ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ПРИКАЗ
от 23 июля 2019 г. N 75
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
СОДЕРЖАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СЛУЖАЩИХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 5.11 Положения о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2015 N 368, в целях оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в реализации государственной национальной политики, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по определению содержания мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию государственной национальной политики Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).
2. Управлению по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве (А.О. Булатов) направить Методические рекомендации в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Управлению делами (О.Ю. Слепченко) разместить Методические рекомендации на официальном сайте Федерального агентства по делам национальностей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя М.Н. Мишина.
Врио руководителя
М.В.ИПАТОВ
Утверждены
приказом
Федерального агентства
по делам национальностей
от 23 июля 2019 г. N 75
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ
СЛУЖАЩИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
РЕАЛИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 6 поручения Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2018 г. N ВМ-П44-8706, касающегося исполнения поручения подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 декабря 2018 г. N Пр-2288 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 26 октября 2018 г.
Целью методических рекомендаций является оказание методической помощи федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по определению содержания мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию государственной национальной политики Российской Федерации.
Содержание мероприятий целесообразно формировать исходя из положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.
Также при определении содержания мероприятий рекомендуется обеспечивать взаимосвязь с положениями профессионального стандарта "Специалист в сфере национальных и религиозных отношений", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 августа 2018 г. N 514н.
Принимая во внимание актуальность вопросов межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, организацию обучения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию государственной национальной политики Российской Федерации, рекомендуется осуществлять на системной основе.
В соответствии с требованиями к организации мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие), установленными Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", профессиональное развитие гражданских служащих обеспечивается посредством:
дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации);
иных мероприятий по профессиональному развитию.
Статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлена взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе обеспечиваемая посредством единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих.
В этой связи при организации мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих рекомендуется руководствоваться положениями настоящих методических рекомендаций.
2. Определение содержания дополнительных профессиональных
программ для гражданских служащих и муниципальных служащих,
обеспечивающих реализацию государственной национальной
политики Российской Федерации
В целях повышения эффективности дополнительного профессионального образования гражданских служащих и муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию государственной национальной политики Российской Федерации, формирование предметно-тематического содержания дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации по приоритетному направлению профессионального развития гражданских служащих и муниципальных служащих "Реализация национальной политики", федеральным государственным органам, государственным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется осуществлять на основе содержания следующих дополнительных профессиональных программ:
Рекомендуемый объем программы | Название дополнительной профессиональной программы; перечень вопросов, рекомендуемых к освоению |
Целевая аудитория: гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы категории "руководители" высшей и главной групп должностей; муниципальные служащие, замещающие высшие должности муниципальной службы | |
36 часов | "Реализация государственной национальной политики в Российской Федерации": Национально-культурные автономии как объекты и субъекты государственной национальной политики Российской Федерации. Основы этнопсихологии. Формы и направления взаимодействия государства и религиозных организаций. Основные тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в России. Создание и развитие государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций. |
Целевая аудитория: федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы иных категорий и групп должностей; муниципальные служащие, замещающие иные должности муниципальной службы | |
36 часов | "Реализация государственной национальной политики в Российской Федерации": Государственная национальная политика в Российской Федерации. Национально-культурные автономии как объекты и субъекты государственной национальной политики Российской Федерации. Формирование компетенций межкультурной коммуникации у молодежи. Этнокультурная модель гражданского общества в современной России: региональные модели. Этнические стереотипы: использование в современном российском общественно-политическом и политико-управленческом дискурсе. Организация контрпропаганды в системе профилактики экстремизма и терроризма. Реализация государственной национальной политики на уровне федеральных округов Российской Федерации. Основные тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в России. Основы этнопсихологии. Формы и направления взаимодействия государства и религиозных организаций. Создание и развитие государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций. |
36 часов | "Направления и формы профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве": Сущность и социально-политическое содержание экстремизма как угрозы национальной безопасности России. Социально-экономические условия и факторы зарождения и распространения экстремизма. Терроризм как крайняя форма экстремизма: сущность, содержание и основы идеологии. Методологические аспекты государственной экономической и социальной политики, обусловливающие нейтрализацию экстремистской деятельности". Приоритетные направления и формы профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве. Технологии оценки социально-политической обстановки в интересах организации работы органов власти по нейтрализации угроз экстремизма. Основы руководства государственной информационной политикой в интересах профилактики распространения экстремистских взглядов. Особенности работы региональных и муниципальных органов власти в области профилактики и противодействия экстремизму. |
36 часов | "Вопросы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов": Россия в современном мире. Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации. Основные положения Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Реализация национальных проектов (программ) и обеспечение национальной безопасности. |
500 часов | "Реализация государственной национальной политики в Российской Федерации": |
1. Теоретические основы национальной политики. Содержание, цели и задачи, субъект и объект национальной политики. Основные классификации этносов. Племя, народность, нация как формы этнических общностей. Этнотрансформационные процессы (консолидация, адаптация, аккультурация, ассимиляция), их роль в политической жизни социума. Модели этнополитики. | |
2. Этноконфессиональные процессы в современном мире. Этнополитические конфликты в современном мире: сущность, формы проявления. Этнический экстремизм и ксенофобия в современном мире. Право наций на самоопределение и проблема территориальной целостности государств в современном мире. Этносепаратизм и ирредентизм в современном мире. Диаспоры и транснациональные сообщества в современном мире. | |
3. Нормативно-правовые основы государственной национальной политики Российской Федерации. Конституционные основы национальной политики. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Законодательные акты, касающиеся общих проблем национальной политики. Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Нормативные акты в сфере охраны языка и культурного наследия народов. Нормативные акты, касающиеся развития отдельных регионов и народов России. Законодательство Российской Федерации о гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Нормативное регулирование миграционных процессов. | |
4. Организации и обеспечение деятельности, направленной на укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение и поддержку этнокультурного и религиозного многообразия народов Российской Федерации. Этапы формирования российской государственности. Особенности межнациональных отношений в России и СССР. Национальная политика Российской Федерации на современном этапе. Особенности современной этноконфессиональной карты России. Российский федерализм: проблемы и перспективы. Этническая карта современной России. Этнические меньшинства в политической жизни современных обществ. Конфессиональное пространство современной России. История распространения основных культурообразуюших религий и развития государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. Основы вероучения, нравственного учения и культовой практики основных культурообразуюших религий. Основные тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в России. Формы и направления взаимодействия государства и религиозных организаций. | |
5. Организация и обеспечение деятельности, направленной на обеспечение межнационального (межэтнического) и межрегионального (межконфессионального) согласия, гармонизацию межнациональных отношений, профилактику конфликтов на национальной и/или религиозной почве. Институты гражданского общества в системе межнациональных отношений, их роль в гармонизации межнациональных отношений. Направления деятельности структур гражданского общества по гармонизации межнациональных отношений. Роль некоммерческих организаций в гармонизации межнациональных отношений. Национально-культурные автономии как объекты и субъекты государственной национальной политики Российской Федерации. Средства массовой информации как инструмент регулирования межнациональных отношений. Этико-правовые аспекты освещения темы межнациональных отношений. | |
6. Организация и обеспечение деятельности по обеспечению равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии. Нормы российского и международного законодательства в области гарантий и обеспечения фундаментальных прав и свобод человека, прав коренных и малочисленных народов, включая этнические и религиозные меньшинства. Организация взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с представителями гражданского общества по обеспечению равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии. | |
7. Организация и осуществление мониторинга в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений и раннего предупреждения конфликтов. Определение и типология кризисов, возникающих на этнической и конфессиональной почве. Научные подходы к оценке причин возникновения этнокризисов и их роли в общественном развитии. Создание и развитие государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций. Формирование и обеспечение деятельности экспертной панели для выявления угроз межнациональному (межэтническому) и межрелигиозному миру и согласию, предпосылок возникновения, проявления и обострения конфликтов на национальной и религиозной почве, нарушения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. Формы и методы регулирования межэтнических конфликтов. Использование ресурсов при управлении конфликтами и в их разрешении. Практические принципы предотвращения конфликтов. Практические основы медиации (урегулирования) конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. | |
8. Сопровождение деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан. География и этническая структура миграционных потоков. Государственная национальная миграционная политика. Управление миграционными процессами и политика интеграции. Реализация программ и индикаторы интеграции. |
3. Определение содержания иных мероприятий
по профессиональному развитию гражданских служащих
и муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию
государственной национальной политики Российской Федерации
Иные мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих, в том числе могут включать:
семинары, тренинги, иные мероприятия, направленные преимущественно на оперативное обновление имеющихся и (или) приобретение новых знаний и умений;
конференции, круглые столы, иные мероприятия, направленные на изучение передового опыта, технологий государственного управления, обмен опытом;
самостоятельное изучение гражданскими служащими и муниципальными служащими актуальных обучающих, методических, аналитических и иных материалов образовательного характера по тематике, соответствующей направлению профессиональной служебной деятельности.
4. Определение содержания семинаров, тренингов, конференций
и круглых столов для гражданских служащих и муниципальных
служащих, обеспечивающих реализацию государственной
национальной политики Российской Федерации
В целях обеспечения эффективности семинаров, тренингов, конференций и круглых столов или гражданских служащих и муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию государственной национальной политики Российской Федерации, определение вопросов, планируемых к обсуждению, рекомендуется осуществлять с учетом перечней вопросов, указанных в разделе 2 настоящих методических рекомендаций.
5. Обеспечение самостоятельного изучения
гражданскими служащими и муниципальными служащими
актуальных обучающих, методических, аналитических и иных
материалов образовательного характера по тематике, связанной
с реализацией государственной национальной политики
Российской Федерации
В целях обеспечения возможности самостоятельного профессионального развития гражданских служащих и муниципальных служащих на официальном сайте федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" (https://gossluzhba.gov.ru/dpo) в 2018 году начато формирование библиотеки обучающих, методических, аналитических и иных материалов образовательного характера (далее - методические материалы).
Методические материалы, представляемые на регулярной основе Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики", иными научными и образовательными организациями, а также государственными органами структурированы в библиотеке по приоритетным направлениям профессионального развития гражданских служащих и муниципальных служащих, в том числе по вопросам реализации государственной национальной политики.
Методические материалы, включенные в указанную библиотеку, находятся в свободном доступе и могут быть использованы, в том числе гражданскими служащими и муниципальными служащими, обеспечивающими реализацию государственной национальной политики Российской Федерации.