ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2010 г. N ВАС-5631/10
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области (ул. Докучаева, д. 7, г. Смоленск, 214000) от 07.04.2010 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Смоленской области от 17.09.2009 по делу N А62-1464/2009, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24.03.2010 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Смоленскэнергосбыт" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Смоленской области в лице Департамента финансов и бюджета о взыскании 2 429 236 рублей 93 копеек расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате за электроэнергию в период с сентября 2006 по декабрь 2008 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Смоленской области по социальному развитию.
Суд
установил:
до принятия решения по делу истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказался от требований о взыскании 183 301 рубля 33 копеек и требований к Смоленской области в лице Департамента финансов и бюджета в полном объеме.
Решением суда первой инстанции от 17.09.2009, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено частично: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 1 903 335 рублей 25 копеек расходов. В остальной части иска (сумма НДС) отказано. Производство по делу в части исковых требований к Смоленской области в лице Департамента бюджета и финансов о взыскании 2 245 935 рублей 60 копеек расходов прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что между ОАО "Смоленскэнергосбыт" и Департаментом Смоленской области по социальному развитию заключены договоры от 01.012006 N 117, от 19.02.2007 N 128995/1972, от 01.01.2008 N 180, по условиям которых истец предоставлял меры социальной поддержки по оплате за электроэнергию гражданам, проживающим на территории Смоленской области, Департамент обязался оплатить указанные расходы на основании счетов, счетов-фактур, выписанных исполнителем согласно акту сверки, подписанному сторонами, и сводному реестру.
В период с сентября 2006 по декабрь 2008 года ОАО "Смоленскэнергосбыт" предоставило 50-процентные скидки по оплате за электроэнергию инвалидам войны, а также совместно проживающим с ними членов семей, на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах"; бывшим несовершеннолетним узникам, имеющим инвалидность, на основании пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235; военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие ранения в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике, в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 N 4328-1. Бывшие несовершеннолетние узники и военнослужащие приравнены к инвалидам Великой Отечественной войны.
Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались Федеральным законом "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", Законом Российской Федерации от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 502-О, от 07.12.2006 N 524-О, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Довод Минфина России о выполнении им своих обязательств в полном объеме подлежит отклонению. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Довод заявителя о том, что надлежащим ответчиком по делу является Смоленская область в лице Департамента бюджета и финансов, является необоснованным. Льготы по оплате электроэнергии инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненных к ним, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Расчет задолженности за спорный период в сумме 2 245 935 рублей 60 копеек подтвержден счетами, счетами-фактурами, сводным реестром. Доказательств, опровергающих представленные истцом сведения в объеме предоставленных льгот, и подтверждающих выделение Смоленской области денежных средств из федерального бюджета в размере, достаточном для возмещения данных расходов, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Также не представлено и фактов нецелевого использования Смоленской областью полученных из федерального бюджета денежных средств на возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А62-1464/2009 Арбитражного суда Смоленской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 17.09.2009, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24.03.2010 отказать.
Председательствующий судья
О.А.КОЗЛОВА
Судья
И.М.МАРАМЫШКИНА
Судья
М.В.ПРОНИНА