МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 7 февраля 2024 г. N 50
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
В целях обеспечения выполнения требований статей 209.1 , 214 , 218 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом рекомендаций приказа Минтруда России от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении примерного Положения в системе управления охраной труда", приказа Минтруда России от 31 января 2022 г. N 36 "Об утверждении рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей", приказа Минтруда России от 28 декабря 2021 г. N 926 "Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков", приказа Роструда России от 21 марта 2019 г. N 77 "Об утверждении методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда", для проведения оценки профессиональных рисков в соответствии с требованиями, установленными в Положении о системе управления охраной труда в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики, утвержденном приказом Росстата от 22 сентября 2023 г. N 458, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе управления профессиональными рисками в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики.
2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики ознакомить своих работников с утвержденным настоящим приказом Положением о системе управления профессиональными рисками в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росстата Окладникова С.М.
Руководитель
С.С.ГАЛКИН
Утверждено
приказом Росстата
от 7 февраля 2024 г. N 50
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ
АППАРАТЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
I. Общие положения
1.1. Положение о системе управления профессиональными рисками в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики (далее - Положение о СУПР) разработано в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и рекомендациями приказа Минтруда России от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении примерного Положения о системе управления охраной труда", приказа Минтруда России от 31 января 2022 г. N 36 "Об утверждении рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей", приказа Минтруда России от 28 декабря 2021 г. N 926 "Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков", приказа Роструда России от 21 марта 2019 г. N 77 "Об утверждении методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда".
Также в методологию Положения о СУПР включены положения 40 правил по охране труда, вступивших в действие с 1 января 2021 г. (перечень правил указан в приложении к письму Роструда России от 15 января 2021 г. N 57-ТЗ "Об особенностях проведения плановой проверки систем управления охраной труда с 1 января 2021 года"), в части профессиональных рисков и рекомендации национальных стандартов: ГОСТ Р 58771-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Технологии оценки риска", ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007", ГОСТ 12.0.230.3-2016 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности", ГОСТ 12.0.230.4-2018 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ", ГОСТ 12.0.230.5-2018 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ", ГОСТ 51901.1-2002 "Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем", ГОСТ Р ИСО 45001-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению", ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию", РУКОВОДСТВО Р 2.2.1766-03. 2.2. Гигиена труда. "Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки".
Положение о СУПР является методикой управления профессиональными рисками и устанавливает процедуры выявления опасностей, оценки уровня профессиональных рисков, разработки мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков или недопущения повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
1.2. Настоящее Положение распространяется на всех сотрудников центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики (далее по тексту - ЦА Росстата, Учреждение).
1.3. Внесение изменений в действующее Положение производится с учетом мнения представительного органа работников.
1.4. Применение настоящего Положения территориальными органами Федеральной службы государственной статистики оговаривается (согласовывается) с ЦА Росстата.
1.5. Основные цели внедрения системы по управлению профессиональными рисками:
а) управление профессиональными рисками и, как следствие, снижение уровня травматизма и профессиональных заболеваний;
б) предотвращение инцидентов, аварий, непредвиденных ситуаций;
в) уменьшение прямых и непрямых издержек;
г) улучшение психологического климата в коллективе;
д) достижение стратегических целей в области охраны труда.
II. Термины и определения
В целях настоящего Положения используются следующие термины и определения:
2.1. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
2.2. Система управления охраной труда (СУОТ) - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
2.3. Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
2.4. Система управления профессиональными рисками (СУПР) - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
2.5. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
2.6. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.
2.7. Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.
2.8. Опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.
2.9. Опасность - потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
2.10. Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
2.11. Средство индивидуальной защиты - средство, используемое для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения.
2.12. Средства коллективной защиты - технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.
2.13. Процедуры контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда (контрольные процедуры/мероприятия по охране труда) - процесс наблюдения и контроля профессиональных рисков, направленный на недопущение повышения уровней рисков, профилактику производственного травматизма и профзаболеваний, выявление зарождающихся рисков, переоценку выявленных рисков и разработку корректирующих мер:
а) текущий административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах (многоступенчатый/трехступенчатый/ступенчатый контроль);
б) контроль состояния условий и охраны труда;
в) оперативный контроль за состоянием охраны труда;
г) контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
2.14. Мониторинг профессиональных рисков - наблюдение за своевременным проведением мероприятий по охране труда (мер управления рисками); оценка эффективности разработанных мер по управлению рисками, разработка и проведение корректирующих мероприятий.
2.15. Несчастный случай - событие, в результате которого пострадавшими получены телесные повреждения (травмы), в том числе:
а) нанесенные другим лицом;
б) тепловой удар;
в) ожог;
г) обморожение;
д) отравление;
е) утопление;
ж) поражение электрическим током, молнией, излучением;
з) укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными, в том числе насекомыми и паукообразными;
и) повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.
III. Система управления профессиональными рисками
3.1. Принцип управления профессиональными рисками основан на распределении функций управления, установления взаимосвязей и отношений между аппаратом управления, должностными лицами подразделений и сотрудниками, сформированных по направлениям оценки, обработки и контроля профессиональных рисков работников при выполнении ими трудовых обязанностей на своих рабочих местах.
3.2. Управление профессиональными рисками осуществляется на соответствующих уровнях управления СУ ОТ в соответствии со штатным расписанием:
а) административно-управленческий персонал;
б) управления;
в) отделы.
3.3. Участники системы управления профессиональными рисками в подразделениях:
а) руководитель, заместитель руководителя;
б) руководитель подразделения или работник, выполняющий функции руководителя подразделения, где проводится оценка уровня профессионального риска - начальник отдела, начальник управления, и так далее;
в) комиссия по проведению оценки и управлению профессиональными рисками;
г) сотрудник, отвечающий за организацию охраны труда;
д) рядовые сотрудники подразделений.
IV. Структура работы системы управления профессиональными
рисками. Обязанности сотрудников
4.1. Руководитель выполняет работу по следующим направлениям:
а) возложение обязанностей по оценке рисков на комиссию по проведению оценки и управлению профессиональными рисками;
б) организация и контроль проведения оценки уровня профессиональных рисков;
в) утверждение мероприятий по управлению профессиональными рисками;
г) организация и контроль выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками;
д) организация и контроль мониторинга и оценки эффективности разработанных мер по управлению профессиональными рисками;
е) контроль ознакомления сотрудников с имеющимися на их рабочих местах рисками, контроль включения в программы инструктажей на рабочих местах и в программы стажировок, всех выявленных (идентифицированных) опасностей;
ж) организация и контроль проведения ступенчатого контроля за работой системы управления профессиональными рисками.
4.2. Комиссия по проведению оценки и управлению профессиональными рисками выполняет следующие работы:
а) участвует в управлении профессиональными рисками;
б) участвует в разработке мероприятий по управлению профессиональными рисками.
4.3. Руководители подразделений (должностное лицо, выполняющее функции руководителя) выполняют следующее:
а) участвуют в управлении профессиональными рисками;
б) планируют мероприятия по охране труда (управление профессиональными рисками);
в) участвуют в проведении контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, выполнением требований охраны труда, а также следят за правильностью обеспечения и применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
г) проводят поведенческий аудит безопасности (контроль "человеческого фактора");
д) осуществляют контроль профессиональных рисков сотрудников при проведении работ повышенной опасности, на основании нарядов-допусков;
е) организуют ознакомление сотрудников с имеющимися на их рабочих местах рисками, контролируют включение в программы инструктажей на рабочих местах и в программы стажировок всех выявленных опасностей;
ж) участвуют в разработке мероприятий по управлению профессиональными рисками;
з) участвуют в актуализации "Реестра высоких рисков" (реестр работ повышенной опасности);
и) обеспечивают выполнение (выполняют сами) мероприятий по охране труда (по управлению профессиональными рисками).
4.4. Сотрудник, отвечающий за организацию охраны труда, выполняет следующее:
а) участие в управлении профессиональными рисками;
б) участие в планировании и разработке мероприятий по охране труда (управлению профессиональными рисками);
в) участие в актуализации "Реестра высоких рисков" (при наличии работ повышенной опасности);
г) разработка и контроль выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками;
д) контроль своевременности проведения ступенчатого контроля;
е) мониторинг и пересмотр профессиональных рисков, разработка корректирующих мер.
V. Выявление опасностей и составление
"Перечня (реестра) опасностей"
5.1. Выявление (обнаружение), распознавание, описание и классификация опасностей осуществляется в соответствии с Рекомендациями по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, утвержденными приказом Минтруда России от 31 января 2022 г. N 36.
По результатам идентификации опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников составляется "Перечень (реестр) опасностей", который составляется комиссией ЦА Росстата по проведению оценки профессиональных рисков и утверждается руководителем Росстата.
В Реестр опасностей вносятся следующие данные:
1) наименование объекта исследования (рабочего места/рабочей зоны/производственной операции/производственного объекта/вида выполняемых работ/нештатной (аварийной) ситуации);
2) наименование предварительно идентифицированной опасности;
3) описание потенциального опасного события в соответствии с Примерным перечнем опасностей и мер по управлению ими в рамках СУ ОТ (приложение N 1 к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 776н);
4) наименование объектов возникновения опасности;
5) перечень рабочих мест и иных объектов исследования, которые подвергаются воздействию опасности;
6) сведения о классе (подклассе) условий труда по соответствующему фактору по результатам специальной оценки условий труда для опасностей, связанных с факторами производственной среды и трудового процесса;
7) перечень существующих мер контроля риска (защиты от опасности);
8) оценка вероятности опасного события;
9) оценка потенциальных последствий опасного события;
10) уровень профессионального риска;
11) дополнительные меры по контролю риска (защите от опасности) (заполняется для высоких рисков и при необходимости для умеренных рисков).
5.2. Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Опасности подлежат обнаружению, распознаванию и описанию в ходе проводимого контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
5.3. Идентификация (выявление) опасностей согласно п. 6.2 проводится в соответствии с разделом IX Положения о СУПР "Управление профессиональными рисками и выявление опасностей".
5.4. Работы по распознаванию опасностей проводятся с привлечением работников путем проведения с ними обсуждения, анкетирования и заполнения чек-листов (при необходимости).
5.5. При проведении работы по распознаванию опасностей учитываются как штатные, так и возможные нештатные и аварийные ситуации, а также учитываются опасности, которым могут подвергаться работники подрядных организаций.
5.6. На основании должностных инструкций, рабочих инструкций, технологических карт, регламентов, стандартов работ, правил по охране труда, инструкций по эксплуатации оборудования (инструмента и приспособлений), результатов специальной оценки условий труда, данных производственного контроля, статистики несчастных случаев, профзаболеваний и иных документов, определяются объекты возникновения опасностей, факторы, обусловливающие возможность возникновения опасностей и опасных событий, а также опасные события в привязке к исследуемым объектам, которыми являются:
а) выполняемые работы;
б) места пребывания работников при выполнении должностных обязанностей;
в) нештатные и аварийные ситуации.
5.7. Опасности необходимо выявлять на всех объектах исследования (рабочих местах (рабочих зонах), территориях, объектах), где находится работник или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой.
5.8. Обследование рабочих мест и иных объектов исследования осуществляется путем:
а) обхода рабочих мест и иных объектов исследования с осмотром территории, производственных зданий, сооружений, маршрутов проходов на рабочие места, места выполнения работ и путей эвакуации;
б) наблюдения за выполнением работниками порученной им работы и их действиями;
в) опроса работников, специалистов и непосредственных руководителей работ;
г) выявления источников опасностей и (или) опасных ситуаций (инициирующих событий), связанных с выполняемыми работами и иных аналогичных действий;
д) оценки исправности и режимов работы оборудования.
5.9. Выявленные опасности классифицируются следующими способами:
а) по видам профессиональной деятельности работников с учетом наличия вредных (опасных) производственных факторов (вредные классы условий труда: 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4), определенных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";
б) по причинам возникновения опасностей на рабочих местах (рабочих зонах), при выполнении работ, при нештатной (аварийной) ситуации;
в) по опасным событиям вследствие воздействия опасности (профессиональные заболевания, травмы), приведенной в "Примерном перечне опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ" (приложение N 1 к приказу Минтруда от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда").
5.10. Идентифицированные опасности оформляются с привязкой к объектам исследования (территории работодателя, рабочему месту, рабочей зоне, выполняемой работе, нештатной (аварийной) ситуации) и включаются в "Перечень (реестр) опасностей", который актуализируется:
а) после проведения специальной оценки условий труда;
б) после выполнения мероприятий по улучшению условий труда;
в) после введения нового оборудования;
г) при иных мероприятиях и (или) ситуациях, способных оказать влияние на состав воздействующих на работников опасностей.
5.11. Располагать опасности при формировании "Перечня (реестра) опасностей" рекомендуется в порядке их значимости: от наибольшей значимости к наименьшей (то есть от наибольшей оценки уровней профессиональных рисков к наименьшей).
5.12. "Перечень (реестр) опасностей", представляющих угрозу жизни и здоровью работников, используется в СУОТ для принятия мер по снижению уровней профессиональных рисков.
5.13. В процессе осуществления контрольных процедур СУПР (управление профессиональными рисками и выявление опасностей), таких как ступенчатый контроль, контроль состояния условий и охраны труда, оперативный контроль, контроль соблюдения требований охраны труда, мониторинг профессиональных рисков (оценка эффективности разработанных мер по управлению рисками) - вновь возникающие или вновь выявленные опасности необходимо включать в "Перечень (реестр) опасностей".
5.14. При проведении расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), причины неблагоприятных событий и соответствующие опасности (риски) необходимо включать в "Перечень (реестр) опасностей".
5.15. Оформленный "Перечень (реестр) опасностей" находится на ответственном хранении у сотрудника, отвечающего за охрану труда. Копия документа передается в подразделения для контроля профессиональных рисков сотрудников и осуществления контрольных процедур в рамках СУ ОТ и СУПР.
VI. Оценка уровней профессиональных рисков
6.1. Для оценки рисков используется "Матричный метод на основе балльной оценки" (Матрица последствий/вероятности). "Матрица последствий/вероятности" (матрица рисков) представляет собой способ отображения рисков в соответствии с их последствиями и вероятностью и объединения этих характеристик для отображения рейтинга значимости риска.
Для осей матрицы определены индивидуальные 5-точечные шкалы последствия и вероятности.
Область применения. Матрицу последствий/вероятности применяют для ранжирования рисков, их источников и мер по обработке риска на основании уровня риска. Данную матрицу также применяют для отбора видов риска, не требующих дальнейшего рассмотрения, а также для определения приемлемости или неприемлемости риска.
Применение матрицы последствий/вероятности способствует обмену информацией об общем восприятии качественных уровней риска в организации.
Плюсом применения метода является возможность применять в ситуациях, когда имеется недостаточно данных для подробного анализа, или в случае, когда ситуация не оправдывает затраты времени и усилий на проведение количественного анализа.
Входными данными к процессу являются шкалы последствий и вероятностей, определенные на основании статистических данных, и матрица, которая их объединяет.
Шкала последствий (категория тяжести) охватывает весь диапазон типов исследуемых последствий и учитывает возможность последствий - от незначительных до наиболее опасных.
Шкала вероятности также отражает возможное количество точек, которые опираются на статистические данные опасных событий или на частоту вероятности возникновения опасного события.
Категория тяжести последствий | Категория вероятности (частота) | |||||
Событие никогда не происходило (может произойти в исключительных случаях) | Событие случается очень редко (раз в год) | Событие случается РЕДКО (раз в квартал) | Событие случается ИНОГДА (ежемесячно) | Возможность события каждую смену или рабочий день | ||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | ||
Тяжелая травма или ухудшение здоровья с потерей трудоспособности более полугода, включая необратимый ущерб здоровью или профзаболевание (групповой несчастный случай на производстве) | Т5 | С5 | С10 | В15 | В20 | В25 |
1. Травма средней тяжести или ухудшение здоровья с потерей трудоспособности более трех месяцев по больничному листу. 2. Опасности подвержено количество человек, составляющих от 76% до 100% максимального количества работающих на одной должности в соответствии со штатным расписанием. Если опасности подвергается свыше указанного количества сотрудников - назначается Т5 | Т4 | Н4 | С8 | В13 | В16 | В20 |
1. Травма или ухудшение здоровья с потерей трудоспособности более 15 дней (по больничному листу). 2. Опасности подвержено количество сотрудников, составляющих от 51% до 75% максимального количества работающих на одной должности в соответствии со штатным расписанием. Если опасности подвергается свыше указанного количества сотрудников - назначается Т4 | Т3 | Н3 | С6 | С9 | В12 | В15 |
1. Травмы или обратимое ухудшение здоровья с потерей трудоспособности до 15 дней (по больничному листу). 2. Опасности подвержено количество сотрудников, составляющих от 26% до 50% максимального количества работающих на одной должности в соответствии со штатным расписанием. Если опасности подвергается свыше указанного количества сотрудников - назначается Т3 | Т2 | Н2 | Н4 | С6 | С8 | С10 |
1. Микротравмы или случаи ухудшения здоровья, не оказывающие влияние на производительность труда и жизнедеятельность работников. 2. Опасности подвержено количество работников составляющих до 25% максимального количества работающих на одной должности в соответствии со штатным расписанием - свыше указанного количества ставим Т2 | Т1 | Н1 | Н2 | Н3 | Н4 | С5 |
Матрица оценки рисков построена на основе установленных элементов риска - тяжести возможного ущерба (строки матрицы - категория тяжести) и вероятности нанесения ущерба (столбцы матрицы - категория вероятности), что обеспечивает определение величины риска в зависимости от ранжированных уровней тяжести ущерба и вероятности нанесения ущерба в единой системе классификации. Уровни тяжести ( Т1 - Т5 ) определяют в зависимости от наличия информации:
исходя из статистики НС на производстве за последние 5 лет - на основании количества дней нахождения сотрудника на больничном;
исходя из количества штатных единиц по конкретной должности, по критериям определения серьезности последствий (тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности), с присвоением соответствующей суммы баллов:
тяжести опасного события | Описание | Баллы |
Т1 | 1. Микротравмы или случаи ухудшения здоровья, не оказывающие влияния на производительность труда и жизнедеятельность работников. 2. Опасности подвержено количество работников, составляющих до 25% максимального количества работающих на одной должности в соответствии со штатным расписанием - свыше указанного количества ставим Т2 | 1 |
Т2 | 1. Травмы или обратимое ухудшение здоровья с потерей трудоспособности до 15 дней (по больничному листу). 2. Опасности подвержено количество сотрудников, составляющих от 26% до 50% максимального количества работающих на одной должности в соответствии со штатным расписанием. Если опасности подвергается свыше указанного количества сотрудников - назначается Т3 | 2 |
Т3 | 1. Травма или ухудшение здоровья с потерей трудоспособности более 15 дней (по больничному листу). 2. Опасности подвержено количество сотрудников, составляющих от 51% до 75% максимального количества работающих на одной должности в соответствии со штатным расписанием. Если опасности подвергается свыше указанного количества сотрудников - назначается Т4 | 3 |
Т4 | 1. Травма средней тяжести или ухудшение здоровья с потерей трудоспособности более трех месяцев по больничному листу. 2. Опасности подвержено количество человек, составляющих от 76% до 100% максимального количества работающих на одной должности в соответствии со штатным расписанием. Если опасности подвергается свыше указанного количества сотрудников - назначается Т5 | 4 |
Т5 | Тяжелая травма или ухудшение здоровья с потерей трудоспособности более полугода, включая необратимый ущерб здоровья или профзаболевание (групповой несчастный случай на производстве) | 5 |
Уровни вероятности, выраженные в форме качественной характеристики частоты событий ( В1 - В5 ), определяют на основании статистических данных травматизма в смежных отраслях народного хозяйства (или по статистике травматизма своего предприятия), по критериям определения вероятности события исходя из периодичности возникновения НС на производстве, с присвоением соответствующей суммы баллов:
Категория вероятности опасного события | описание | баллы |
В1 | Событие никогда не происходило (может произойти в исключительных случаях) | 1 |
В2 | Событие случается очень редко (раз в год) | 2 |
В3 | Событие случается РЕДКО (раз в квартал) | 3 |
В4 | Событие случается ИНОГДА (ежемесячно) | 4 |
В5 | Возможность события каждую смену или рабочий день, (риск травмирования сотрудников прямо здесь и сейчас) | 5 |
Сумму балла для опасных событий В1 , В2 , В3 и В4 выставляют в зависимости от периодичности возникновения НС на производстве за последние 5 лет (статистические данные по количествам несчастных случаев на производстве - повторяемость НС за последние 5 лет). Критерием опасного события для "Категории вероятности" по В5 может быть любая угроза травмирования сотрудника при осуществлении профессиональной деятельности в течение рабочего дня (смены), в том числе любая ситуация, которая требует незамедлительного вмешательства в производственный процесс или угроза группового несчастного случая.
Уровень риска определяют по сумме баллов, полученной от перемножения количества баллов "Категория вероятности" на количество баллов "Категория тяжести". Итоговая сумма балла соответствует определенному уровню риска (низкий, средний, высокий). Для лучшего восприятия ситуации каждому уровню риска присвоен цветовой индикатор: низкий - зеленый цвет, средний уровень риска - желтый цвет, высокий риск - красный индикатор.
УРОВНИ РИСКА
Полное название | Цвет | Минимальное значение | Максимальное значение | Отношение к риску (стратегия управления риском или обработка риска) |
Низкий (незначительный) | # незначительный (низкий) | 1 | 4 | Принятие (контроль) |
Средний (умеренный) | ## умеренный (средний) | 5 | 11 | Снижение (контроль) |
Высокий | ### высокий | 12 | 25 | Исключение (снижение) |
В зависимости от уровня риска (цветового индикатора) разрабатываются мероприятия (стратегия) по управлению риском:
а) низкий уровень риска (зеленый индикатор - незначительный риск) - принятие риска, уровень риска считается допустимым и не представляет какой-либо значимой угрозы здоровью сотрудников, данный риск необходимо контролировать - не допуская повышения уровня риска;
б) средний уровень риска (желтый индикатор - умеренный риск) - принятие/снижение риска, возможно потребуются меры по снижению уровня риска, а после разработки и проведения мероприятий - уровень риска может быть снижен;
в) высокий уровень риска (красный индикатор) - требуются мероприятия по исключению риска/снижению уровня риска.
6.2. Уровень профессионального риска по опасностям, установленным по результатам обследования рабочих мест, рабочих зон и источников возникновения рисков, а также по итогам мониторинга и реализации контрольных процедур, определяется по "матрице рисков".
6.3. Оценка уровня профессионального риска сотрудника в зависимости от степени воздействия вредного производственного фактора (вероятность развития профессионального заболевания) осуществляется на основе результатов специальной оценки условий труда, в зависимости от класса условий труда, в соответствии с таблицей "категорирование риска по классам условий труда":
Класс условий труда по Карте СОУТ | Уровень профессионального риска |
Оптимальный - 1 | риск отсутствует |
Допустимый - 2 | незначительный (низкий) |
Вредный - 3.1 | умеренный (средний) |
Вредный - 3.2 | умеренный (средний) |
Вредный - 3.3 | умеренный (средний) |
Вредный - 3.4 | умеренный (средний) |
Опасный (экстремальный) | высокий |
При наличии вредных производственных факторов с уровнем 3.1 , 3.2 , 3.3 , 3.4 по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) (химический, биологический, АПФД, шум, вибрация и так далее) в Перечне (реестре) опасностей и в карте ОПР по соответствующим опасностям проставляется "средний (умеренный)" уровень риска: категория "вероятности опасного события" назначается В5 "Возможность события каждую смену или рабочий день (риск травмирования сотрудников прямо здесь и сейчас)", категория "Тяжести опасного события" назначается Т1 . При данном уровне профессионального риска мероприятия по уменьшению уровня риска (вероятности или тяжести) разрабатываются с учетом уже проведенных мероприятий по снижению класса вредности производственных факторов на рабочем месте по результатам СОУТ.
VII. Составление карты оценки профессиональных рисков
7.1. Данные об идентифицированных опасных событиях из Перечня (реестра) опасностей вносят в "Карту оценки профессиональных рисков" (Карта ОПР). Карту оценки профессиональных рисков разрабатывают для каждого рабочего места и/или профессии, групп профессий, представители которых работают на аналогичных рабочих местах. В карте оценки профессиональных рисков напротив каждого опасного события (риска) указывают наименование существующих мер управления данным риском (например, соблюдение требований по охране труда, применение СИЗ и тому подобные). Затем напротив оцениваемого риска (опасного события) проставляют соответствующие баллы в ячейки "тяжесть события" и "вероятность события", после чего в зависимости от полученной итоговой суммы баллов (от перемножения суммы баллов "Категория вероятности" на сумму баллов "Категория тяжести") определяют уровень риска (низкий, средний, высокий). Соответствующее значение уровня риска вносят в ячейку "Оценка уровня риска" карты ОПР (с окрашиванием ячейки в соответствующий световой индикатор). В зависимости от оценки уровня риска, характеристики опасного события разрабатывают соответствующие мероприятия по управлению риском. Рекомендации по уменьшению уровня риска вносятся в графу "Меры управления/контроля профессиональных рисков (меры исключения опасности/снижения уровня рисков)" карты ОПР. Присвоенный уровень риска (степень риска по карте ОПР - цветовой индикатор) и меры управления риском вносятся в карту ОПР и в Перечень (реестр) опасностей напротив соответствующей опасности и должности сотрудника.
7.2. При необходимости уменьшения уровня риска разрабатываются мероприятия по управлению риском, которые вносятся в "План управления рисками". После проведения разработанных мероприятий по уменьшению уровня риска риск переоценивается. Карта ОПР заново оформляется соответствующим образом. Карта ОПР подписывается членами комиссии по проведению оценки профессиональных рисков и доводится до каждого сотрудника под роспись (по соответствующим должностям). Оформленные карты находятся на ответственном хранении у сотрудника, отвечающего за охрану труда. Копии карт размещаются в уголке охраны труда подразделения для использования в процедурах ступенчатого контроля, контроля идентифицированных опасностей, выявления и идентификации вновь возникающих (зарождающихся) рисков и разработке корректирующих мер. Также карты ОПР используются для ознакомления вновь принятых работников с профессиональными рисками на рабочем месте.
7.3. Карта оценки профессиональных рисков отражает индивидуальные риски профессии. Сотрудники обязаны знать свои риски профессии и осуществлять контроль рисков по Карте ОПР своей должности. Кроме работников самостоятельно, индивидуальные риски профессии по картам ОПР подчиненных сотрудников контролируют их непосредственные руководители.
7.4. Выполнение работ повышенной опасности представляет для сотрудников повышенные риски и оформляется нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью. Индивидуальные риски сотрудников при выполнении работ повышенной опасности контролируют: руководитель работ (прописывает в наряде-допуске меры безопасности при подготовке и производстве работ); производитель работ (сравнивает меры безопасности, указанные в наряде, с рабочей обстановкой и особенностями работ); допускающий к работе (контролирует выполнение мер безопасности).
7.5. Одним из действенных методов управления индивидуальными рисками является проведение поведенческого аудита безопасности (ПАБ). Данное мероприятие по охране труда позволяет выявить отношение сотрудника к соблюдению требований охраны и безопасности труда, а также мотивирует работников к соблюдению требований безопасного выполнения работ и применению средств индивидуальной защиты (ПАБ выявляет "человеческий фактор").
7.6. Порядок работы с картами ОПР в рамках управления профессиональными рисками:
а) карта ОПР используется для определения индивидуального уровня профессионального риска и разработки соответствующих мероприятий;
б) в случае реализации нового опасного события (данного события нет в реестре и картах, а риск не оценен) или повторения уже когда-то выявленной и идентифицированной опасности (повторная реализация ранее оцененного риска) поднимается карта ОПР по соответствующей должности и делается вывод о характере выявленной опасности (новый риск или повторение опасности);
в) если выявлен новый риск, проводится работа по оценке уровня риска. Перечень (реестр) опасностей и Карта ОПР дополняются новыми оцененными рисками, также по вновь выявленному риску разрабатываются и проводятся мероприятия по снижению уровня риска (если требуются). Карта ОПР подписывается членами комиссии и дается на ознакомление сотруднику;
г) при повторной реализации риска (опасного события), который уже фигурировал в карте ОПР и реестре опасностей, был оценен как средний уровень риска (а после проведения мероприятий стал приемлемым - "зеленым"), необходимо разобраться в причине повторения опасного события. С учетом коренной причины повторной реализации риска разрабатываются новые мероприятия (корректирующие) по снижению уровня риска, с учетом уже когда-то проведенных мероприятий.
VIII. Разработка мероприятий по улучшению условий и охраны
труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных
рисков либо недопущению повышения их уровней
8.1. Принцип предупреждения и профилактики опасностей означает, что в ЦА Росстата систематически проводятся мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Примерный перечень ежегодно реализуемых мероприятий указан в приложении к приказу Минтруда от 29 октября 2021 г. N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней".
8.2. Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) направляются на исключение выявленных опасностей или снижение уровня профессионального риска. Примерный перечень мер по снижению/контролю уровня профессиональных рисков, указан в приложении N 1 к приказу Минтруда от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда".
8.3. В первую очередь, все внимание и средства должны быть обращены на устранение высокого риска. Во вторую очередь, применяются меры по снижению средних (допустимые или умеренные риски) опасностей. К ним применяются предупредительные меры, которые предотвращают возникновение потенциальной опасности в корне. Низкие риски (малые риски) контролируют сотрудники самостоятельно на своих рабочих местах (за исключением рисков по опасным видам работ - высотные, огневые и земляные).
8.4. Меры управления профессиональными рисками (меры снижения уровня профессиональных рисков или контроля уровня профессиональных рисков) разрабатываются с учетом экономической целесообразности, на основе анализа затрат на проведение этих мероприятий и потенциальных выгод от результатов их выполнения.
8.5. Меры по управлению рисками могут быть организационного, организационно-технического и/или технического характера в порядке их приоритетности, а также мероприятия по повышению и поддержанию компетентности персонала в области охраны труда.
8.6. При разработке мероприятий по охране труда, меры управления профессиональными рисками необходимо рассматривать с учетом их значимости (приоритетности), а также эффективности представленных защитных мер:
а) исключение опасной или вредной работы (процедуры, процесса, сырья, материалов, оборудования и тому подобного);
б) замена опасной работы (процедуры, процесса, сырья, материалов, оборудования и тому подобного) менее опасной;
в) реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
г) реализация административных методов;
д) использование средств индивидуальной защиты.
8.7. При разработке мероприятий для определения наиболее эффективных мер по исключению риска/снижения уровня возможно провести расчет остаточного риска с учетом категории применяемых защитных мер.
8.8. Разработанные мероприятия по управлению рисками (снижению уровней рисков) вносятся в "План управления рисками". Назначаются ответственные за выполнение мероприятий сотрудники и устанавливаются контрольные сроки. Утвержденный документ находится на контроле у сотрудника, отвечающего за охрану труда, а его копия передается ответственным сотрудникам для исполнения и (или) проведения ступенчатого контроля.
8.9. После реализации мер, направленных на снижение уровня профессиональных рисков, сотрудником, отвечающим за организацию охраны труда, проводится повторная оценка уровней профессиональных рисков (переоценка риска). Переоценка риска проводится при соблюдении обязательных условий:
меры снижения рисков проведены в полном объеме, а их эффективность проконтролирована;
снижение профессиональных рисков до приемлемого уровня обеспечивается соблюдением нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (в том числе соблюдением требований Положения о СУПР).
IX. Управление профессиональными рисками
и выявление опасностей
Важной процедурой СУПР является контроль идентифицированных опасностей, переоценка выявленных профессиональных рисков и выявление зарождающихся рисков.
Опасности подлежат обнаружению, распознаванию и описанию в ходе проводимого работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
Контроль за работой системы управления профессиональными рисками осуществляется на постоянной основе на всех уровнях управления.
В рамках управления профессиональными рисками и в целях выявления опасностей устанавливается текущий административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах (ступенчатый контроль):
9.1. Контроль первой ступени - постоянный (ежедневный) контроль проводится на уровне подразделения (в соответствии со штатным расписанием: управление, отдел и так далее). Контроль осуществляет руководитель подразделения или работник, выполняющий функции руководителя или старшего: начальник управления, начальник отдела, ответственный за производство работ сотрудник (по наряду на работы).
Ежедневно перед началом работы и в процессе осуществления работ контролируется:
а) состояние подчиненных сотрудников, состояние рабочих мест и рабочего пространства; исправность применяемого оборудования, инструментов, приспособлений; соответствие используемого сырья и материалов; исправность защитных ограждений и устройств аварийной остановки (блокировки) оборудования;
б) соблюдение требований охраны труда при выполнении работ;
в) выполнение работ сотрудниками в рамках осуществления технологических процессов и операций;
г) применение средств индивидуальной и коллективной защиты;
д) выполнение мероприятий по контролю (уменьшению) уровней рисков.
В первую ступень контроля за условиями охраны труда на рабочих местах входит обязанность сотрудников ( статья 215 Трудового кодекса Российской Федерации):
а) соблюдать требования охраны труда;
б) правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию;
в) следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;
г) использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
д) проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
е) незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях используемых оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостанавливать работу до их устранения;
ж) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в части второй статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;
з) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.
В процессе осуществления контроля обязательно проводится идентификация вновь возникающих опасностей. При выявлении зарождающейся опасности, при наличии возможности, применяются незамедлительные меры для устранения (уменьшения уровня риска) источника риска. При выявлении риска информация передается сотруднику, отвечающему за организацию охраны труда (в устной форме, в виде служебной записки и тому подобного).
9.2. Контроль второй ступени - периодический/реагирующий контроль - проводится один раз в месяц (День охраны труда) в день, определенный приказом руководителя. Реагирующий контроль проводится комиссией, возглавляемой заместителем руководителя (курирующего охрану труда). В состав комиссии входят: руководители подразделений, представитель трудового коллектива и сотрудник, отвечающий за охрану труда.
Цели реагирующего контроля:
а) контроль процессов, имеющих периодический характер выполнения: обучение работников, руководителей и специалистов по вопросам управления профессиональными рисками; проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований;
б) контроль учета и анализа появившихся травм, микротравм, инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
в) контроль своевременности и качества проведения мероприятий по охране труда;
г) контроль изменений государственных нормативных требований в области охраны труда;
д) выполнение мероприятий по уменьшению (контролю) уровней рисков;
е) оценка работы постоянного (1 ступень) контроля;
ж) оценка работы руководителей и специалистов подразделений.
В процессе осуществления контроля обязательно проводится идентификация вновь возникающих опасностей, а также, по возможности, применяются незамедлительные меры устранения (уменьшения) вновь выявленного риска. По результатам проведения контроля второй ступени оформляется акт о нарушениях/выявленных рисках и издается приказ об их устранении.
X. Обработка результатов контроля состояния условий труда
Выполняемые процедуры контроля позволяют оценить эффективность системы управления профессиональными рисками и являются основой разработки соответствующих мероприятий по улучшению условий труда и корректирующих мер.
При поступлении информации (служебных записок, актов, протоколов) по результатам ступенчатого контроля о выявленных опасностях, установленных нарушениях и (или) недостатках, которые могут привести к травмированию сотрудников, сотрудником, отвечающим за организацию охраны труда, осуществляется обработка поступившей информации. Вся информация о выявленных нарушениях и недостатках в работе анализируется на предмет оказания влияния (отношения):
а) на должность, профессию, рабочее место, рабочую зону, подразделение;
б) на какой оцененный риск оказывает влияние негативное событие;
в) на вновь зарождающийся риск.
Таким образом, все выявленные нарушения и недостатки "переводятся в опасности".
Для идентификации негативного события поднимается карта ОПР по соответствующей профессии, Перечень (реестр) опасностей и План управления рисками (Мероприятия) на последнюю отчетную дату и делается вывод о выявленной опасности - зарождающийся риск (нет данных в карте и реестре) или увеличение уровня риска уже идентифицированной и оцененной опасности.
Если выявлен новый риск, проводится работа по оценке риска. Реестр опасностей и Карта ОПР дополняются новыми оцененными рисками по подвергающимся опасности должностям сотрудников, а по вновь выявленному риску разрабатываются и проводятся мероприятия по исключению (снижению уровня) риска (если требуется).
При обработке оцененного риска, который уже фигурировал в Реестре опасностей, карте ОПР и был оценен как низкий уровень риска, в зависимости от ситуации увеличивают категорию тяжести возможного опасного события по конкретной профессии (профессиям), рабочей зоне, подразделению и (или) меняют вероятность (частоту) риска. Таким образом, при увеличении тяжести/вероятности идентифицированной опасности, увеличивается степень риска и при необходимости снижения уровня риска, разрабатываются меры и включаются в План управления рисками.
При обработке оцененного риска, который уже фигурировал в Реестре опасностей, карте ОПР и был оценен как средний (желтый индикатор) уровень риска, а после проведения мероприятий стал приемлемым (зеленым) риском, необходимо разобраться в причине повторного увеличения уровня риска. С учетом уже проведенных мероприятий по снижению уровня риска, разрабатываются новые меры по уменьшению риска.
При обработке случая реализованного профессионального риска (несчастный случай, микротравма, профессиональное заболевание) в карте ОПР и Реестре опасностей по соответствующей должности увеличивают уровень риска в зависимости от обстоятельств опасного события, по категории тяжести опасного события и (или) категории вероятности. С учетом причины реализации риска разрабатываются мероприятия и включаются в План управления рисками.
Причинами повторного увеличения уровня риска, повторной реализации профессиональных рисков могут быть:
а) разработанные мероприятия по управлению профессиональными рисками проведены с нарушениями (формальный подход со стороны руководителей подразделений/исполнителей);
б) мероприятия проведены не в полном объеме;
в) после проведения мероприятий не осуществлен контроль за исполнителями по соблюдению рекомендаций;
г) мероприятия по снижению рисков были разработаны без учета коренных причин возникновения опасной ситуации (реализованного риска);
д) разработанные мероприятия не включают в себя мотивационную составляющую для исполнителей рекомендаций и лиц, осуществляющих контроль;
е) прочие причины.
При установлении факта повторно реализованного риска информация доводится до руководителя подразделения и руководителя учреждения (заместителя, курирующего охрану труда) с целью применения мер воздействия к сотрудникам, допустившим повторение опасного события.
XI. Пересмотр (переоценка) выявленных профессиональных
рисков. Категории защитных мер
Пересмотр (переоценка) риска проводится каждый раз, когда меняется уровень профессионального риска по конкретной опасности конкретной должности, в результате увеличения/уменьшения категории тяжести опасного события или вероятности (частоты) возникновения опасного события.
Для получения максимального эффекта применяемых мер по уменьшению уровня риска целесообразно разрабатывать и применять наиболее результативные мероприятия по уменьшению уровня риска. На стадии разработки мероприятий по уменьшению уровня риска возможно рассчитать (предположить) остаточный риск после реализации мероприятий, чтобы заранее оценить эффективность разрабатываемых/применяемых мероприятий. При формировании мер управления профессиональными рисками последние рекомендуется рассматривать с учетом их значимости (приоритетности), а также эффективности представленных защитных мер.
Основные защитные меры ( Реестр (перечень) категорий защитных мер - приложение к Положению о СУПР) условно делятся по категориям результативности защитной меры:
первая категория - технические меры, результативность которых не зависит от качества системы управления безопасностью или от возможных (гипотетически допускаемых ошибочных или умышленно неверных) действий работника (устранение или замена источника опасности, снижение уровня опасности в источнике, применение СКЗ и другие);
вторая категория - технические меры, которые невозможно нарушить случайно, но результативность которых ограничена допускаемой возможностью их умышленного нарушения самим работником или недостаточной технической надежностью (экраны и блокировки, защитные ограждения, заземление и другие);
третья категория - технические и организационно-технические меры, не исключающие случайного их нарушения работником (сигнальные знаки и знаки безопасности, линии разметки опасных зон и другие);
четвертая категория - организационные меры, основанные на добросовестном и предсказуемом поведении работников (обучение, инструктаж, работы по наряду-допуску, контроль выполнения работ, страховка и другие);
пятая категория - применение СИЗ, реагирующие меры.
XII. Мониторинг системы управления профессиональными рисками
12.1. Мониторинг системы управления профессиональными рисками проводится сотрудником, отвечающим за организацию охраны труда, и представляет процесс контроля за исполнением мероприятий по охране труда (мероприятий по управлению рисками) с целью получения оценки деятельности СУПР и разработки корректирующих мероприятий.
Регулярное проведение мониторинга направлено:
а) на постоянное совершенствование и поддержание в рабочем состоянии процедуры оценки рисков;
б) на оценку эффективности разработанных мер по снижению рисков;
в) на получение дополнительной информации для улучшения оценки риска;
г) на выявление изменений во внешней и внутренней ситуации (контексте), включая изменения критериев риска, сам риск, который может потребовать пересмотра способов воздействия на риск;
д) на идентификацию и обработку новых и зарождающихся рисков.
12.2. Функции мониторинга.
Основной целью мониторинга профессиональных рисков является постоянное улучшение системы управления рисками.
Мониторинг проводится на регулярной основе, так как новые опасности появляются, существующие риски изменяются, а некоторые риски исчезают или видоизменяются. Воздействие на риск может само по себе вызывать риски. Существенным риском может быть отсутствие или неэффективность мер воздействия на риск. Воздействие на риск может также вызывать вторичные риски, которые необходимо оценивать, воздействовать на них, подвергать мониторингу и анализу. Таким образом, мониторинг является неотъемлемой частью плана воздействия на риск с тем, чтобы гарантировать, что меры остаются эффективными. При наличии ситуации, указывающей на неэффективность мер управления рисками, или как только происходит внешнее или внутреннее событие (очередная СОУТ, несчастный случай и так далее), контекст или знания изменяются, осуществляется пересмотр рисков. Процедура оценки риска производится с самого начала - с установления области применения риска, определения источников, причин и последствий, мер воздействия.
Для проведения мониторинга эффективности СУПР сотрудник, отвечающий за организацию охраны труда, анализирует показатели деятельности в области охраны труда за отчетный период времени (квартал, полугодие, год), сравнивая текущие данные с данными прошлого отчетного периода и выделяя положительную/отрицательную динамику:
а) количество выявленных новых (зарождающихся) рисков и их причины, количество повторно реализованных опасных событий и их причины, своевременность устранения рисков (уменьшение уровня риска);
б) качество разработки и своевременность выполнения мероприятий по охране труда/мероприятий по управлению рисками (своевременность проведения ступенчатого контроля и так далее);
в) количество и эффективность проведения процедур ПАБ;
г) количество предписаний надзорных органов в части охраны труда и санитарно-гигиенических требований и их причины.
Критерием эффективности СУПР и мероприятий по охране труда считаются (но не ограничиваются):
д) отсутствие повторных нарушений требований охраны труда сотрудниками по итогам контрольных процедур;
е) своевременность планирования и проведения мероприятий по охране труда (мер управления рисками);
ж) своевременность устранения рисков, отсутствие переноса сроков выполнения мероприятий;
з) отсутствие повторений уже реализованных когда-то рисков, по которым были проведены мероприятия по снижению их уровня;
и) своевременность выявления вновь зарождающихся рисков;
к) полнота идентификации опасностей.
12.3. Разработка корректирующих мер.
Основной целью разработки корректирующих мер является улучшение работы системы управления профессиональными рисками.
При установлении факта сбоя в работе какого-то критерия эффективности СУПР, сотрудником, отвечающим за организацию охраны труда, выявляются причины не эффективной работы и разрабатываются корректирующие мероприятия:
а) изменяются сроки и периодичность проведения мероприятий;
б) назначаются ответственные сотрудники;
в) разрабатываются новые процедуры;
г) корректируется оценка рисков (пересмотр/переоценка).
Результаты мониторинга СУПР с предложениями корректирующих мер оформляются в форме служебной записки и рассматриваются комиссией при проведении периодического/реагирующего контроля.
Приложение
к Положению о системе управления
профессиональными рисками
в центральном аппарате Федеральной
службы государственной статистики,
утвержденному приказом Росстата
от 7 февраля 2024 г. N 50
РЕЕСТР (ПЕРЕЧЕНЬ) КАТЕГОРИЙ ЗАЩИТНЫХ МЕР
Категория | Наименование защитной меры | Пример защитных мер | Результативность защитной меры |
1 | исключение опасной или вредной работы (процедуры, процесса, сырья, материалов, оборудования и тому подобного) исключение причины опасности/источника риска | автоматизация производственных процессов и операций | уровень риска возможно уменьшить на 5 баллов |
устранение причины опасности в источнике, снижение уровня опасного фактора до безопасного уровня | уровень риска возможно уменьшить на 5 баллов | ||
применение конструктивных мер, исключающих возможность реализации опасного события (включая возможность умышленных действий работника по преодолению защитной меры или барьера) | уровень риска возможно уменьшить на 5 баллов | ||
2 | замена опасной работы (процедуры, процесса, сырья, материалов, оборудования и тому подобного) менее опасной | использование материалов, веществ, процессов, выполняющих те же функции, но менее опасных для здоровья работников (замена красок, произведенных на основе растворителей, на аналогичные на водной основе; чистка резервуаров с использованием воды или пара под давлением вместо легковоспламеняющегося растворителя; использование инструментов с приводом от сжатого воздуха вместо электричества или использовать оборудование и инструменты с более низким напряжением и так далее) | уровень риска возможно уменьшить на 4 балла |
3 | реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников | изолирование людей от источников опасности (изоляция токопроводящих частей электрических кабелей и другого оборудования, установка звукопоглощающих кожухов вокруг оборудования, являющегося источником шума, осуществление перемещения опасных веществ внутри трубопроводов и так далее) | уровень риска возможно уменьшить на 3 балла |
4 | реализация административных методов, в том числе постоянного и периодического административного контроля, а также самоконтроля, уменьшает вероятность возникновения опасных ситуаций | применение знаков безопасности и сигнальной разметки (ГОСТ 12.4.026-2015) . | уровень риска возможно уменьшить на 2 балла |
ограничение времени воздействия вредного (опасного) фактора на работника за счет сокращения продолжительности рабочего времени, предоставления регламентированных перерывов в течение рабочего дня (смены), ротации работников, выполняющих вредные операции | уровень риска возможно уменьшить на 2 балла | ||
оформление нарядов-допусков на выполнение работ повышенной опасности | уровень риска возможно уменьшить на 2 балла | ||
уменьшение количества работников, подвергающихся риску травмирования, путем более эффективного планирования производства работ, планирования путей движения работников, исключающих заход в опасные зоны | уровень риска возможно уменьшить на 2 балла | ||
производственный контроль соблюдения требований охраны труда | уровень риска возможно уменьшить на 2 балла | ||
проверка владения работниками безопасными методами и приемами выполнения работ (проведение ПАБ) | уровень риска возможно уменьшить на 2 балла | ||
разработка инструкции по охране труда и безопасному выполнению работ, формирование планов выполнения опасных работ. Разработка программы обучения работников по охране труда и безопасным приемам выполнения работ обеспечивают получение работниками навыков для безопасного выполнения поручаемых им работ, например, обязательного использования газовых анализаторов при работе в замкнутых пространствах и емкостях, безопасного и правильного применения специальных инструментов или оборудования при выполнении отдельных работ другим безопасным способам выполнения работ | уровень риска возможно уменьшить на 2 балла | ||
организационные меры: инструктаж, контроль, страховка | уровень риска возможно уменьшить на 2 балла | ||
5 | применение средств индивидуальной защиты (СИЗ) выполняется в случаях, кода опасности/риски не могут быть ограничены иными вышеперечисленными мерами | обеспечение работников СИЗ осуществляется работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков | уровень риска возможно уменьшить на 1 балл |