ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2008 г. N 14720/08
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю (ул. Дзержинского, д. 41, г. Хабаровск, 680000) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 17.03.2008 по делу N А73-11421/2007-4 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.07.2008 по тому же делу по иску муниципального образования "Городской округ "Город "Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города к Министерству финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Минфина Хабаровского края о взыскании (с учетом уточнения) 1 808 484 рублей 11 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате проезда к месту отпуска и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Суд
установил:
решением суда первой инстанции от 17.03.2008, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковые требования удовлетворены: с казны Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 1 808 484 рубля 11 копеек убытков. В иске к Хабаровскому краю в лице Минфина Хабаровского края отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, положениями Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год".
Государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию установленных федеральным законодательством льгот, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Довод заявителя о том, что указанные расходы должны компенсироваться работодателем из собственных средств, был предметом рассмотрения и отклонен судами. В данном случае к возмещению предъявлены расходы бюджетных организаций, поэтому ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах возложена на Российскую Федерацию в лице ее финансового органа.
Ссылка Минфина России на постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.10.2003 по делу N А51-9237/02-5-399 (N Ф03-А51/03-1/2442) Арбитражного суда Приморского края не может быть принята во внимание. По данному делу в удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов администрации Приморского края отказано со ссылкой на то, что Законом не определена обязанность субъекта Российской Федерации по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот на оплату проезда к месту отпуска (отдыха) и обратно.
Довод заявителя о пропуске срока исковой давности был предметом рассмотрения и отклонен судами на основании статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А73-11421/2007-4 Арбитражного суда Хабаровского края для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 17.03.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.07.2008 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
О.А.КОЗЛОВА
Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА