ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июля 2021 г. N 83-КАД21-6-К1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горбатюка Бориса Валентиновича на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 20 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 23 июля 2020 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2020 года по делу N 2а-132/2020 по административному исковому заявлению Горбатюка Б.В. к федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Западрегионжилье"), отделению (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западрегионжилье", Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании решения от 1 октября 2019 года N 14-60/17/2019 об отказе в признании участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения на доводы кассационной жалобы представителя федерального казенного учреждения "Войсковая часть 42685" Свистельниковой У.К., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Горбатюк Б.В. после окончания установленного срока действительной военной службы с 6 декабря 1985 года зачислен на сверхсрочную службу сроком на два года.
Приказом командира войсковой части 42685 N 250 от 7 декабря 1987 года уволен в запас с 5 декабря 1987 года по выслуге установленного срока службы.
С 11 марта 1988 года Горбатюк Б.В. проживает на территории закрытого военного городка < ... > в принадлежащей Министерству обороны Российской Федерации однокомнатной квартире по адресу: г. < ... > предоставленной его супруге Г. (далее также - Квартира).
Согласно содержащимся в поквартирной карточке сведениям его супруга Г. (брак расторгнут 13 апреля 1993 года) была зарегистрирована в квартире с 15 января 1988 года по 3 августа 2002 года; в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения с 3 августа 2002 года зарегистрирован сын административного истца - Г. < ... > года рождения.
В период с 15 июня 2015 года по 12 ноября 2018 года являлся участником основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 как относящийся к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, составом семьи два человека, исключен из числа участников решением от 12 ноября 2018 года исключительно на основании актов от 9 и 18 октября 2018 года и от 6 ноября 2018 года о проживании в квартире иных лиц.
22 августа 2019 года Горбатюк Б.В. обратился с заявлением к начальнику отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западрегионжилье" о включении его в состав участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2006 года N 151, поскольку относится к категории граждан, подлежащих отселению из закрытого военного городка.
Решением от 1 октября 2019 года N 14-60/17/2019 (далее - Решение от 1 октября 2019 года) указанное заявление оставлено без удовлетворения, начальник отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западрегионжилье" применил к возникшим правоотношениям Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, пришел к заключению, что Горбатюк Б.В. не соответствует требованиям, установленным пунктом 5 Правил, поскольку не состоит в Министерстве обороны Российской Федерации на учете нуждающихся в жилых помещениях, факт проживания на территории закрытого военного городка не является достаточным основанием для предоставления гражданину выплаты в виде государственного жилищного сертификата.
Горбатюк Б.В., не согласившись с результатом рассмотрения его заявления, предъявил административный иск о признании Решения от 1 октября 2019 года незаконным, считая, что имеет право на обеспечение жилым помещением как гражданин, желающий выехать из военного городка и не имеющий другого жилого помещения, что административный ответчик неправильно применил нормы материального права.
Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 20 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 23 июля 2020 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2020 года указанные судебные акты оставлены в силе, кассационная жалоба Горбатюка Б.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене принятых по настоящему административному делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Ввиду необходимости проверки доводов кассационной жалобы по запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2021 года дело истребовано, определением от 11 июня 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения установлены.
Отказывая в удовлетворении требований Горбатюка Б.В., суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда, исходил из того, что административный истец не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке, не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, а также на жилищном учете в Брянской городской администрации среди граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, решения в отношении него уполномоченным органом в установленном порядке о переселении с территории закрытого военного городка не принималось, переселение не проводилось.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, признавая решение суда первой инстанции законным, указал, что ссылка Горбатюка Б.В. в обоснование своих требований на решение от 15 июня 2015 года о признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, правильно признана судом несостоятельной, так как в последующем он был исключен из названного списка и решение об исключении Горбатюка Б.В. и членов его семьи из состава участников основного мероприятия не было им оспорено в установленный законом срок, следовательно, не имеет правового значения для правильного разрешения заявленных требований по настоящему административному делу.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усмотрела правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного истца, посчитав, что содержащиеся в решении суда и апелляционном определении выводы соответствуют материалам дела, согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Вместе с тем судами не учтены следующие обстоятельства.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Служебные жилые помещения и жилые помещения в закрытых военных городках не могут быть переданы безвозмездно в собственность занимаемым им лицам (абзац девятый пункта 1, пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р город < ... > включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
Материалами дела подтверждается и никем не оспаривается, что Горбатюк Б.В. уволен с военной службы в запас в период действия Жилищного кодекса РСФСР, в силу статьи 94 которого он не мог быть выселен без предоставления другого благоустроенного жилого помещения из расположенного на территории закрытого военного городка занимаемого им как на день увольнения, так и в настоящее время жилого помещения; другого жилого помещения не имеет, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, намерен переселиться из военного городка (л.д. 68).
На момент обращения Горбатюка Б.В. в августе 2019 года с заявлением к начальнику отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западрегионжилье" действовала государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Государственная программа 2017 года), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 в редакции постановления от 30 января 2019 года N 62, подпунктом "д" пункта 1 которого раздел "Основное мероприятие "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" признан утратившим силу.
В структуру Государственной программы 2017 года входят подпрограммы, одной из которых является подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России", включающая ведомственную целевую программу "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее - ведомственная целевая программа; приложение N 1, подпрограмма 1).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Названным постановлением Правительства Российской Федерации также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила), примененные административным ответчиком при принятии Решения от 1 октября 2019 года.
Пункт 5 Правил устанавливает граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках ведомственной целевой программы, каковыми являются граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (подпункт "б").
Из буквального содержания приведенной федеральной нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.
Такое толкование согласуется с предписаниями подпункта "а" пункта 19 Правил, не предусматривающими для подлежащих переселению из закрытых военных городков граждан обязанности вместе с заявлением в уполномоченный орган представлять иные документы, кроме справки об общей продолжительности военной службы (службы), справки о проживании на территории закрытого военного городка, копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право установлено законодательством Российской Федерации), копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.
Абзац пятый подпункта "а" пункта 19 Правил, предусматривающий для участников целевой ведомственной программы обязанность предоставить вместе с заявлением выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, из общего правила делает исключение для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 5 названного нормативного правового акта.
На день принятия Решения от 1 октября 2019 действовал Порядок и сроки формирования списков граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году (далее - Порядок), утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 мая 2019 года N 265.
Согласно подпункту 4 пункта 2 Порядка в Министерстве обороны право на получение сертификата имеют граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков, указанные в подпункте "б" пункта 5 Правил.
Для участия в программе граждане по территориальному принципу подают в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) соответствующее заявление, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных, а также документы, указанные в подпункте "а" пункта 19 Правил (пункт 3 Порядка).
Уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) ведет отдельно реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, и реестр граждан, проживающих (проживавших) на территории закрытых военных городков и изъявивших желание получить сертификат (пункт 5 Порядка).
Таким образом, названный ведомственный нормативный правовой акт также не устанавливает для проживающих в закрытых военных городках в качестве обязательного условия получения сертификата наличие требования о выселении заявителя и членов его семьи, или иного решения о его переселении из закрытого военного городка.
Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии жалоб об оспаривании подпункта "б" пункта 5 Правил, неоднократно обращал внимание, что эта норма предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан (определения от 23 июня 2015 года N 1462-О, от 25 мая 2017 года N 1137-О, от 27 июня 2017 года N 1297-О, от 28 сентября 2017 года N 1922-О, от 19 декабря 2017 года N 2995-О).
С 1 сентября 2019 года действует Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков", который в качестве одного из условий применения его положений также установил факт проживания и желание переселиться из закрытого военного городка (пункт 1).
Из совокупного правового анализа приведенных предписаний федерального законодательства следует, что самостоятельным и достаточным основанием для признания права административного истца на получение государственного жилищного сертификата является факт его постоянного проживания в закрытом военном городке после прекращения военной службы.
Следовательно, являются неправильными вывод судебных инстанций о законности Решения от 1 октября 2019 года, не соответствующего нормативным правовым актам, регулирующим возникшие отношения, а также утверждение об отсутствии у административного истца, как бывшего военнослужащего, проживающего с момента начала военной службы по настоящее время в военном городке, права на получение от Министерства обороны социальной выплаты.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, считает необходимым их отменить в целях восстановления нарушенного права и законных интересов административного истца.
С учетом того, что в заявлении Горбатюк Б.В. просил уполномоченный орган включить его в состав участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", такое же требование заявлено и в административном исковом заявлении, однако действующее с февраля 2019 года законодательство предусматривало иную форму государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем - участие в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", Судебная коллегия не может принять новое решение, так как необходимо уточнить предъявленные в суд Горбатюком Б.В. требования в части способа восстановления нарушенного административным ответчиком права на обеспечение жилым помещением, поэтому дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Фокинского районного суда г. Брянска от 20 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 23 июля 2020 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2020 года отменить и направить дело в Фокинский районный суд г. Брянска на новое рассмотрение.