КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 января 2022 г. N 136-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ПРАБЕРГАС РИТЫ КОНСТАНТИНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ 1 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 2
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ" И ПОДПУНКТОМ "А" ПУНКТА 1
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЕДИНОВРЕМЕННОЙ
ВЫПЛАТЕ НЕКОТОРЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СВЯЗИ С 75-Й ГОДОВЩИНОЙ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Р.К. Прабергас к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Р.К. Прабергас, являющаяся вдовой участника боевых операций по ликвидации националистического подполья на территории Литовской ССР в 1951 году, оспаривает конституционность следующих положений:
подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", определяющего круг лиц, относящихся к участникам Великой Отечественной войны;
подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", предусматривающего единовременную выплату в размере 75 000 рублей инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
По мнению заявительницы, оспариваемые положения, примененные в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 7 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 18, 19, 39 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют не относить лиц, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Литовской ССР в 1951 году, к участникам Великой Отечественной войны и лишают ее тем самым права на получение единовременной выплаты, установленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О ветеранах", исходя из конституционных предписаний, предопределяющих обязанности государства по отношению к своим гражданам, исполнившим воинский долг и обязанность по защите Отечества, и в целях признания особых заслуг перед обществом закрепляет правовые гарантии их социальной защиты и условия, соблюдение которых необходимо для наделения гражданина определенным статусом, а следовательно, приобретения им права на соответствующие меры социальной поддержки.
Оспариваемое положение подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", закрепляя круг лиц и условия, при которых эти лица относятся к участникам Великой Отечественной войны, направлено на обеспечение социальной защиты указанной категории граждан, а потому ни само по себе, ни во взаимосвязи с Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 не может рассматриваться как ущемляющее какие-либо права.
Разрешение же вопроса об отнесении лиц, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Литовской ССР в 1951 году, к данной категории граждан в целях обеспечения единовременной выплатой, приуроченной к 75-й годовщине Победы, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Прабергас Риты Константиновны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН