ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2020 г. N 16-КГ19-39
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2020 г. кассационную жалобу Вербий Елены Ивановны на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 февраля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 апреля 2019 г.
по делу N 2-1411/2019 Центрального районного суда г. Волгограда по иску Вербий Елены Ивановны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о признании права на ежемесячную денежную компенсацию, об обязании назначить и производить выплату ежемесячной денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав мнение представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области Торгушиной Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей обжалуемые судебные постановления незаконными, подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Вербий Е.И. 17 января 2019 г. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ГУ МВД России по Волгоградской области) о признании права на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - ежемесячная денежная компенсация), об обязании назначить и производить выплату ежемесячной денежной компенсации с 1 января 2015 г. по настоящее время.
В обоснование заявленных требований Вербий Е.И. указала, что является супругой Вербия Валерия Васильевича, проходившего службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Волгоградской области и погибшего 5 октября 1995 г. при выполнении служебных обязанностей. С августа 2014 года ГУ МВД России по Волгоградской области осуществляет пенсионное обеспечение Вербий Е.И. и производит выплату ей пенсии по случаю потери кормильца.
В марте 2016 года Вербий Е.И. обратилась в ГУ МВД России по Волгоградской области с заявлением о назначении ей как супруге погибшего при выполнении служебных обязанностей сотрудника налоговой полиции ежемесячной денежной компенсации, в ответ на которое получила устное разъяснение о том, что названная компенсация пока не выплачивается, поскольку нет соответствующих указаний.
В ноябре 2018 года Вербий Е.И. стало известно о том, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается другим вдовам, в связи с чем она обратилась к начальнику ГУ МВД России по Волгоградской области за разъяснением порядка выплаты этой компенсации. В ответ на ее обращение письмом начальника Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Волгоградской области от 29 декабря 2018 г. Вербий Е.И. было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации с указанием на то, что действующим законодательством не предусмотрено сохранение права на получение ежемесячной денежной компенсации за членами семей лиц, уволенных (исключенных из списков личного состава) со службы в федеральных органах налоговой полиции, за счет бюджета МВД России.
Вербий Е.И. считает незаконным отказ в назначении ей ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку служба в Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации (далее также - ФСНП России) являлась таким же видом государственной службы, как и служба в МВД России, после упразднения ФСНП России ее функции были переданы МВД России. Ввиду того, что пенсионное обеспечение сотрудников федеральных органов налоговой полиции, членов их семей согласно действующему законодательству осуществляет МВД России, то, по мнению Вербий Е.И., она как вдова сотрудника Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, погибшего при выполнении служебных обязанностей, имеет право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выплата которой ей должна осуществляться по линии МВД России.
Представитель ГУ МВД России по Волгоградской области в суде иск не признал.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 11 февраля 2019 г. в удовлетворении исковых требований Вербий Е.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 апреля 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Вербий Е.И. в Верховный Суд Российской Федерации, содержится просьба об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 6 сентября 2019 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. от 27 декабря 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела истец Вербий Е.И., направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 390.11, частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Вербий Е.И.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, супруг Вербий Е.И. - Вербий В.В. проходил службу в должности специалиста 2 категории хозяйственного отделения Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Волгоградской области, имел специальное звание "капитан налоговой полиции".
5 октября 1995 г. Вербий В.В. погиб при выполнении служебных обязанностей.
16 ноября 1995 г. приказом Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Волгоградской области от 16 ноября 1995 г. Вербий В.В. исключен из списков личного состава по причине смерти.
С августа 2014 года Вербий Е.И. является получателем пенсии по случаю потери кормильца (супруга Вербий В.В.) по линии МВД России на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее также - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. Название закона приведено в редакции, действовавшей на дату назначения Вербий Е.И. пенсии по случаю потери кормильца). Начисление и выплата Вербий Е.И. пенсии по случаю потери кормильца производится ГУ МВД России по Волгоградской области.
Вербий Е.И., полагая, что имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в ноябре 2018 года обратилась с соответствующим заявлением в ГУ МВД России по Волгоградской области.
29 декабря 2018 г. начальником Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Волгоградской области Вербий Е.И. дан ответ о том, что действующим законодательством не предусмотрено сохранение права на получение ежемесячной денежной компенсации за членами семей лиц, уволенных (исключенных из списков личного состава) со службы в федеральных органах налоговой полиции, за счет бюджета МВД России.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Вербий Е.И. о признании за ней права на ежемесячную денежную компенсацию, суд первой инстанции сослался на положения частей 1.1 - 1.3 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 2 и 3 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденных названным постановлением Правительства Российской Федерации, и исходил из того, что спорная ежемесячная денежная компенсация может быть выплачена только членам семей сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей, и эта мера социальной поддержки не распространяется на членов семей сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции и погибших при выполнении служебных обязанностей. Поскольку супруг Вербий Е.И. - Вербий В.В. сотрудником органов внутренних дел не являлся, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за Вербий Е.И. права на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Суд первой инстанции также указал на то, что получение Вербий Е.Н. пенсии по случаю потери кормильца по линии МВД России не свидетельствует о наличии у нее права на назначение спорной ежемесячной денежной компенсации, так как правовая природа у этих выплат различна.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что сотрудники упраздненной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации имели схожий правовой статус с сотрудниками органов внутренних дел. Вместе с тем назначение и выплата Вербий Е.И. по линии МВД России пенсии по случаю потери кормильца на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I не свидетельствуют о наличии у нее права на назначение ежемесячной денежной компенсации, выплата которой производится исключительно членам семей погибших сотрудников органов внутренних дел, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а не членам семьи сотрудника налоговой полиции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Названные положения Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, закрепляющими право на труд (статья 37, часть 1) и право на охрану здоровья (статья 41, часть 1), в том числе при осуществлении профессиональной деятельности, обязывают государство разработать эффективный организационно-правовой механизм возмещения гражданину или, в случае его гибели (смерти), членам его семьи вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей (абзац второй пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 7-П).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) данным законом регулируются отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Статьей 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ определены меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей. Среди этих мер - денежная компенсация расходов, связанных с оплатой проезда к месту лечения в санаторно-курортной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, ежемесячное пособие на детей, ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей и другие.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым статья 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ дополнена частями 1.1 - 1.4.
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 144-ФЗ был принят во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и пункта 1 части 3 статьи 43 Федерального закона "О полиции" в связи с запросом Железнодорожного районного суда города Пензы", в котором Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в данном постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи сотрудника милиции (полиции), погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, и лицам, находившимся на его иждивении, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца и на которых распространяются положения части 2 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и пункта 1 части 3 статьи 43 Федерального закона "О полиции" (в первоначальной редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.), с тем чтобы во всяком случае всем указанным лицам гарантировалась возможность восполнения имущественных потерь, в том числе, если это необходимо, предоставлением ежемесячных выплат, которые в совокупности с другими выплатами обеспечивали бы им получение по крайней мере доли денежного довольствия, приходившегося на каждого из них при жизни сотрудника милиции (полиции) (абзац второй пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 7-П).
Согласно части 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 1.2 статьи 12, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Для определения указанной части денежного довольствия денежное довольствие погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.
К лицам, имеющим право на получение компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12, относится супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) сотрудника или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в браке с ним. При этом право на компенсацию, установленную частью 1.1 статьи 12, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом (пункт 1 части 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Условия и порядок осуществления выплаты компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12, а также правила исчисления денежного довольствия сотрудника, погибшего (умершего) до 1 января 2012 г., или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел до 1 января 2012 г., определяются Правительством Российской Федерации (часть 1.3 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Размер компенсации, установленной частью 1.1 настоящей статьи, увеличивается (индексируется) при увеличении (индексации) окладов денежного содержания. Решение об увеличении (индексации) размера ежемесячной денежной компенсации принимается Правительством Российской Федерации (часть 1.4 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Действие статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ с 1 января 2013 г. распространено на сотрудников, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ). Нормы Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, включая положения статьи 12 этого закона, применяются также в отношении лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306) утверждены Правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил ежемесячная денежная компенсация выплачивается супруге (супругу), состоящей (состоящему) на день гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, лица, проходившего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевшего специальное звание полиции (далее - сотрудник), или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в браке с ним (ней), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, достигшей возраста 50 лет (достигшему возраста 55 лет) или являющейся (являющемуся) инвалидом.
Назначение ежемесячной денежной выплаты осуществляется по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации соответственно (пункт 3 Правил).
Ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2015 г., в размерах, действовавших на соответствующий год (абзац первый пункта 9 Правил).
Размер денежного довольствия погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации на день гибели (смерти) сотрудника или увольнения гражданина Российской Федерации со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации (пункт 12 Правил).
Размер денежного довольствия, указанного в пункте 12 названных правил, для назначения ежемесячной денежной компенсации сотруднику, погибшему (умершему) до 1 января 2012 г., или умершему гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел до 1 января 2012 г., определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории лиц с 1 января 2012 г., с коэффициентом 1,55 (пункт 13 Правил).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306 установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, гарантируя сотрудникам органов внутренних дел материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни и здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. К числу таких мер с 1 января 2015 г. относится и ежемесячная денежная компенсация, которая выплачивается членам семей (среди которых супруг или супруга) погибших (умерших) в связи с исполнением служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Цель этой ежемесячной денежной выплаты - компенсировать членам семьи сотрудника, в данном случае супруге, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью (смертью) при выполнении обязанностей службы, осуществляемой в публичных интересах, прекращением вследствие его гибели (смерти) семейных отношений и семейных связей, утратой возможности получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание. Данная выплата наряду с иными мерами социальной поддержки, в том числе пенсией по случаю потери кормильца, предоставляемыми членам семьи погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей сотрудника, является элементом публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи такого сотрудника, и носит адресный характер, предназначена только тем членам семьи погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей сотрудника, которые получают пенсию по случаю потери кормильца.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 26 декабря 2002 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина М.А. Будынина", по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и статьи 114 (пункты "д", "е"), военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Правовые основы, принципы организации и деятельности, система и структура, полномочия федеральных органов налоговой полиции были определены Законом Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции" (далее также - Закон "О федеральных органах налоговой полиции").
Согласно статье 1 Закона "О федеральных органах налоговой полиции" федеральные органы налоговой полиции являлись правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
В числе задач федеральных органов налоговой полиции - выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений (о выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны были проинформировать соответствующие правоохранительные органы); обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах (статья 2 Закона "О федеральных органах налоговой полиции").
Разделом V Закона "О федеральных органах налоговой полиции" (статьи 14 - 18) были определены меры правовой и социальной защиты сотрудников налоговой полиции. К ним, в частности, относились обязательное государственное личное и имущественное страхование сотрудников налоговой полиции, единовременное пособие семье и иждивенцам погибшего (умершего) в связи с исполнением служебных обязанностей сотрудника налоговой полиции (статья 16 Закона "О федеральных органах налоговой полиции").
Пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (часть 5 статьи 17 Закона "О федеральных органах налоговой полиции").
Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" с 1 июля 2003 г. упразднена Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации.
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений (статья 2 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306).
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 постановлено Правительству Российской Федерации и руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти обеспечить согласно законодательству Российской Федерации выплату гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, пособий, а также предоставление им и членам их семей установленных льгот и компенсаций.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 был принят Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ), которым в том числе признаны утратившими силу Закон "О федеральных органах налоговой полиции" (статья 56 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ), Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" (статья 57 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ).
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I МВД России осуществляет пенсионное обеспечение в том числе лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, и их семей.
