КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2024 г. N 1354-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ДУЛЬСКОЙ СВЕТЛАНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЯМИ ВОСЬМОЙ, ДЕСЯТОЙ
И ОДИННАДЦАТОЙ СТАТЬИ 350 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки С.Г. Дульской к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка С.Г. Дульская оспаривает конституционность положений статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров; лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации (часть восьмая); руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации (часть десятая); помимо оснований, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с данной статьей (часть одиннадцатая).
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы, примененные в ее деле судом, противоречат статьям 2, 4 (часть 2), 17 (части 1 и 3), 18, 19 (часть 1), 37 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют работодателю увольнять заместителя руководителя медицинской организации, не имеющего медицинского образования и не осуществляющего медицинскую деятельность, в связи с достижением предельного возраста для замещения указанной должности.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Свобода труда, гарантированная статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду. Конституционный принцип равенства не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования трудовых отношений устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям. Следовательно, установление предельного возраста при замещении определенных должностей по трудовому договору допустимо, если это ограничение обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы и при его введении обеспечено соблюдение Конституции Российской Федерации, в том числе конституционного принципа равенства, исключающего необоснованное предъявление разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию функции (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 1999 года N 19-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 213-О).
Специфика профессиональной деятельности руководителя организации, его место и роль в механизме управления деятельностью организации предопределяют особый правовой статус этих лиц в трудовых отношениях, который существенно отличается от статуса иных работников. Поэтому федеральный законодатель, регламентируя правовое положение руководителей организации, а также их заместителей, порядок заключения с ними трудового договора и основания его прекращения, вправе предусмотреть дополнительные основания, по которым возможно досрочное расторжение трудового договора, в том числе в связи с достижением указанными лицами определенного возраста.
Такие основания прекращения трудового договора, в частности, предусмотрены для руководителя, заместителя руководителя государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования и руководителя ее филиала, руководителя, заместителя руководителя государственной и муниципальной научной организации (пункт 3 статьи 336, статья 336.3 Трудового кодекса Российской Федерации).
Аналогичное правовое регулирование в связи с подведомственностью медицинских организаций федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления установлено и для их руководителя, заместителя руководителя (часть одиннадцатая статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом частью восьмой статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляется возможность перевода таких работников с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации, а частью десятой данной статьи - возможность продления срока пребывания работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации, до достижения им возраста семидесяти лет, что позволяет им продолжить трудовую деятельность у работодателя, с которым они состоят в трудовых отношениях.
Такое правовое регулирование, как введенное с учетом специфики деятельности руководителя и заместителя руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, не может расцениваться как нарушающее права таких работников.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дульской Светланы Григорьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН