КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2011 г. N 987-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАН БУСЫГИНОЙ РУБОЭНЕТТЫ ФЕДОРОВНЫ И
СИМОНОВОЙ ТАТЬЯНЫ ЮРЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ИХ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ЧЕТВЕРТЫМ ПУНКТА 2
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЯДЕРНОГО ОРУЖЕЙНОГО
КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию граждан Р.Ф. Бусыгиной и Т.Ю. Симоновой вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане Р.Ф. Бусыгина и Т.Ю. Симонова (вдова и дочь умершего военного пенсионера гражданина Ю.Н. Бусыгина - бывшего специалиста ядерного оружейного комплекса Российской Федерации) оспаривают конституционность абзаца четвертого пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 949 "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", которым Правительству Российской Федерации поручено определить порядок утверждения перечня воинских должностей, сокращенных (переименованных) в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР), воинских частей и военных представительств, прохождение службы в которых предусматривало непосредственное участие военнослужащих в одном из видов деятельности, предусмотренных перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации".
Как следует из представленных материалов, Р.Ф. Бусыгиной и Т.Ю. Симоновой, заменившим Ю.Н. Бусыгина как истца в соответствии с решением суда, в удовлетворении требований, касающихся перерасчета пенсии в связи с увеличением оклада по занимаемой Ю.Н. Бусыгиным до увольнения с военной службы воинской должности по Указу Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 за период с 1 января 2000 года по 31 июля 2005 года, судами общей юрисдикции было отказано, поскольку должность, которую занимал Ю.Н. Бусыгин, была указана в Перечне воинских должностей, сокращенных (переименованных) в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, а войсковая часть включена в Перечень расформированных воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР) и военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (Министерства обороны СССР), в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Перечнем, утвержденным названным Указом Президента Российской Федерации, что давало право на перерасчет пенсии только с 1 августа 2005 года.
По мнению заявителей, оспариваемое положение, позволяющее относить определенные воинские должности к числу сокращенных (переименованных) в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, тем самым ставя право бывших специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации из числа военнослужащих на перерасчет пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, обусловленное прохождением ими военной службы в особых условиях, в зависимость от включения их должности в тот или иной перечень, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (часть 4) и 90 (часть 3), поскольку нарушает имущественные права как военного пенсионера, так и членов его семьи.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства основные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), не устанавливает конкретных мер социальной защиты, их объема (размеров), а также условий предоставления.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Президент Российской Федерации предусмотрел дополнительные меры социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса, в том числе поручил Правительству Российской Федерации установить военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации повышенные в 1,5 раза оклады по воинским должностям, предусмотренным соответствующими нормативными правовыми актами (подпункт "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563). Повышение окладов по воинским должностям в воинских частях, отнесенных к ядерному оружейному комплексу, в соответствии со статьями 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" послужило основанием для перерасчета с 1 января 2001 года пенсий, назначенных в соответствии с названным Законом, лицам, проходившим военную службу в соответствующих воинских должностях до их увольнения в указанных воинских частях.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 949 "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" с 1 августа 2005 года право на перерасчет пенсии в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I приобрели и пенсионеры Министерства обороны Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских должностях, сокращенных (переименованных) в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, и в расформированных воинских частях ядерного оружейного комплекса.
С целью обеспечения реализации данной категорией граждан указанного права Правительству Российской Федерации было дано поручение определить Перечень расформированных воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР) и военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (Министерства обороны СССР), в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, а также определить порядок утверждения соответствующих перечней должностей.
Такое правовое регулирование направлено на повышение уровня пенсионного обеспечения бывших военнослужащих ядерного оружейного комплекса Российской Федерации с учетом характера и условий прохождения военной службы и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Разрешение же вопроса о том, положения какого именно Указа Президента Российской Федерации (от 23 августа 2000 года N 1563 или от 9 августа 2005 года N 949) должны применяться в деле заявителей с учетом конкретных обстоятельств, а также проверка законности и обоснованности решений судов общей юрисдикции к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бусыгиной Рубоэнетты Федоровны и Симоновой Татьяны Юрьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН