КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2011 г. N 793-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ИСАЕВА ЕВГЕНИЯ ЮРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1.3 ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ИСЧИСЛЕНИИ ВЫСЛУГИ ЛЕТ, НАЗНАЧЕНИИ
И ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ ПРОКУРОРАМ И
СЛЕДОВАТЕЛЯМ, НАУЧНЫМ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМ
РАБОТНИКАМ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИМЕЮЩИМ
КЛАССНЫЕ ЧИНЫ, И ИХ СЕМЬЯМ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Е.Ю. Исаева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Е.Ю. Исаев оспаривает конституционность пункта 1.3 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942).
Оспариваемая норма предусматривает, что периоды службы (работы, учебы), включаемые в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Положения, засчитываются в выслугу лет, если эта служба (работа, учеба) проходила в органах и учреждениях Российской Федерации, а также Союза ССР и республик в составе СССР, если иное не оговорено соответствующими межгосударственными соглашениями.
По мнению заявителя, являвшегося после окончания в 1993 году Украинской юридической академии прокурорским работником, данная норма противоречит статьям 15 (часть 4), 19 (часть 2), 37 (часть 3), 55 (часть 2) и 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации в той части, в какой ею предполагается включение в выслугу лет для целей пенсионного обеспечения только периодов обучения в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Оспариваемое положение было применено в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Е.Ю. Исаевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который, осуществляя предоставленные ему полномочия, в абзаце первом пункта 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определил, что пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Специальным законом, регулирующим отношения по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Оспариваемым Постановлением Правительства Российской Федерации - для реализации права граждан, проходивших службу в органах и учреждениях прокуратуры, на пенсионное обеспечение - определен порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий, в том числе порядок включения в выслугу лет периодов учебы до поступления на службу в отношении прокурорских работников с учетом специфики этой службы. Указанные положения, направленные на реализацию норм названного Закона Российской Федерации применительно к данной категории лиц, обеспечивают право прокурорских работников на получение пенсии и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя.
Разрешение же вопроса об установлении условий включения учебы в выслугу лет для целей пенсионного обеспечения является прерогативой законодателя, а также органов государственной власти, осуществляющих заключение межгосударственных соглашений, и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исаева Евгения Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН