КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2021 г. N 1967-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГРАЖДАНИНА ПАШКОВА
АЛЕКСАНДРА ВЯЧЕСЛАВОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ СТАТЬЕЙ 45 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 12 ФЕВРАЛЯ 1993 ГОДА "О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ,
ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ,
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ,
УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,
ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАХ
ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ИХ СЕМЕЙ"
И ПОДПУНКТОМ 1 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВЕТЕРАНАХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.В. Пашкова вопрос о возможности принятия его жалоб к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.В. Пашков, признанный ветераном боевых действий, являющийся получателем страховой пенсии по старости, назначенной ему в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оспаривает конституционность следующих законоположений, которые были применены в его деле судами общей юрисдикции:
статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", устанавливающей повышения пенсий, назначаемых в соответствии с данным Законом, некоторым категориям пенсионеров;
подпункта 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предусматривающего предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, льгот по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 2, 7, 17 (часть 1), 19 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку:
статья 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, закрепляя правило о том, что предусмотренные ею повышения пенсий устанавливаются только тем, кто получает пенсии в соответствии с данным Законом, лишает права ветеранов боевых действий на льготы по пенсионному обеспечению, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах";
подпункт 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в той мере, в какой данная норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, лишает ветеранов боевых действий, получающих пенсию в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", права на льготы по пенсионному обеспечению.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данных жалоб к рассмотрению.
2.1. Определением от 24 июня 2021 года N 1301-О Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы А.В. Пашкова на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в том же аспекте, поскольку жалоба не отвечала требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым. Во вновь поступившей в Конституционный Суд Российской Федерации жалобе заявитель снова оспаривает конституционность данного законоположения. При этом новых материалов (судебных актов), которые давали бы основания для принятия Конституционным Судом Российской Федерации иного решения по поставленному вопросу, заявителем не представлено.
2.2. Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, а также их повышений, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. В связи с тем что военная служба как вид государственной службы Российской Федерации и работа по трудовому договору представляют собой различные формы реализации права на труд, законодатель вправе установить различия в условиях и нормах пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших такую деятельность.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, исходя из специфики службы и особого правового статуса указанных в нем лиц, предусмотрел условия назначения им пенсий, порядок определения их размеров, отличающийся от страховых пенсий.
Статья 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, предусматривающая повышения пенсий, является элементом правового механизма, направленного на установление дополнительных гарантий пенсионного обеспечения указанным в ней категориям граждан, и не может расцениваться как нарушающая конституционные права лиц, не получающих пенсию в соответствии с данным Законом.
Разрешение же вопроса о внесении изменений в действующее правовое регулирование в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Пашкова Александра Вячеславовича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН