КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2020 г. N 1850-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
БУЛДАКОВОЙ НИНЫ НИКОЛАЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ СТАТЬЕЙ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ
ОПЛАТЫ ТРУДА"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Н.Н. Булдаковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Н.Н. Булдакова оспаривает конституционность статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а фактически - ее части второй, согласно которой начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
По мнению заявительницы, данное законоположение, примененное в ее деле судом, противоречит Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 7 (часть 1), 15 - 18, 19 (части 1 и 2), 20, 21, 22 (часть 1), 23 - 25, 28, 34, 35, 37 (части 1 - 3 и 5), 38 (часть 1), 39 - 43, 44 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 48, 49 (части 2 и 3), 50 (часть 2), 52, 53, 54 (часть 2), 55, 56 и 64, поскольку позволяет устанавливать минимальный размер оплаты труда в размере, равном величине прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П).
Конституция Российской Федерации до внесения в нее в 2020 году изменений не закрепляла критериев определения минимального размера оплаты труда, относя установление минимального размера оплаты труда к компетенции федерального законодателя (статья 37, часть 3).
Вместе с тем в части 5 статьи 75 Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ предусмотрено, что государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Таким образом, закрепление в статье 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" такого критерия определения минимального размера оплаты труда, как величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года, учитывает периодичность ее исчисления в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1702 "О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации", а также необходимость внесения соответствующих изменений в федеральный закон, согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда и во взаимосвязи со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, предоставляющей субъектам Российской Федерации право на своей территории определять размер минимальной заработной платы с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, не может расцениваться как нарушающее права лиц, работающих по трудовому договору.
Как следует из материалов жалобы, оспаривая конституционность статьи 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", заявительница ставит вопрос об изменении установленных в федеральном законе критериев определения минимального размера оплаты труда, однако разрешение данного вопроса не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она закреплена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Булдаковой Нины Николаевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН