ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2022 г. N 127-КАД21-26-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Курталиди Александра Васильевича на решение Судакского городского суда Республики Крым от 31 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2021 г. по административному делу N 2а-732/2020 по административному исковому заявлению Курталиди А.В. к администрации города Судак Республики Крым о признании незаконным решения и о возложении обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление о предоставлении в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Курталиди А.В., являясь членом садоводческого потребительского кооператива " < ... > " (далее также - СПК " < ... > "), обратился в суд с административным иском о признании незаконным постановления администрации города Судака Республики Крым от 15 июля 2020 г. N 757 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и о возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 570 кв. м, расположенного по адресу: < ... > .
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 31 августа 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2020 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2021 г., Курталиди А.В. отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе Курталиди А.В. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2022 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации извещены надлежащим образом.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия полагает, что судом допущены такие нарушения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что у администрации города Судака Республики Крым отсутствуют сведения о предоставлении исходного земельного участка СПК " < ... > ", в связи с чем Курталиди А.В. на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 и подпункта 1 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не имеет права на его приобретение без проведения торгов.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, до 1 марта 2022 г. члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 г. для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу данного федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом этого пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 этой статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 данной статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
- протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 этой статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Согласно части 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" до 1 марта 2022 г. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду, в том числе, членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Как следует из материалов дела, административным истцом к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка приложена копия членской книжки СПК " < ... > " и справка N 10, выданная садоводческим кооперативом 9 октября 2019 г. Согласно названной справке заявитель является членом СПК " < ... > " и ему выделен участок N 180, используемый им более 15 лет, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ земельного участка, изготовленная при проведении кадастровых работ.
Земельный участок садоводческого кооператива расположен по адресу: < ... > и поставлен на кадастровый учет в Едином государственном реестре недвижимости с присвоением кадастрового номера < ... > .
В материалах дела также содержится выкопировка из проекта застройки садового товарищества " < ... > ", согласно которой земельный участок N < ... > площадью 570 кв. м расположен в садовом товариществе " < ... > ".
Кроме того, согласно ответу администрации города Судака Республики Крым на запрос суда, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, переданного садовому товариществу " < ... > " на основании договора аренды, зарегистрированного в Судакском городском отделе Крымского регионального филиала ГП "ЦГЗК" при Госкомземе Украины, о чем в государственном реестре земли 3 марта 2006 г. совершена запись N < ... > .
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц СПК " < ... > " зарегистрирован 16 января 2015 г.
Таким образом, заявитель, как член некоммерческой организации, созданной до 1 января 2019 г. для ведения садоводства, имеет право приобрести земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно.
С учетом изложенного, Судебная коллегия считает, что суды первой, апелляционной и кассационной инстанций допустили существенное нарушение норм материального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 31 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2021 г. отменить.
Признать незаконным постановление администрации города Судака Республики Крым от 15 июля 2020 г. N 757 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обязать администрацию города Судака Республики Крым повторно рассмотреть по существу заявление Курталиди Александра Васильевича о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 570 кв. м, расположенного по адресу: < ... > .