ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА"
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2019 г. N 14/1
О КОНЦЕПЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ СОГЛАШЕНИЙ ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ
И ГОРОДСКОМУ НАЗЕМНОМУ ПАССАЖИРСКОМУ ТРАНСПОРТУ
И ПО ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД 2020 - 2022 ГГ.
В 2019 году истекает срок действия федеральных отраслевых соглашений по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, по дорожному хозяйству на 2017 - 2019 годы.
Практика реализации этих соглашений подтвердила реальность содержащихся в них норм, целесообразность заключения соглашений на трехлетний период.
Условия вновь заключаемых Соглашений должны соответствовать принятым в последнее время в Российской Федерации законодательным и другим нормативным правовым актам, оказывающим влияние на экономическое положение отраслевых организаций, трудовые отношения между работодателями и работниками.
В соответствии со ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации необходимо именовать Соглашения как Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (далее - ОС АТ РФ) и Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (далее - ОС ДХ РФ).
Рассмотрев предложения отделов аппарата Профсоюза по Концепции отраслевых соглашений на 2020 - 2022 годы, подготовленные с учетом предложений территориальных организаций Профсоюза, в том числе высказанных на заседании постоянной Комиссии ЦК Профсоюза по производственно-экономическим вопросам, Исполком Профсоюза постановляет:
1. Одобрить Концепцию отраслевых соглашений по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту и по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (приложение N 1).
2. Утвердить Списки членов отраслевых комиссий по подготовке, заключению и контролю за ходом выполнения отраслевых соглашений по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы от профсоюзной стороны (приложения N 2, N 3 - не приводятся).
3. Председателям территориальных организаций Профсоюза с учетом мнения первичных профсоюзных организаций подготовить и представить в ЦК Профсоюза предложения по содержанию текстов отраслевых соглашений на 2020 - 2022 годы, раздельно по ОС АТ РФ и ОС ДХ РФ, в срок до 15 мая 2019 года.
4. Поручить представителям Профсоюза в отраслевых комиссиях по подготовке, заключению и контролю за ходом выполнения отраслевых соглашений разработать на основе Концепции и с учетом предложений территориальных организаций Профсоюза проекты отраслевых соглашений по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту и по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, обеспечив преемственность содержащихся в них норм и основных гарантий для работников, не допускать их снижения по сравнению с нормами действующих ФОС АТ и ФОС ДХ.
5. Представить проекты отраслевых соглашений по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту и по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы на рассмотрение Исполкома Профсоюза в июне 2019 г.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель Профсоюза
В.В.ЛОМАКИН
Приложение 1
к постановлению
Исполкома Профсоюза
от 27 марта 2019 г. N 14/1
КОНЦЕПЦИЯ
ОТРАСЛЕВЫХ СОГЛАШЕНИЙ ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ
И ГОРОДСКОМУ НАЗЕМНОМУ ПАССАЖИРСКОМУ ТРАНСПОРТУ, ПО ДОРОЖНОМУ
ХОЗЯЙСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2020 - 2022 ГОДЫ
(ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОФСОЮЗНОЙ СТОРОНЫ)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В период действия федеральных отраслевых соглашений по автомобильному, городскому наземному пассажирскому транспорту и дорожному хозяйству на 2017 - 2019 годы в Российской Федерации принимались законодательные и другие нормативные правовые акты, влияющие на финансовое состояние отраслевых предприятий, социально-экономическое положение их работников. Наиболее важными из них стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". В Указе перечислены национальные проекты по 12 направлениям. Наиболее актуальным для отраслей автомобильного транспорта и дорожного хозяйства является национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги", который, в частности, предусматривает:
- увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, не менее чем до 50 процентов;
- снижение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза;
- доведение в крупнейших агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов;
- внедрение общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней;
- усиление ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, а также повышение требований к уровню их профессиональной подготовки.
Также Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 установлены новые цели и задачи по реализации до 2024 года национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", что может оказать серьезное влияние на количественный состав работников отраслевых организаций по таким профессиям как водители, кассиры, диспетчеры, бухгалтеры и другие, нельзя исключать рост безработицы среди высвобождаемых работников.
За период действия Федеральных отраслевых соглашений практика их реализации подтвердила необходимость установления в них норм и основных гарантий для работников и в ОС РФ на 2020 - 2022 годы.
В соглашениях должны быть учтены возможные риски потери работы или заработка, связанные с принятым в 2019 году федеральным законом о повышении пенсионного возраста. Необходимо предусмотреть гарантии работникам за счет работодателей на переподготовку или переобучение новым профессиям.
В тексты ОС РФ на новый период следует внести уточнения в связи с внесенными изменениями в Положение об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (ред. от 03.05.2018 N 170).
Важным документом для предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, стал приказ Минтранса России от 7 декабря 2017 г. N 513, устанавливающий Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Наличие этого приказа ставит перед сторонами соглашения задачу договориться об уровне заработной платы работников в предприятиях, выполняющих регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, который будет учитываться при определении нормативной стоимости транспортной работы.
Заключая отраслевые соглашения Российской Федерации на новый период, Профсоюз будет добиваться полного и неукоснительного соблюдения прав работников отраслевых предприятий, сохранения для них уровня основных гарантий, предусмотренных ныне действующими федеральными отраслевыми соглашениями, реализации принципов и механизмов социального партнерства, обеспечения прав профсоюза.
ОПЛАТА ТРУДА
В ходе реализации отраслевых соглашений первоочередное значение следует придавать реализации стандартов достойного труда, в том числе в сфере заработной платы.
Работникам отраслевых организаций работодателями должна быть гарантирована достойная заработная плата, то есть обеспечивающая расширенное воспроизводство человеческого и трудового потенциала, экономическую свободу работающему человеку.
Для этого целесообразно в ОС РФ предусмотреть два вида гарантий:
- Минимальная тарифная ставка рабочего 1-го разряда;
- Минимальный размер заработной платы.
1. МИНИМАЛЬНАЯ ТАРИФНАЯ СТАВКА (МТС) РАБОЧЕГО 1-ГО РАЗРЯДА
1.1. МТС в предприятиях автомобильного и городского пассажирского транспорта:
Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), принятого в Российской Федерации.
Для организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта рекомендуется сохранить 18-разрядную тарифную сетку с соотношением крайних разрядов 1:10,1. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних тарифных разрядов не может быть менее 0,2.
В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной выше, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной в первом абзаце.
1.2. МТС в предприятиях дорожного хозяйства.
1.2.1. Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, но не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Для дифференциации разрядов и окладов работников дорожных организаций разной квалификации предлагается сохранить отраслевую тарифную сетку с соотношением крайних разрядов 1:7,2.
Для отраслевых организаций АТ и ДХ, применяющих тарифную систему оплаты труда и расположенных в субъектах Российской Федерации, имеющих большую территорию и районирование по климатическим зонам, рекомендуется дифференцированное установление минимальных размеров ставки рабочих 1-го разряда, с учетом прожиточного минимума каждого района.
2. МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
2.1. Предлагается включить в ОС РФ следующие нормы:
Среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее четырехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе Российской Федерации.
При заключении контракта в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим минимальный гарантированный размер месячной заработной платы водителя автомобиля (автобуса), трамвая, троллейбуса, ремонтного рабочего, кондуктора автобуса, трамвая, троллейбуса, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, в размере, установленном региональным отраслевым соглашением, заключенным в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (при принятии соответствующих изменений в приказ Минтранса России от 7 декабря 2017 г. N 513.
2.2. Сохранить для организаций, применяющих бестарифную систему оплаты труда установление минимального гарантированного размера заработной платы работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающий оклад, а также обязательные доплаты, надбавки, премии, носящие постоянный характер и входящие в систему оплаты труда (за исключением компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда).
3. ИНДЕКСАЦИЯ МИНИМАЛЬНЫХ ТАРИФНЫХ СТАВОК
3.1. Предлагается установить порядок индексации 1 раз в год прямо пропорционально росту индекса потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, как правило с 1 января каждого года.
3.2. В региональных отраслевых соглашениях может быть предусмотрена ежеквартальная индексация в зависимости от индекса потребительских цен в субъектах Российской Федерации.
4. Для работников дорожных организаций, работающих на автомобилях, ввести в ОС ДХ РФ пункт, по аналогии с нормой ФОС АТ, об установлении надбавки за классность водителей.
ЗАНЯТОСТЬ
Определить дополнительные условия, препятствующие увольнению без трудоустройства лиц предпенсионного возраста (за 5 лет до возникновения права на пенсию) по сокращению штата или численности работников.
