в том числе:
- участие в разработке формы экстренного извещения о внезапной смерти на рабочем месте и инструкции по ее заполнению;
- совершенствование методов выявления и отчетности о профессиональных заболеваниях и заболеваниях, связанных с работой, и возникающих рисках;
- создание эффективных законодательных и экономических механизмов заинтересованности работодателя в обеспечении объективного учета и регистрации несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
- формирование предложений для внесения изменений и дополнений в ТК РФ в части возложения обязанностей на работодателей по созданию пунктов здравоохранения и организации на их базе профилактики профессиональных заболеваний;
- актуализация и гармонизация действующего перечня профессиональных заболеваний с перечнем профессиональных заболеваний Международной организации труда;
3.9. Участие в разработке медицинских регламентов, методологий и критериев для допусков работников на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, раннего выявления групп риска и медицинского профессионального отбора для различных профессий.
3.10. Подготовка предложений в концепцию профессиональных рисков для формирования института досрочных пенсий.
3.11. Ужесточение административной ответственности за сокрытие несчастного случая или профессионального заболевания на производстве.
4. Совершенствование защиты трудовых прав
и законных интересов трудящихся
4.1. Обеспечение неукоснительной реализации Конвенции Международной организации труда N 81 1947 года "Об инспекции труда в промышленности и торговле" и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда.
4.2. Наделение правовых и технических инспекторов труда профсоюзов правом составления протоколов об административных правонарушениях и выдачи обязательного для исполнения предписания о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для последующего их представления в суд.
5. Развитие системы обязательного социального страхования
5.1. Ратификация IV раздела Конвенции N 102 Международной организации труда N 102 1952 года "О минимальных нормах социального обеспечения".
5.2. Введение в Российской Федерации страхования от безработицы, воссоздание внебюджетного фонда занятости.
5.3. Определение размера страхового пособия по безработице не менее 50 процентов размера утраченного заработка и не ниже МРОТ.
5.4. Установление объективных параметров социальных пособий, пенсий и их размеров.
5.5. Кодификация принятых нормативных правовых актов об обязательном государственном пенсионном страховании и пенсионном обеспечении.
5.6. Определение порядка и условий государственного обязательного пенсионного страхования льготных категорий работающих, включая жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
5.7. Реформирование обязательного пенсионного страхования на основе формирования трехуровневой пенсионной системы и создание подсистемы обязательного государственного пенсионного страхования для финансово неустойчивых организаций и самозанятых.
5.8. Исключение накопительной составляющей из системы обязательного государственного пенсионного страхования и формирование индивидуального пенсионного капитала только на добровольной основе на основе личного заявления работающего.
5.9. Установление полной индексации пенсий для всех пенсионеров (работающих и неработающих).
5.10. Совершенствование системы социального страхования и введение ее управления на трехсторонней основе.
6. Совершенствование защиты экономических прав трудящихся
6.1. Участие в разработке типовых норм труда (межотраслевых, отраслевых, профессиональных) для однородных работ.
6.2. Подготовка предложений по распространению социального партнерства на работающих в условиях незащищенных форм занятости, в том числе занятых через посредничество цифровых платформ, и самозанятых.
6.3. Внесение изменений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в части изменения очередности списания денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.
6.4. Ратификация в полном объеме Конвенции Международной организации труда N 173 1992 года "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя".
6.5. Усиление реабилитационной направленности применения процедур банкротства для развития экономики.
6.6. Создание резервного фонда для выплаты заработной платы работникам, попавшим под увольнение в случае банкротства предприятия.
6.7. Введение прогрессивного налогообложения на доходы высокооплачиваемых категорий граждан и введение налога на роскошь.
6.8. Установление контролируемых низких цен и тарифов на продукцию и услуги естественных и инфраструктурных монополий с целью роста конкурентоспособности производственных отраслей экономики.
6.9. Установление низких процентных ставок по долгосрочным кредитам для отечественных производителей.
6.10. Регулирование цен на социально значимые товары и услуги.
6.11. Введение разумного ограничения на ввоз импортных товаров, которые можно произвести внутри страны.
6.12. Ограничение повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги с учетом роста заработных плат.