Таким образом, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, как и МВД России, относилась к правоохранительным органам, служба в Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации являлась таким же видом государственной службы, как и служба в МВД России, прохождение службы сотрудниками органов налоговой полиции, так же как и прохождение службы сотрудниками органов внутренних дел, осуществлялось в публичных интересах и непосредственно было связано с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, чем и обусловлен особый правовой статус сотрудников органов налоговой полиции, равно как и сотрудников органов внутренних дел, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и членам их семей.
После упразднения с 1 июля 2003 г. Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации с передачей ее функций МВД России, на которое в том числе была возложена обязанность обеспечить выплату гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, пособий, а также предоставление им и членам их семей установленных льгот и компенсаций, в числе которых пенсионное обеспечение, медицинское, санаторно-курортное обслуживание, правовой статус сотрудников налоговой полиции и членов их семей был сохранен, в данном случае Вербий Е.И. с августа 2014 года как супруге погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника налоговой полиции Вербия В.В. на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I по линии МВД России была назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 26 декабря 2002 г. N 17-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства.
Поскольку функции упраздненной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации были переданы МВД России, на которое была возложена в том числе обязанность по материальному обеспечению членов семей сотрудников органов налоговой полиции, предоставлению им мер социальной поддержки, включая право на получение пенсии по случаю потери кормильца, и эти меры аналогичны мерам социальной поддержки, предоставляемым членам семей сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, члены семьи погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей сотрудника органов налоговой полиции, получающие пенсию по случаю потери кормильца, в данном случае супруга погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника органов налоговой полиции, не могут быть лишены права на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, которая, являясь элементом публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи в связи с гибелью (смертью) сотрудника при исполнении служебных обязанностей, направлена на компенсацию членам семьи погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей сотрудника нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью.
Иное толкование изложенных правовых норм о выплате ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ приводило бы к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной и той же категории (члены семьи сотрудника органа внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, и члены семьи сотрудника органов налоговой полиции, погибшего при исполнении служебных обязанностей), что не соответствовало бы части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации и противоречило сути предусмотренных законом социальных гарантий, предоставляемых как членам семьи сотрудника органов внутренних дел, так и членам семьи сотрудника органов налоговой полиции, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, а также не отвечало бы характеру обязанностей государства по отношению к членам семей этих сотрудников.
На недопустимость таких различий в правах граждан, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях, обращено внимание и в пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 15-П, а именно что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Между тем приведенные нормативные положения с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации судебными инстанциями при разрешении спора по иску Вербий Е.И. (вдовы погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника налоговой полиции) о признании за ней как за членом семьи погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника налоговой полиции Вербия В.В., получающей пенсию по случаю потери кормильца по линии МВД России, права на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к спорным отношениям применены не были, в связи с чем вывод судебных инстанций об отсутствии у Вербий Е.И. права на получение названной компенсации со ссылкой на то, что эта компенсация предоставляется исключительно членам семей погибших сотрудников органов внутренних дел, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а не членам семьи сотрудника налоговой полиции, нельзя признать правомерным.
Суждение судебных инстанций о том, что получение Вербий Е.И. пенсии по случаю потери кормильца по линии МВД России не свидетельствует о наличии у нее права на назначение спорной ежемесячной денежной компенсации, так как правовая природа у этих выплат различна, сделано без учета нормативных положений о правовом статусе сотрудников органов налоговой полиции и членов их семей после ликвидации Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации с передачей функций этого государственного органа МВД России, на которое в том числе были возложены функции по предоставлению мер социальной поддержки членам семей сотрудников органов налоговой полиции. При этом получение членом семьи погибшего сотрудника органов налоговой полиции пенсии по случаю потери кормильца является одним из условий для реализации права на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 февраля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 апреля 2019 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 февраля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 апреля 2019 г. по делу N 2-1411/2019 Центрального районного суда г. Волгограда отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Волгограда.