КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2019 г. N 3176-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЧЕРЕПАНОВА ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЯМИ 18, 22 И ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 30
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.А. Черепанова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.А. Черепанов, уволенный с военной службы, оспаривает конституционность положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающих определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировку размеров страховых пенсий (статья 18); сроки назначения страховой пенсии (статья 22), а также основания и условия досрочного пенсионного обеспечения по старости для отдельных категорий лиц (часть 1 статьи 30).
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 1 (часть 1), 2, 7, 15 (часть 4), 18, 19, 37 (части 1 - 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3), 57, 59, 71 (пункты "в", "м", "т") и 72 (пункт "б" части 1) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают для лиц, уволенных с военной службы, при наличии у них выслуги лет, в том числе службы в отдаленной местности, не менее 12 лет и 6 месяцев, страхового стажа не менее 25 лет и достижения возраста 55 лет (мужчины), право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленной исходя из размера оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", конкретизирующим статью 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, граждане вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемые законоположения были применены в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, и если ими затрагиваются конституционные права и свободы заявителей.
Приложенными к жалобе копиями постановлений судов общей юрисдикции не подтверждается применение в деле заявителя оспариваемых им статей 18 и 22 Федерального закона "О страховой пенсии", а потому его жалоба в этой части, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.
2.2. Предусмотренное в части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" правовое регулирование, устанавливающее льготы по снижению возраста для назначения страховой пенсии по старости лицам, занятым на определенных видах работ, и условия их предоставления, направлено на реализацию права граждан на социальное обеспечение с учетом характера выполняемой работы и сохранение прав, приобретенных ими до введения в действие указанного Федерального закона, а потому само по себе не может рассматриваться как ущемляющее конституционные права граждан, в том числе заявителя.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с особыми условиями труда, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение страховой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Черепанова Владимира Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН