МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 10 ноября 1992 г. N 1-98-У
О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ (ПЕРЕРАСЧЕТА) ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ,
ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ, В СООТВЕТСТВИИ
С ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 ИЮНЯ 1992 ГОДА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР
"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ
РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
18 июня 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" < * > .
< * > В дальнейшем именуется - Закон РФ от 18 июня 1992 г.
При применении названного Закона предлагаем руководствоваться следующим.
I. Общие положения
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 18 июня 1992 года к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие названного Закона, относятся:
1.1. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
1.2. Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
а) граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
б) военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
в) граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон;
г) граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
1.3. Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС: военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, включая летно - подъемный, инженерно - технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие", а также младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являющихся источником ионизирующих излучений.
1.4. Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.
1.5. Граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения.
1.6. Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
1.7. Граждане, проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
1.8. Граждане, проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
1.9. Граждане, проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
1.10. Граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне).
1.11. Граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение после чернобыльской катастрофы.
1.12. Военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходящие (проходившие) службу (военную службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Таким образом, по сравнению с ранее действовавшим законодательством расширен круг граждан, на которых распространяется действие Закона РФ от 18 июня 1992 года, к категории этих граждан дополнительно отнесены:
- граждане, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
- младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
- инженерно - технический состав гражданской авиации, привлеченный для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы;
- военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1986 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие".
Закон РФ от 18 июня 1992 года введен в действие со дня опубликования, т.е. 5 августа 1992 г., а в части норм, относящихся к пенсионному обеспечению, - с 1 июля 1992 года.
Этот срок распространяется на все виды пенсий и категории пенсионеров, в том числе вдов (вдовцов) граждан, погибших при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС либо умерших вследствие заболевания, травмы, трудового увечья в связи с чернобыльской катастрофой, если они приобрели право на пенсию в соответствии с названным Законом. К пенсиям, назначенным по ранее действовавшим нормам, доплаты за прошлое время не производятся.
Статьей 7 Закона РФ от 18 июня 1992 года предусмотрены, как и прежде, 4 зоны радиоактивного загрязнения в зависимости от территориальной близости к месту чернобыльской катастрофы, а также от дозы облучения населения и плотности радиоактивного загрязнения почвы цезием-137.
Это:
- зона отчуждения (1);
- зона отселения (2);
- зона проживания с правом на отселение (3);
- зона проживания с льготным социально - экономическим статусом < * > .
< * > В дальнейшем именуется зона N 1, зона N 2, зона N 3, зона N 4.
Статус этих зон определен Законом РФ от 18 июня 1992 года (ст. ст. 7, 8, 9, 10, 11), границы зон устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов не реже, чем один раз в три года пересматриваются Правительством Российской Федерации.
II. Порядок назначения пенсии
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются Законом РФ от 18 июня 1992 года, Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" < * > , а также действующим законодательством Российской Федерации в части норм по возмещению ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.
< * > В дальнейшем именуется Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года.
При этом нормы Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" применяются в отношениях, которые не регулируются настоящим Законом.
II.1. Пенсии по старости
II.1.1. Пенсии по старости гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 10 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР".
Возраст выхода на пенсию на льготных основаниях не может быть меньше для мужчин - 50 лет, для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию - 10 лет).
Условия назначения пенсий зависят от следующих обстоятельств:
а) статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, - статья 13 Закона РФ от 18 июня 1992 года;
б) характера выполняемых работ: участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы; года участия в выполнении этих работ; выполнение работ на эксплуатации ЧАЭС; выполнение работ в определенной зоне (отчуждения, отселения и др.) - статьи 30 - 32, 36 Закона РФ от 18 июня 1992 года;
в) режима территории проживания граждан, подвергшихся действию радиации, - статьи 33 - 35, 37 Закона РФ от 18 июня 1992 года.
II.1.2. Право на снижение пенсионного возраста на 10 лет имеют:
- граждане, указанные в пункте 3 части первой ст. 13 Закона от 18 июня 1992 года (принимавшие участие в 1986 - 1987 годах в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет (п. 1 ст. 30 Закона от 18 июня 1992 года);
- граждане, указанные в п. 6 части 1 ст. 13 Закона, эвакуированные из зоны отчуждения, независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения (ст. 32 Закона);
- граждане (в том числе временно направленные или командированные), занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения (ст. 31 Закона). Им устанавливается льготное пенсионное обеспечение на равных основаниях с гражданами, указанными в пункте "а" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Время указанной работы включается в полуторном размере в общий и в льготный трудовой стаж.
II.1.3. Право на снижение пенсионного возраста на 5 лет имеют:
- граждане (указанные в пункте 4 части первой ст. 13 Закона), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 25 лет, у женщин - не менее 20 лет.
II.1.4. Статьями 32 - 35 Закона РФ от 18 июня 1992 года предусмотрены две величины снижения пенсионного возраста для назначения пенсии по старости: первая - абсолютная, с конкретным количеством лет, на которое может быть снижен пенсионный возраст (3 года, 1 год и т.д.) при проживании в определенной зоне, вторая - дополнительная величина. Снижение пенсионного возраста на дополнительную величину производится пропорционально количеству полных лет проживания или работы в определенной зоне.
Например. Гражданам, проживающим на территории зоны N 4, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год (абсолютная величина) и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы в этой зоне (дополнительная величина).
Однако снижение пенсионного возраста на первую абсолютную величину должно иметь место только в том случае, если гражданин проживал или работал в определенной зоне (см. ст. ст. 32 - 35) с 26 апреля 1986 года (т.е. с момента аварии на Чернобыльской АЭС) до 30 июня 1986 года, при этом продолжительность проживания или работы в этот период значения не имеет.
Поэтому, если гражданин в указанный период времени (с 26 апреля по 30 июня 1986 года) не проживал или не работал в радиоактивно загрязненной зоне, то снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости может производиться только на вторую дополнительную величину, предусмотренную для граждан соответствующей зоны, пропорционально количеству полных лет, прожитых или отработанных в этой зоне (неполные годы не учитываются).
Например. Гражданин, работавший в зоне N 3 с августа 1986 года по 1990 год, обратился за назначением пенсии по старости в возрасте 57 лет.
Этот гражданин права на пенсию по старости иметь не будет, т.к. пенсионный возраст ему может быть снижен только на 1 год за проживание на территории зоны N 3 в течение полных 3 лет (с августа 1986 г. по 1990 год).
В данном примере снижение возраста на 2 года (на абсолютную величину) не может быть произведено, поскольку гражданин не проживал на территории зоны N 3 в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 года.
При определении величины, на которую снижается возраст выхода на пенсию, производится взаимный зачет периодов проживания или работы в зонах с различным радиационным режимом при условии, что эти периоды дают право на снижение возраста на более льготных условиях.
Например.
1. Гражданин проживал в зоне отселения (зона N 2) с 26 апреля 1986 г. по май 1988 года, с мая 1988 года по июль 1991 года в зоне N 4, т.е. в общей сложности 5 лет в радиационных зонах.
Его возраст, дающий право на пенсию, снижается на 4 года (3 года за проживание в зоне N 2 с апреля по июнь 1986 года плюс 1 год дополнительно из расчета 0,5 года за каждый полный год проживания в зоне N 2). Поскольку в зоне N 4 он прожил 3 года (а требуется для снижения возраста 4 года), этот период не учитывается.
2. Гражданин проживал в зоне N 3 с 25 июня 1986 г. по январь 1988 г., а затем в зоне N 4 с января 1988 г. по июль 1992 г.
Возраст снижается в следующем порядке: на 2 года за проживание в зоне N 3 до 30 июня 1986 г. + на 1 год за проживание в общей сложности свыше 4 лет в зонах N N 3 и 4.
Право на дополнительное снижение возраста отдельно по каждой зоне период проживания не дает, поскольку в зоне N 3 не прожил полных 3 года, а в зоне N 4 - 4 полных года.
3. Гражданин проживал в зоне N 2 1,5 года (после 30 июня 1986 г.) и 3,5 года - в зоне N 4. За полный год проживания в зоне N 2 возраст снижается на 0,5 года и за оставшийся период проживания в течение 0,5 года и 3,5 года проживания в зоне N 4, в общей сложности на 4 года нахождения в этих зонах возраст снижается еще на 1 год. Итого возраст выхода на пенсию уменьшается на 1,5 года.
Следует иметь в виду, что в указанных случаях льготы по уменьшению возраста для назначения пенсии по старости предоставляются только гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территориях зон радиоактивного загрязнения (ст. ст. 8 - 11 Закона РФ от 18 июня 1992 года).
Поэтому на граждан, направленных в служебную командировку в эти зоны, льгота по уменьшению возраста для назначения пенсии по старости не распространяется.
II.1.5. Суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста производится также гражданам, относящимся одновременно к двум и более категориям, указанным в статьях 13, 30 - 37 настоящего Закона и в статьях 11, 12, 14 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
При этом, если общая сумма уменьшения возраста превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к специальному трудовому стажу, предусмотренному статьями 12 и 14 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", для увеличения размера пенсии в порядке, указанном в части второй статьи 16 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Например. Гражданин, работая в районах Крайнего Севера более 15 лет, выработал необходимый специализированный стаж (10 лет) для назначения пенсии на льготных условиях по Списку N 1, а в 1987 году принимал участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Таким образом, при суммировании льгот по уменьшению возраста для назначения пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 12а, 14 Закона РСФСР от 20.11.90 и ст. 30.1 Закона РФ от 18 июня 1992 года возраст выхода на пенсию по старости должен быть уменьшен этому гражданину на 25 лет (на 10 лет - по Списку N 1, на 5 лет - за работу в районах Крайнего Севера и на 10 лет - за участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1987 г.).
Однако, учитывая, что максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по Закону РФ от 18 июня 1992 года не может быть более 10 лет, то 15 лет (25 лет - 10 лет = 15 лет) должны быть засчитаны в специальный трудовой стаж, предусмотренный статьями 12 и 14 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", для увеличения размера пенсии в порядке, указанном в части второй статьи 16 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", т.е. на один процент заработка за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии.
Право на суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста согласно Закону РФ от 18 июня 1992 года имеют не только участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы 1986 - 1990 годов, выработавшие специальный трудовой стаж по Спискам N 1 или N 2, или на Крайнем Севере, или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, но и граждане, проживающие на территории зон радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ от 18 июня 1992 года и имеющие право на назначение пенсии по старости при снижении возраста в соответствии со ст. 11 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (многодетные матери, родившие пять и более детей, инвалиды Отечественной войны и др.).
Пример 1. Инвалид Отечественной войны в период с мая 1986 года проживал в зоне отселения и был переселен из этой зоны в январе 1989 года.
Пенсия по старости может быть назначена с уменьшением возраста в следующем порядке:
- на 5 лет - как инвалиду войны;
- на 3 года за проживание в зоне отселения в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания в зоне отселения (1986 - 1989 = 2 x 0,5 года = 1 год).
Таким образом, пенсия этому гражданину может быть назначена при суммировании всех льгот на 9 лет ранее общеустановленного возраста (как инвалиду войны и за проживание в зоне отселения).
Пример 2. Женщина - многодетная мать, родившая и воспитавшая до 8-летнего возраста 5 детей, выработавшая необходимый стаж по Списку N 2, в период с мая 1986 по май 1990 г. проживала в зоне отселения.
Возраст выхода на пенсию может быть уменьшен в следующем порядке:
- на 5 лет - как многодетной матери (ст. 11 Закона от 27.11.90);
- на 5 лет - по Списку N 2 (ст. 12 "б" Закона от 20.11.90);
- на 3 года за проживание в зоне отселения в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. (ст. 32 Закона от 18.06.92);
- на 2 года - дополнительно по полгода за каждый год проживания в зоне отселения (с мая 1986 по май 1990 г.): 0,5 x 4 = 2 года (ст. 32 Закона от 18.06.92).
Таким образом, возраст выхода на пенсию должен быть этой женщине уменьшен на 15 лет.
Учитывая, что максимальная величина фактического уменьшения возраста по Закону РФ от 18 июня 1992 года не может быть более 10 лет, то 5 лет (15 - 10 = 5) должны быть засчитаны для увеличения размера пенсии в порядке, указанном в части второй статьи 16 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
III. Пенсии по инвалидности
III.1. Пенсии по инвалидности рабочим и служащим
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона РФ от 18 июня 1992 года гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13, гарантируется:
III.1.1. Назначение пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда на период назначения или перерасчета пенсии.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с инструктивным письмом Минсобеса РСФСР от 4 августа 1988 года N 1-69-И "О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событием на ЧАЭС, и назначения им пенсий по Списку N 1" заболевание рабочих и служащих, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, следует считать профессиональным.
Пенсия, назначаемая в соответствии с абзацем первым пункта первого части первой ст. 29, может быть исчислена из среднего фактического заработка без ограничения, рассчитанного в соответствии с действовавшими повышающими коэффициентами и кратностью тарифной ставки (оклада) за период работы до вывода из зоны по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зонах отчуждения или отселения или на поставарийной эксплуатации Чернобыльской АЭС (абз. 1 части 2 ст. 29).
При этом надо иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.92 N 505 "О социальной защите граждан, получивших увечье либо иное повреждение здоровья в связи с исполнением ими трудовых обязанностей" заработок, из которого исчислена сумма возмещения ущерба гражданам, получившим увечье либо иное повреждение здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей, увеличивается в порядке, предусмотренном ст. 7 Закона РФ "О досрочном введении в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Пример 1. Мужчина принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с 28 мая по 24 июня 1986 г., с 24 июня 1992 г. признан инвалидом II группы вследствие аварии на ЧАЭС с 90% утратой трудоспособности. Фактический заработок за работу в зоне N 1 за указанный период составил 2450 руб. 98 коп. Поскольку он не отработал полный календарный месяц, прежде всего определим условный среднемесячный заработок в порядке, изложенном в указаниях Минсоцзащиты от 06.12.91 N 1-112-У.
2450 р. 98 коп. (сумма заработка) разделить на 28 (количество рабочих дней) и умножить на 25,4. Итого среднемесячный заработок составил 2223 р. 38 к. Этот заработок в соответствии с Указом Президента от 12.05.92 подлежит увеличению (осовремениванию) на коэффициент года его получения - 6,7. Заработок составит 14 896 руб. 65 коп.
Таким образом, основной размер пенсии должен быть установлен с 1 июля 1992 г. в сумме 13 406 руб. 99 коп. (14 896 руб. 65 коп. x 90%). Сверх этого размера начисляется 30-процентная надбавка в соответствии с пунктом 2 части первой ст. 30 Закона РФ от 18.06.92, т.е.:
13 406 руб. 99 коп. + 270 руб. (до 01.11.92) = 13 676 р. 99 коп.
С 1 ноября 1992 г. размер пенсии составит:
13 406 р. 99 коп. + 675 руб. (30% от 2250 руб.) = 14081 р. 99 коп.
Пример 2. Женщина была командирована в зону N 1 и работала там с 20 по 23 июля 1988 года, 01.09.92 признана инвалидом III группы от заболевания, связанного с аварией на ЧАЭС, имеет 40% утраты трудоспособности. Среднемесячный заработок, определенный по вышеизложенным правилам, составил 5900 руб. Поскольку он ниже семикратной суммы установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда (900 р. x 7), пенсия должна исчисляться из 6300 руб.
6300 руб. x 40% = 2520 руб., сверх того 25% надбавка в соответствии с п. 2 части второй ст. 30 Закона РФ от 18.06.92.
2520 р. + 225 р. = 2745 руб.
С 1 ноября 1992 г. размер пенсии составит:
2520 р. + 562 р. 50 коп. (25% от 2250 руб.) = 3082 р. 50 коп.
III.1.2. Назначение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
В этом случае в соответствии с абзацем вторым части второй статьи 29 Закона РФ от 18.06.92 пенсия может быть исчислена из расчета среднего заработка также без ограничения и независимо от трудового стажа.
Пример. Инвалид I группы (100% утрата трудоспособности) вследствие заболевания, связанного с ЧАЭС с 04.11.92, имеет на иждивении 2 детей, принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году.
Среднемесячный заработок составил 7000 руб.
Расчет пенсии:
Среднемесячный заработок - 7000 руб. x 2,5 (ст. 5 Закона от 21.10.92 "О повышении государственных пенсий в Российской Федерации") = 17 500 руб.
Основной размер пенсии: 17 500 руб. x 75% = 13 125 руб., ограничиваем максимальным размером - 6750 руб.
Начисляем надбавки:
1500 руб. - на уход как инвалиду I группы
3000 руб. - на 2 детей
675 руб. - 30% по Закону от 18.06.92
Итого: 11 925 руб.
Пенсия, исчисленная по правилам п. III.1.1 настоящих указаний, будет ниже:
100% от заработка 7 тыс. рублей (т.е. заработок, исходя из которого определяется сумма возмещения фактического ущерба, не подлежит увеличению в порядке, предусмотренном Законом РФ от 21.10.92) = 7000 руб., плюс надбавка, установленная Законом РФ от 18.06.92 для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, т.е. 675 руб. (30% от минимального размера пенсии по старости 2250 руб.).
Итого: 7675 руб.
Следует иметь в виду, что при назначении пенсии по инвалидности в размере фактического ущерба надбавки, предусмотренные Законом РСФСР от 20.11.90, не начисляются.
III.2. Пенсии по инвалидности военнослужащим
III.2.1. Пунктом 2 статьи 29 Закона РФ от 18 июня 1992 года предусмотрено назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной безопасности, гражданской обороны, военнослужащим, призванным на специальные учебные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняющим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Пенсии по инвалидности указанным лицам могут назначаться по двум вариантам:
- в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы.
III.2.2. При назначении пенсий в размере возмещения фактического ущерба пенсия может исчисляться из фактического денежного содержания (довольствия) без ограничения, увеличенного за период работ до вывода из зоны по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а военнослужащим действительной срочной службы, не имевшим дохода, - из расчета пятикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Этот порядок применяется, если установлен процент утраты трудоспособности военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц.
III.2.3. Пунктом 2 части первой ст. 29 Закона РФ от 18.06.92 предусмотрено назначение пенсий по инвалидности военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В соответствии со статьей 36 Закона РСФСР от 20.11.90 пенсии по инвалидности вследствие военной травмы устанавливаются не в процентах от заработка, а в твердых размерах. В связи с этим Минсоцзащиты России направлен запрос в Верховный Совет Российской Федерации с просьбой разъяснить, в каких случаях пенсия по инвалидности вследствие военной травмы может исчисляться из расчета семикратной суммы минимальной месячной оплаты труда.
При назначении пенсии по инвалидности военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам применяются правила начисления надбавок, изложенные в п. III.1.2 настоящих указаний.
Им предоставляется право получать две пенсии - пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте, если не оговорено иное.
III.2.4. В иных случаях исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей), не связанной с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, военнослужащим пенсии назначаются в порядке и по нормам, установленным законодательством Российской Федерации.
Пенсия по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы назначается этим гражданам как пенсия по инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, независимо от общего трудового стажа, в том числе военной службы в соответствии со ст. ст. 42, 31 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
IV. Пенсии по случаю потери кормильца
Статья 29 Закона РФ от 18 июня 1992 года регламентирует порядок назначения пенсии по случаю потери кормильца.
IV.1. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 этой статьи семьям граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона, пенсии по случаю потери кормильца могут назначаться в двух вариантах (по выбору):
- в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством России, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;
- в соответствии с нормами Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо как пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы (для семей военнослужащих).
Пример. За назначением пенсии на 2 нетрудоспособных членов семьи обратилась семья умершего инвалида из числа "ликвидаторов". Фактический средний месячный заработок кормильца за работу в зоне ЧАЭС составил 15 600 рублей (с учетом "осовременивания" по коэффициенту года его получения).
Расчет пенсии:
I вариант.
Сумма 100-процентного возмещения ущерба, полагающегося семье в связи со смертью кормильца, - 15 600 руб. делится на 3 (в составе семьи учитывается сам умерший) и умножается на 2 (число иждивенцев).
Таким образом, размер пенсии на 2 членов семьи, исчисленной в размере возмещения фактического ущерба, составит 10 400 руб.
II вариант.
Пенсия по случаю потери кормильца, исчисленная по нормам Закона от 20.11.90 (ст. 66), составит 60% заработка кормильца, но не выше максимального размера, установленного ст. 64 Закона РСФСР, т.е. этот вариант в данном случае не выгоден.
Среднемесячный заработок может определяться в таком же порядке, как и для пенсии по инвалидности.
IV.2. Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона РФ от 18.06.92 определен круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц.
К ним относятся:
- нетрудоспособные родители независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;
- учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;
- супруг (жена, муж), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;
- супруг (жена, муж) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем - 55-летнего возраста или в случае инвалидности.
В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца родителям, супругам и учащимся детям граждан, работавших на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г., погибших (умерших) вследствие травм, ожогов, лучевой болезни и других заболеваний в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов из числа этих же граждан.
Пенсия по случаю потери кормильца лицам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 29 Закона РФ от 18.06.92, назначается независимо от других видов пенсий (по старости, по инвалидности, за выслугу лет, социальной) и пособий.
Пример. Жене умершего военнослужащего - участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в марте 1992 г. была назначена пенсия по старости по Списку N 2.
С 1 июля 1992 г. в соответствии со ст. 29 Закона РФ от 18.06.92 ей может быть, наряду с пенсией по старости, назначена пенсия по случаю потери кормильца.
V. Порядок перерасчета пенсий
V.1. Перерасчет пенсий по нормам Закона РФ от 18.06.92 производится с 1 июля 1992 г., исходя из новых правил определения размера пенсии и дополнительных льгот.
V.2. В тех случаях, когда в связи с Законом РФ от 21.10.92 "О повышении государственных пенсий в Российской Федерации" выгоднее с 1 ноября 1992 г. установить пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца по нормам Закона РФ от 20.11.90, следует произвести перерасчет пенсии.
V.3. При каждом последующем повышении минимального размера пенсии по старости, минимального размера оплаты труда, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца пересматриваются, исходя из наиболее выгодного варианта.
V.4. При определении размера пенсии надбавки, предусмотренные ст. 30 Закона РФ от 18.06.92, устанавливаются ко всем видам пенсий (кроме пенсий по случаю потери кормильца).
V.5. Поскольку инвалидность, связанная с чернобыльской катастрофой, считается профессиональным заболеванием, в соответствии с пунктом "а" ст. 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. инвалидность I и II групп, связанная с чернобыльской катастрофой, подлежит зачету в трудовой стаж для назначения пенсии наравне с работой.
V.6. Перерасчет пенсии производится по документам пенсионного дела без истребования заявления.
В тех случаях, когда обстоятельства, дающие право на повышение пенсии в соответствии с Законом РФ от 18.06.92, наступили до 1 июля 1992 г., перерасчет пенсии производится с этой даты независимо от времени представления уточняющих документов (например, заключение ВТЭК о процентах утраты трудоспособности и т.д.).
При возникновении новых обстоятельств, дающих право на повышение пенсии, перерасчет производится со сроков, установленных ст. 121 Закона РСФСР от 20.11.90.
Заместитель Министра
социальной защиты населения
А.А.КЛИМКИНА