ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2020 г. N 88-КГ20-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 августа 2020 г. кассационную жалобу и.о. начальника Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 Герасимова Дениса Анатольевича на решение Советского районного суда г. Томска от 8 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 августа 2019 г.
по делу N 2-1346/2019 Советского районного суда г. Томска по иску Шамова Аркадия Васильевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести выплату.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Шамов Аркадий Васильевич 26 марта 2019 г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области (в настоящее время переименовано в Государственное учреждение Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1) (далее также - УПФР в г. Томске Томской области, пенсионный орган) о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной выплаты ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, возложении на ответчика обязанности произвести указанную единовременную выплату.
В обоснование заявленных требований Шамов А.В. указал, что в период прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР он принимал участие в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 года.
31 октября 2007 г. военным комиссариатом г. Томска Шамову А.В. повторно выдано удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны, в соответствии с которым он имеет право на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" постановлено произвести в мае - июне 2018 года единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В ноябре 2018 г. Шамов А.В. обратился в УПФР в г. Томске Томской области с заявлением об осуществлении ему единовременной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".
Пенсионный орган в письме от 5 декабря 2018 г. сообщил Шамову А.В. об отсутствии у него права на получение единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", поскольку боевые действия в районе острова Даманского в марте 1969 года не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
По мнению Шамова А.В., данный отказ пенсионного органа является незаконным, так как согласно нормам Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся не только лица, участвовавшие непосредственно в Великой Отечественной войне в период 1941 - 1945 годов, но и лица, принимавшие участие в иных боевых действиях по защите Отечества, а Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" не содержит положений об ограничении круга лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты.
Решением Советского районного суда г. Томска от 8 мая 2019 г. исковые требования Шамова А.В. удовлетворены. Суд признал незаконным решение УПФР в г. Томске Томской области, изложенное в ответе от 5 декабря 2018 г. N ГИ-888/33967, об отказе в единовременной выплате Шамову А.В. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", возложил на пенсионный орган обязанность произвести единовременную выплату в размере 10 000 рублей в пользу Шамова А.В. на основании названного указа Президента Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 августа 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, начальник УПФР в г. Томске Томской области Соболевская И.А. просила об отмене принятых по делу решения Советского районного суда г. Томска от 8 мая 2019 г. и апелляционного определения судебной с коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 августа 2019 г., как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. от 18 февраля 2020 г. в передаче кассационной жалобы начальника УПФР в г. Томске Томской области Соболевской И.А. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
В повторной кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, и.о. начальника Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 Герасимов Д.А. выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, просит их отменить.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы по запросу заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И. от 16 июня 2020 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 27 июля 2020 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2020 г. отменено, кассационная жалоба и.о. начальника Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 Герасимова Д.А. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Шамов А.В. и представитель ответчика Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Шамов А.В., < ... > года рождения, в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР принимал участие в боевых действиях на острове Даманском в марте 1969 года.
31 октября 2007 г. военным комиссариатом г. Томска Шамову А.В. повторно выдано удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны, в соответствии с которым он имеет право на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
28 ноября 2018 г. Шамов А.В. обратился в УПФР в г. Томске Томской области с заявлением об осуществлении ему единовременной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".
Письмом УПФР в г. Томске Томской области от 5 декабря 2018 г. Шамову А.В. сообщено об отсутствии у него права на получение единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 со ссылкой на то, что боевые действия в районе острова Даманского в марте 1969 года не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. В письме указано, что право на получение единовременной выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" имеют граждане, относящиеся к инвалидам Великой Отечественной войны, а также к ее участникам из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", которые при этом имели непосредственное отношение к соответствующим событиям, происходившим (произошедшим) в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Не согласившись с отказом пенсионного органа в осуществлении единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", Шамов А.В. обратился в суд с названными выше требованиями.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Шамова А.В. к УПФР в г. Томске Томской области о признании незаконным решения пенсионного органа, взыскании единовременной выплаты, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и на Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащийся в приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", исходил из того, что законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, предоставляя им единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объем мер социальной поддержки.
Установив, что Шамов А.В. как участник боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 года имеет статус ветерана - участника Великой Отечественной войны ввиду отнесения его законом к категории лиц, предусмотренной подпунктом "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" не содержит указания об ограничении круга лиц, имеющих право на такую единовременную выплату, только лицами, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, суд пришел к выводу о том, что Шамов А.В. имеет право на получение предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 единовременной выплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности, относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Шамов А.В. имеет удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа УПФР в г. Томске Томской области в осуществлении единовременной денежной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", Шамов А.В. в исковом заявлении ссылался на то, что согласно статье 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов относятся не только лица, непосредственно участвовавшие в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, но и лица, принимавшие участие в иных боевых действиях по защите Отечества.
Статьей 3 Федерального закона "О ветеранах" установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 года.
Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 года, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2006 г. N 89-О указал, что Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 390-О и N 398-О, от 12 ноября N 1051-О-О и другие).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195) постановлено произвести в мае - июне 2018 года единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного указа, в том числе расходов на доставку единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195).
Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" Правительством Российской Федерации издано постановление от 6 мая 2018 г. N 561 "Об утверждении правил осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (далее также - Правила осуществления единовременной выплаты). Этими правилами определен порядок финансового обеспечения расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации и иным соответствующим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации на 2018 год.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в виде обеспечения единовременной выплатой за счет средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Поскольку период участия Шамова А.В. в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 года не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, право Шамова А.В. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с названным указом Президента Российской Федерации.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами осуществления единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета, участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", производится единовременная выплата, не предусмотрены иные категории лиц из числа имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону "О ветеранах", вывод судебных инстанций о том, что Шамов А.В., как обладающий статусом ветерана - участника Великой Отечественной войны, относится к участникам Великой Отечественной войны из категории лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а потому имеет право на получение предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 единовременной выплаты в размере 10 000 руб., основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390.14 - 390.16 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 8 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 августа 2019 г. по делу N 2-1346/2019 Советского районного суда г. Томска отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Томска.