КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2021 г. N 465-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
АРТЕМЬЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ГЕОРГИЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 10 СТАТЬИ 15 И ЧАСТЬЮ 1
СТАТЬИ 34 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Л.Г. Артемьевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Л.Г. Артемьева, с сентября 2001 года являющаяся получателем трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях":
части 10 статьи 15, устанавливающей порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
части 1 статьи 34, предусматривающей, что для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 данного Федерального закона.
По мнению Л.Г. Артемьевой, примененные в ее деле оспариваемые положения не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 39 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, лишают граждан, которым трудовая пенсия установлена до вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", права на перерасчет пенсии с 1 января 2015 года в более высоком размере за счет увеличения суммы пенсии, получаемой пенсионером на день вступления в силу данного Федерального закона, на величину фиксированной выплаты.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель установил в части 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, исходя из размера страховой части трудовой пенсии, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 данной статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении суммы коэффициентов, если они по выбору застрахованного лица не были учтены при исчислении размера страховой части трудовой пенсии.
Таким образом, положения части 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" закрепляют порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления размера пенсии, направлены на учет их интересов, а также на сохранение прав, приобретенных до введения в действие названного Федерального закона, а потому не могут расцениваться как нарушающие права граждан.
Часть 1 статьи 34 Федерального закона "О страховых пенсиях", закрепляющая механизм перерасчета размеров страховых пенсий, направлена на реализацию гражданами права на пенсионное обеспечение, в равной мере распространяется на всех лиц, которые приобрели пенсионные права до 1 января 2015 года, и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы, притом что при введении в действие названного законодательного акта был установлен запрет снижения размеров пенсий, назначенных согласно ранее действовавшему правовому регулированию (часть 3 статьи 34 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Разрешение же вопроса об изменении порядка определения размера страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней по состоянию на 1 января 2015 года, равно как и поставленного в жалобе вопроса об отмене судебных постановлений не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Артемьевой Людмилы Георгиевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН