ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2010 г. N ВАС-10547/10
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гросула Ю.В., судей Зориной М.Г. и Тумаркина В.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ул. Малышева, 101, г. Екатеринбург, 620095) от 08.07.2010 N 05-07/05/4991 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2009 по делу N А60-42285/2009-СР, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.05.2010 по тому же делу по заявлению Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью "Семь ветров" (ул. Космонавтов, г. Реж, 4, Свердловская область, 623752) о взыскании не принятых к зачету сумм в размере 8 161 рубля 12 копеек.
Суд
установил:
Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Семь ветров" (далее - общество) о взыскании не принятых к зачету сумм в размере 8 161 рубля 12 копеек.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2009, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.05.2010 в удовлетворении требований отказано.
При этом судами установлено, что по результатам проверки региональным отделением Фонда социального страхования составлен акт N 514с/с от 09.04.2009, в котором отражены выявленные факты неверного исчисления в 2008 году пособий по беременности и родам, на основании которого Фондом вынесено решение от 30.04.2009 N 514 с/с о непринятии к зачету расходов ответчика на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 8 161 руб. 12 коп. и выставлено требование от 18.05.2009 N 514с/с о возврате полученных ответчиком средств в указанной сумме.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из отсутствия у фонда оснований для обращения с заявлением в арбитражный суд о возврате не принятых к зачету произведенных страхователем расходов на обязательное социальное страхование, а также отсутствия факта причинения заявителю вреда.
Фонд обратился в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьей 304 названного Кодекса.
Изучив доводы, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, и содержание судебных актов, коллегия судей таких оснований не усматривает.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", а также пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования РФ", предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Так, в силу пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма единого социального налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается налогоплательщиком на сумму самостоятельно произведенных им расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Полномочия фонда, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
На основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) фонда предлагает страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, представляется отделением Фонда в соответствующий налоговый орган в течение 10 дней со дня его вынесения.
Решения отделения Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для вынесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении налогоплательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом РФ мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.
Из вышеизложенного следует, что при неисполнении страхователем решения Фонда социального страхования РФ о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно - путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.
Доводы фонда не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, установленных после исследования по делу доказательств, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, действовавших в рассматриваемом периоде, которые могли бы являться основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное, дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела Арбитражного суда Свердловской области N А60-42285/2009-СР в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 09.11.2009, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.05.2010 отказать.
Председательствующий судья
Ю.В.ГРОСУЛ
Судья
М.Г.ЗОРИНА
Судья
В.М.ТУМАРКИН