Дополнить пункт 3.13 ФОС АТ и пункт 8.6 ФОС ДХ следующими обязанностями для работодателей в целях повышения гарантий сезонным работникам в сфере труда ( Рекомендации РТК, утвержденные 26 октября 2018 г., протокол N 10):
- при наличии вакансий раскрывать структуру заработной платы с указанием всех условий получения компенсационных и стимулирующих выплат, четко описывать условия труда работников, прибывающих из других регионов;
- при привлечении работников в труднодоступных местах указывать условия, связанные с переездом в другую местность, порядок возмещения расходов, связанных с переездом;
- предоставлять дополнительные гарантии работникам, осуществляющим свою трудовую функцию в труднодоступных местах с учетом отраслевой специфики.
ОХРАНА ТРУДА
В текстах ОС РФ на новый период следует сохранить нормы по охране труда.
В тексты ОС РФ на новый период предлагается включить обязательства работодателей, направленные на охрану труда и здоровье работников:
- работодатели обеспечивают финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,25 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);
- работодатель будет добиваться возврата до 30% средств, перечисленных им в Фонд социального страхования, на оздоровление работников пенсионного и предпенсионного возраста;
- на основании личного заявления работника работодатели предоставляют для прохождения диспансеризации выходной день 1 раз в 3 года (для работников пенсионного и предпенсионного возраста - ежегодно 2-х выходных дня), оплачиваемый из расчета средней заработной платы работника;
- работодатель предоставляет работникам - мужчинам с 60 лет, женщинам - с 55 лет право на получение дополнительного неоплачиваемого отпуска продолжительностью до 14 календарных дней в удобное для работника время;
- работодатели обязуются обеспечить работникам на конечных станциях, на отстойно-разворотных площадках общественного транспорта, для работников дорожного хозяйства, работающих на линии, санитарные условия в соответствии действующими нормативами.
Дополнить раздел "Охрана труда" ОС РФ обязательствами работодателей при проведении специальной оценки условий труда:
- при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах всех водителей транспортных средств применять положения приказа Минтруда России N 543-н от 30.06.2017 "Об утверждении особенностей проведения СОУТ на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования".
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
По вопросам пенсионного обеспечения предлагается дополнить ОС АТ РФ и ОС ДХ РФ соответствующими нормами, среди них:
- запрет на привлечение работников предпенсионного возраста (мужчин - с 60 лет, женщин - с 55 лет) к сверхурочной работе, работе в ночное время и работе в выходные и праздничные дни без их письменного согласия;
- включить в обязательства работодателя перечисление неуплаченной суммы страховых выплат (в повышенном размере) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в случае, если работодатель их не уплачивал в связи с занижением результатов проведенной СОУТ (впоследствии отмененной результатами внеплановой СОУТ как необъективной);
- о взаимоотношениях работодателей и профсоюзных организаций с целью организации негосударственного пенсионного страхования членов Профсоюза.
Учитывая изменения в пенсионной системе Российской Федерации, необходимо уделять особое внимание вопросам сохранения прав работников соответствующих профессий на досрочную пенсию.
Кроме того, предлагается предусмотреть в ОС АТ РФ и ОС ДХ РФ обязательства работодателей:
- организовать персональный учет пробега транспортных средств в организациях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, своевременно оформлять документы на представление водителей, не допустивших случаев нарушений Правил дорожного движения, повлекших дорожно-транспортные происшествия, иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности при эксплуатации транспортных средств в Российской Федерации, на награждение нагрудными знаками отличия "За безаварийную работу" I, II и III степеней в соответствии с приказом Минтранса России от 30 сентября 2016 г. N 285;
- принимать меры, направленные на достижение средней месячной заработной платы работников отраслевых предприятий в размере не менее среднемесячной начисленной заработной платы работников по экономике региона в целом;
- обеспечить долю оплаты труда по тарифным ставкам (окладам) с учетом доплат и надбавок за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в заработной плате на уровне не ниже 70 процентов.
В пункте 3.7 ФОС АТ и в пункте 3.6 ФОС ДХ после слов: "одной сто пятидесятой" указать "ключевой ставки Центробанка России".
УСЛОВИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ МОЛОДЕЖИ
Включить в обязательства работодателей обеспечение для молодых работников закрепления за ними наставников, путем заключения соответствующих договоров с администрацией предприятия, внесения в штатное расписание соответствующих штатных единиц и выплат наставникам.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Включить в ОС АТ РФ и ОС ДХ РФ обязательства работодателей о содействии реализации прав работников на участие в управлении организацией, в частности, путем участия представителей работников в заседаниях коллегиальных органов управления организации с правом совещательного голоса.