КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2022 г. N 3468-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ИСАЕВА
НИКОЛАЯ СТЕПАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
СТАТЬЕЙ 1 И ПУНКТОМ 13 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 5 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН "ОБ ОРГАНАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.С. Исаева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Н.С. Исаев оспаривает конституционность следующих положений Закона Республики Башкортостан от 6 декабря 2005 года N 252-з "Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан":
статьи 1, согласно которой правовое регулирование деятельности органов социального партнерства в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, данным Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, а также муниципальными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
пункта 13 части 1 (ошибочно названного в жалобе подпунктом 13 пункта 1) статьи 5, закрепляющего право Республиканской трехсторонней комиссии определять в соответствии с законодательством порядок, сроки разработки проекта республиканского соглашения и его заключения, порядок присоединения к нему работодателей, не участвовавших в его заключении.
Как следует из материалов жалобы, суды, рассматривавшие исковые требования заявителя о перерасчете заработной платы исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, указанного в Республиканских соглашениях между Республиканским союзом "Федерация профсоюзов Республики Башкортостан", объединениями работодателей Республики Башкортостан и правительством Республики Башкортостан (далее также - Республиканские соглашения, Соглашения), указали на отсутствие оснований для применения названных Соглашений в связи с тем, что они не являются отраслевыми, а значит, к ним не применимы правила частей восьмой - десятой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации о распространении действия данных Соглашений на работодателей, не участвовавших в их заключении.
Нарушение своих прав оспариваемыми нормами Н.С. Исаев усматривает в том, что неправильное толкование судами Закона Республики Башкортостан "Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан" и Приказа Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 6 июня 2007 года N 2 "Об утверждении Порядка опубликования Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан и предложения о присоединении к соглашению" нарушает его право на справедливую заработную плату и не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности, ее статьям 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 37 (части 2 и 3) и 55 (части 1 и 2), поскольку препятствует применению положений указанных Республиканских соглашений.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод нормативными актами (указанными в пунктах "а", "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации) и такая жалоба признается допустимой, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с его участием, а жалоба подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты. При этом заявитель обязан приложить к жалобе судебные решения, подтверждающие применение оспариваемого нормативного акта судом при разрешении конкретного дела.
Вопреки данным требованиям представленными заявителем материалами применение судом оспариваемых норм при разрешении его конкретного дела формально не подтверждено, а потому его жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
Кроме того, оспариваемые нормы направлены на правовое регулирование деятельности органов социального партнерства в Республике Башкортостан и как таковые права граждан не затрагивают.
Как следует из материалов жалобы, заявитель, оспаривая нормы Закона Республики Башкортостан "Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан", выражает несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для применения в его деле указанных Республиканских соглашений. Однако разрешение этого вопроса как связанного с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исаева Николая Степановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН