ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2021 г. N 16-КГ21-14-К4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 июля 2021 г. кассационную жалобу Бочкова Василия Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 3 июня 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2020 г.
по делу Еланского районного суда Волгоградской области N 2-369/19 по иску комитета сельского хозяйства Волгоградской области к Бочкову Василию Николаевичу, обществу с ограниченной ответственностью "Паритет-Агро" о расторжении трехстороннего договора, взыскании социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
комитет сельского хозяйства Волгоградской области 30 сентября 2019 г. обратился в суд иском к Бочкову В.Н., обществу с ограниченной ответственностью "Паритет-Агро" (далее также - ООО "Паритет-Агро") о расторжении трехстороннего договора, взыскании социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности (далее также - социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, социальная выплата).
В обоснование заявленных требований истец указал, что 24 февраля 2014 г. Бочков В.Н. обратился в администрацию Морецкого сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области с заявлением о включении его в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598, комитет сельского хозяйства Волгоградской области на основании сводного списка участников мероприятий - получателей социальных выплат Волгоградской области на 2015 год выдал Бочкову В.Н., включенному в этот список в категории "молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание приобрести готовое жилье", свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности. На основании этого свидетельства Бочкову В.Н. с учетом членов его семьи (супруги Бочковой И.С., сына Бочкова М.) была предоставлена и перечислена на банковский счет социальная выплата в размере 784 879 руб., из которых 549 415 руб. - средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, 235 464 руб. - собственные средства областного бюджета.
В соответствии с пунктом 42 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, - приложения N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (далее также - Типовое положение), 19 июня 2015 г. между комитетом сельского хозяйства Волгоградской области, ООО "Паритет-Агро" (работодателем Бочкова В.Н.) и Бочковым В.Н. заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее также - договор от 19 июня 2015 г.). По условиям этого договора Бочков В.Н. обязался отработать по трудовому договору у работодателя ООО "Паритет-Агро" не менее пяти лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Эту обязанность Бочков В.Н. не выполнил.
27 июля 2018 г. трудовой договор с Бочковым В.Н. был расторгнут по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
В связи с неисполнением Бочковым В.Н. обязанности отработать не менее пяти лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в ООО "Паритет-Агро", а также ввиду непредоставления Бочковым В.Н. сведений о трудоустройстве в организациях агропромышленного комплекса или в социальной сфере комитет сельского хозяйства Волгоградской области 27 марта 2019 г. направил Бочкову В.Н. досудебную претензию о расторжении договора от 19 июня 2015 г. и возврате предоставленной ему социальной выплаты.
Поскольку досудебная претензия была оставлена Бочковым В.Н. без ответа, комитет сельского хозяйства Волгоградской области, ссылаясь на статьи 8, 309, 310, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 42, 43 Типового положения, просил суд расторгнуть договор от 19 июня 2015 г., взыскать с Бочкова В.Н. в бюджет Волгоградской области социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 784 879 руб., из которых 549 415 руб. - средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, 235 464 руб. - собственные средства областного бюджета.
Представитель Бочкова В.Н. адвокат Долгов И.А. в суде иск не признал.
Представитель ООО "Паритет-Агро" по доверенности Дудко В.А. в суд не явился, в письменном ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО "Паритет-Агро" указал, что разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Решением Еланского районного суда Волгоградской области от 5 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований комитету сельского хозяйства Волгоградской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 3 июня 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования комитета сельского хозяйства Волгоградской области удовлетворены, расторгнут договор от 19 июня 2015 г. N 61 об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", заключенный между комитетом сельского хозяйства Волгоградской области, ООО "Паритет-Агро" и Бочковым В.Н. С Бочкова В.Н. в бюджет Волгоградской области взыскана социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 784 879 руб., из которых: 549 415 руб. - средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, 235 464 руб. - собственные средства областного бюджета, а также в доход местного бюджета Еланского района Волгоградской области с Бочкова В.Н. взыскана государственная пошлина в размере 11 048,79 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2020 г. апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Бочковым В.Н. ставится вопрос об отмене апелляционного определения суда апелляционной инстанции и определения кассационного суда общей юрисдикции, как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 марта 2021 г. Бочкову В.Н. восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 3 июня 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2020 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 26 апреля 2021 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 24 июня 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 390.11, частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменного отзыва на нее представителя комитета сельского хозяйства Волгоградской области по доверенности Плотникова И.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции и кассационным судом общей юрисдикции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 24 февраля 2014 г. Бочков В.Н. < ... > года рождения, обратился в администрацию Морецкого сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по категории "молодой специалист" для приобретения собственного жилого дома. В заявлении Бочков В.Н. указал состав семьи супруга: Бочкова И.С. < ... > года рождения, сын Бочков М. < ... > года рождения.
К заявлению в числе прочих документов Бочков В.Н. приложил копию трудовой книжки, копию трудового договора и дополнительного соглашения к нему, подтверждающие, что он с 1 мая 2009 г. работает в организации агропромышленного комплекса ООО "Паритет-Агро" инженером по сельскохозяйственным машинам.
Распоряжением главы администрации Морецкого сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области от 21 февраля 2014 г. N 1-ж Бочков В.Н., Бочкова И.С. и Бочков М. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в список получателей жилищных субсидий по целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
В июне 2015 г. Бочков В.Н. обратился к председателю комитета сельского хозяйства Волгоградской области с заявлением о выдаче ему свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, где указал, что с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" ознакомлен и обязуется их выполнять.
19 июня 2015 г. Бочкову В.Н. комитетом сельского хозяйства Волгоградской области выдано свидетельство N 61 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 784 879 руб. на приобретение индивидуального жилого дома на территории Еланского района. В свидетельстве указан состав семьи Бочкова В.Н.: он (Бочков В.Н.), Бочкова И.С. (супруга) и Бочков М. (сын).
В тот же день 19 июня 2015 г. между комитетом сельского хозяйства Волгоградской области (уполномоченным органом), ООО "Паритет-Агро" (работодателем) и Бочковым В.Н. (получателем) был заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
В соответствии с пунктом 1.1 договора от 19 июня 2015 г. уполномоченный орган в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", постановления Правительства Волгоградской области от 18 июня 2014 г. N 302-п "О мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" предоставляет получателю социальную выплату в размере 784 879 руб. на приобретение индивидуального жилого дома в Еланском муниципальном районе Волгоградской области.
Пунктом 2.4.1 договора от 19 июня 2015 г. предусмотрено, что получатель социальной выплаты вправе в случае досрочного расторжения трудового договора с работодателем в срок, не превышающий 6 месяцев, заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 41 Типового положения.
Пунктом 2.5 договора от 19 июня 2015 г. определены обязанности получателя социальной выплаты, в числе которых обязанность отработать по трудовому договору у работодателя не менее пяти лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (пункт 2.5.3 договора).
14 июля 2015 г. Бочкову В.Н. была перечислена часть суммы социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 549 415 руб.
27 августа 2015 г. по договору купли-продажи Бочковым В.Н., Бочковой И.С. и Бочковым М. в равных долях приобретены в собственность жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: < ... > . Стоимость жилого дома составила 1 245 840 руб., из которых 460 961 руб. - собственные средства семьи Бочковых, 784 879 руб. - социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на основании свидетельства о предоставлении такой выплаты N 61, выданного комитетом сельского хозяйства Волгоградской области, от 19 июня 2015 г.
1 сентября 2015 г. Бочкову В.Н. перечислена оставшаяся часть социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 235 464 руб.
Приказом ООО "Паритет-Агро" от 27 июля 2018 г. N 203 трудовой договор с Бочковым В.Н. был расторгнут и Бочков В.Н. уволен с работы на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
27 марта 2019 г. комитет сельского хозяйства Волгоградской области обратился к Бочкову В.Н. с требованием о возврате в течение 30 календарных дней социальной выплаты в размере 784 879 руб. ввиду нарушения Бочковым В.Н. пункта 2.5.3 договора от 19 июня 2015 г. Это требование Бочковым В.Н. в добровольном порядке исполнено не было.
Из материалов дела также следует, что супруга Бочкова В.Н. - Бочкова И.С. 5 октября 2015 г. была принята на работу в ООО "Паритет-Агро" на должность инженера по охране труда и технике безопасности, по совместительству заведующим нефтебазой, с ней заключен трудовой договор. Трудовые отношения с Бочковой И.С. не прекращены.
Бочков В.Н. с 30 августа 2018 г. работает в акционерном обществе "Самотлорнефтепромхим" (г. Нижневартовск) водителем автомобиля.
3 июля 2019 г. генеральный директор ООО "Паритет-Агро" обратился в комитет сельского хозяйства Волгоградской области с просьбой рассмотреть вопрос о возможности перевода прав и обязанностей получателя социальной выплаты Бочкова В.Н. по договору от 19 июня 2015 г. об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), заключенному между комитетом сельского хозяйства Волгоградской области, ООО "Паритет-Агро" и Бочковым В.Н., на супругу Бочкова В.Н. - Бочкову И.С., указав, что на момент получения социальной выплаты Бочков В.Н. состоял в браке с Бочковой И.С., которая с 5 октября 2015 г. работает в ООО "Паритет-Агро".
В удовлетворении названной просьбы генерального директора - ООО "Паритет-Агро" комитетом сельского хозяйства Волгоградской области было отказано со ссылкой на то, что такая возможность не предусмотрена - положениями постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", о чем генеральному директору ООО "Паритет-Агро" было сообщено в письме от 5 августа 2019 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований - комитета сельского хозяйства Волгоградской области к Бочкову В.Н. о расторжении трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), взыскании социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, суд первой инстанции сослался на подпункт "а" пункта 33, пункты 42, 43, 45 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам - (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), и исходил из того, что истребование органом исполнительной власти в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе самого члена молодой семьи (молодого специалиста) возможно, если другой член молодой семьи, на которого также" предоставлена социальная выплата, не работает в сельской местности в организации агропромышленного комплекса либо в социальной сфере.
Поскольку свидетельство на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности комитетом сельского хозяйства Волгоградской области было выдано на молодую семью в составе Бочкова В.Н., Бочковой И.С. и их несовершеннолетнего сына Бочкова М. и данная выплата использована молодой семьей для приобретения жилого дома в общую долевую собственность всех членов семьи, а супруга Бочкова В.Н. - Бочкова И.С. с 5 октября 2015 г. осуществляет трудовую деятельность в сельской местности в ООО "Паритет-Агро", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что семья Бочковых отвечает условиям получения социальной выплаты на на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в связи с чем правовых оснований для расторжения договора от 19 июня 2015 г. и взыскания с Бочкова В.Н. социальной выплаты не имеется.
Отменяя решение суда первой инстанции по апелляционной жалобе представителя комитета сельского хозяйства Волгоградской области Плотникова И.В. и удовлетворяя исковые требования комитета сельского хозяйства Волгоградской области о расторжении трехстороннего договора, взыскании социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, суд апелляционной инстанции указал на то, что социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности была предоставлена Бочкову В.Н. как молодому специалисту, являющемуся членом молодой семьи, и Бочковым В.Н. условия заключенного с ним договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), по условиям которого он был обязан отработать у работодателя ООО "Паритет-Агро" по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты, не выполнены, Бочков В.Н. уволился с работы до истечения 5-летнего срока по собственной инициативе и по истечении 6 месяцев со дня увольнения не заключил трудовой договор с другим работодателем, осуществляющим деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности, не организовал индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности, в связи с чем оснований для сохранения за Бочковым В.Н. права на предоставленную ему социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности не имеется.
По мнению суда апелляционной инстанции, место работы супруги Бочкова В.Н. - Бочковой И.С. (в ООО "Паритет-Агро") какого-либо юридического значения для сохранения за Бочковым В.Н. права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности не имеет, так как право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности за Бочковой И.С. не признавалось, стороной договора от 19 июня 2015 г. Бочкова И.С. не являлась, трудовую деятельность в сельской местности Бочкова И.С. на момент предоставления Бочкову В.Н. социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности не осуществляла.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признала выводы суда апелляционной инстанции правильными.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции и кассационного суда общей юрисдикции сделаны с существенным нарушением норм материального права.
В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики среди прочих отнесено обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На момент заключения между комитетом сельского хозяйства Волгоградской области (уполномоченным органом), ООО "Паритет-Агро" (работодателем) и Бочковым В.Н. (получателем) трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) от 19 июня 2015 г. действовала федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598.
Целями названной программы являлись: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье < 1 > .
< 1 > Действие федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" пункта 4).
Расчет социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, исходя из содержания пункта 13 Типового положения, производится с учетом количества членов семьи получателя социальной выплаты.
Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 30 Типового положения).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам регламентирован разделом III Типового положения (пункты 33 - 47).
Согласно подпункту "а" пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья или молодой специалист при условии соблюдения в совокупности ряда условий. В числе этих условий работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание молодой семьи в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 Типового положения.
При этом под молодой семьей для целей получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных (абзац первый подпункта "а" пункта 33 Типового положения).
Молодым специалистом для целей получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности признается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование (абзац первый подпункта "б" пункта 33 Типового положения).
Молодой специалист имеет право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 Типового положения; наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Типового положения (абзацы второй - пятый подпункта "б" пункта 33 Типового положения).
Под агропромышленным комплексом согласно пункту 36 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"; под социальной сферой - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственные товаропроизводители - это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта (подпункт "б" пункта 43 Типового положения).
Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного трехсторонним договором. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в трехстороннем договоре об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
В целях реализации на территории Волгоградской области федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" постановлением Правительства Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 681-п утверждена государственная программа Волгоградской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", в которой определены цели и задачи, аналогичные изложенным в федеральной целевой программе. Также в целях реализации на территории Волгоградской области названной федеральной целевой программы постановлением Правительства Волгоградской области от 18 июня 2014 г. N 302-п утвержден Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи им свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Волгоградской области, которым предусмотрено формирование и утверждение списков граждан, молодых семей и молодых специалистов согласно Типовому положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, - приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Названная выплата предоставляется с учетом членов молодой семьи, членов семьи молодого специалиста. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение пяти лет с момента предоставления такой выплаты. При предоставлении молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты уполномоченный орган, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой", принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац четвертый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Таким образом, исходя из целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей (молодых специалистов), проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, само по себе досрочное расторжение трудового договора по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) - получателя социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности - не может служить безусловным и достаточным основанием для истребования у него этой выплаты. При разрешении судом спора по требованию уполномоченного органа о взыскании с члена молодой семьи (молодого специалиста) денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности подлежат учету как обстоятельства и причины, послужившие основанием к досрочному прекращению трудовых отношений лицом, которому такая социальная выплата предоставлена, так и иные обстоятельства, имеющие значение для дела: приобретение молодой семьей (молодым специалистом) за счет средств социальной выплаты жилого помещения в сельской местности, проживание получателя социальной выплаты и членов его семьи в этом жилом помещении в сельской местности, работа одного из членов молодой семьи (молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности и иные обстоятельства.
Судебные инстанции в настоящем деле по иску комитета сельского хозяйства Волгоградской области о взыскании с Бочкова В.Н. предоставленной ему социальной выплаты на приобретение (строительства) жилья в сельской местности применили приведенное выше правовое регулирование об условиях предоставления члену молодой семьи (молодому специалисту) социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, однако суд апелляционной инстанции в отличие от суда первой инстанции формально подошел к разрешению спора, в нарушение положений статей 67, 71, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не учел всей совокупности обстоятельств, связанных с обеспечением семьи Бочкова В.Н., постоянно проживающей в сельской местности, жильем путем предоставления на эти цели социальной выплаты.
Так, судом апелляционной инстанции оставлено без внимания и надлежащей правовой оценки то обстоятельство, что семья Бочкова В.Н. отвечает критериям молодой семьи применительно к целям получения социальной выплаты, постоянно проживает в сельской местности, за счет предоставленной Бочкову В.Н. с учетом членов его семьи - супруги Бочковой И.С. и сына Бочкова М. - социальной выплаты этой семьей в общую долевую собственность был приобретен жилой дом, в котором они проживают, супруга Бочкова В.Н. - Бочкова И.С. работает в организации агропромышленного комплекса ООО "Паритет-Агро", при этом работодатель как Бочкова В.Н., так и Бочковой И.С., являясь стороной трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", заключенного между комитетом сельского хозяйства Волгоградской области, Бочковым В.Н. и ООО "Паритет-Агро", выразил согласие на передачу прав по трехстороннему договору Бочковой И.С., осуществляющей трудовую деятельность в ООО "Паритет-Агро" в качестве инженера по охране труда и технике безопасности и по совместительству заведующего нефтебазой. Лишение в такой ситуации семьи Бочковых права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, исходя только из формального критерия прекращения Бочковым В.Н. по собственной инициативе трудовых отношений с ООО "Паритет-Агро", не будет отвечать целям и задачам государственной аграрной политики, направленным на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей (молодых специалистов), проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья и обеспечения им, тем самым права на достойное существование. При подобном подходе предоставление выплаты на строительство (приобретение) жилья, по сути, утрачивает характер меры социальной поддержки граждан, избравших место жительства в сельской местности, что противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан.
Ввиду изложенного мнение суда апелляционной инстанции о том, что место работы супруги Бочкова В.Н. - Бочковой И.С. в ООО "Паритет-Агро" (организации агропромышленного комплекса) какого-либо юридического значения для сохранения за Бочковым В.Н. права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности не имеет, равно как и вывод суда апелляционной инстанции о том, что за Бочковым В.Н. не сохраняется право на использование социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и он обязан возвратить эту выплату в полном объеме, как не выполнивший условия заключенного с ним 19 июня 2015 г. трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), нельзя признать соответствующими целям и задачам правового регулирования отношений по улучшению жилищных условий молодых семей (молодых специалистов), проживающих в сельской местности, и предназначению указанной социальной выплаты.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу о том, что семья Бочковых отвечает условиям получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и правовых оснований для расторжения договора от 19 июня 2015 г. и взыскания с Бочкова В.Н. денежных средств в размере полученной социальной выплаты не имеется, так как свидетельство на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности комитетом сельского хозяйства Волгоградской области было выдано на молодую семью в составе Бочкова В.Н., Бочковой И.С. и их несовершеннолетнего ребенка Бочкова М. и эта выплата использована молодой семьей для приобретения жилого дома в сельской местности в общую долевую собственность всех членов семьи, супруга Бочкова В.Н. - Бочкова И.С. с 5 октября 2015 г. осуществляет трудовую деятельность в сельской местности в ООО "Паритет-Агро", и применив, к спорным отношениям положения подпункта "а" пункта 33, пункты 42, 43, 45 Типового положения, отказал в иске комитету сельского хозяйства Волгоградской области.
Между тем, не установив каких-либо новых обстоятельств, имеющих значение для дела, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, допустил формальный подход к рассмотрению настоящего дела, где разрешался спор о сохранении за семьей Бочкова В.Н. права на предоставленную социальную выплату, за счет которой в связи с недостаточностью собственных средств его семьей было приобретено жилое помещение в сельской местности, в котором он и члены его семьи проживают, и пришел к противоречащему целям и задачам государственной аграрной политики и предназначению социальной выплаты выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных комитетом сельского хозяйства Волгоградской области исковых требований.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Бочкова В.Н. законность апелляционного определения суда апелляционной инстанции, допущенные им нарушения норм права и формальный подход к разрешению настоящего спора не выявил и не устранил, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, не учел и не применил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей 1 - 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 3 июня 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2020 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 3 июня 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2020 г. по делу Еланского районного суда Волгоградской области N 2-369/19 отменить.
Оставить в силе решение Еланского районного суда Волгоградской области от 5 декабря 2019 г.