ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2023 г. N 15-7
ОБ ИТОГАХ ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЫ ПРОФСОЮЗА В 2022 ГОДУ
Рассмотрев и обсудив итоги правозащитной работы региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, а также деятельности правовой службы аппарата Профсоюза и Правового совета при Центральном Совете Профсоюза в 2022 году, Исполнительный комитет Профсоюза отмечает, что все региональные (межрегиональные) организации Профсоюза направили отчеты о правозащитной работе, за исключением Еврейской областной организации Профсоюза.
Общее количество правовых инспекторов труда Профсоюза, штатных юристов (иных юристов, специалистов по правовой работе) в региональных (межрегиональных), территориальных и первичных (с правами территориальной организации) организациях Профсоюза в 2022 году составляет 164 человека (в 2021 году - 167 человек).
Численность внештатных правовых инспекторов труда Профсоюза в 2022 году составила 3862 человека (в 2021 году - 3744).
Исполнительный комитет Профсоюза констатирует, что по информации, представленной региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза, с участием территориальных правовых инспекций труда Профсоюза, правовых инспекторов труда Профсоюза в 2022 году было проведено 19736 комплексных и тематических проверок работодателей (в 2021 году - 19172).
В 2022 году общее число проведенных проверок возросло по сравнению с предшествующим отчетным периодом, что обусловлено принятой реформой контрольной и надзорной деятельности, основным направлением которой послужило внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности органами исполнительной власти.
В этой связи, несмотря на то, что в отчетном 2022 году актуальными формами осуществления профсоюзного контроля продолжили оставаться выездные контрольные мероприятия и осуществление проверок с использованием электронного документооборота, эффективными формами осуществления профсоюзного контроля стали: проведение онлайн-мониторингов и анкетирования; интернет-анкетирование на официальных страницах в социальных сетях, на сайтах организаций Профсоюза; экспертные обследования и аудит; выездные консультации работодателей.
Исполнительный комитет Профсоюза отмечает, что, как и в предыдущий отчетный период, проведение проверочных мероприятий организациями Профсоюза продемонстрировало положительный правозащитный эффект, обусловленный активной работой внештатных правовых инспекторов труда, председателей первичных профсоюзных организаций; увеличением практики предоставления и рассмотрения информации о результатах проверок, проводимых совместно с органами прокуратуры и Федеральной службой по труду и занятости, а также выявлением нарушений и предложениями об их устранении; проведением совместных обсуждений с представителями работодателей, по итогам которых достигалось оптимальное согласование неурегулированных разногласий с руководителями образовательных организаций.
В отчетном 2022 году комплексные проверки проводились по различным вопросам применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, в частности, по вопросам заключения и выполнения условий коллективных договоров, соглашений; выполнения требований, предусмотренных статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), предъявляемых к педагогическим работникам, соблюдения порядка заключения, изменения и прекращения трудовых договоров с работниками образовательных организаций (а также дополнительных соглашений к трудовым договорам); условий труда на рабочем месте, оплаты и нормирования труда; дисциплины труда; соблюдения предоставления работникам социальных гарантий и компенсаций; порядка проведения тарификации педагогических работников; участия профсоюзных органов в вопросах распределения учебной нагрузки и принятия локальных нормативных актов, а также своевременности и корректности выплат денежного вознаграждения за классное руководство.
Следует отметить, что в 2022 году в ходе проведения проверок региональными организациями Профсоюза продолжали исследоваться вопросы установления и распределения стимулирующих и компенсационных выплат, оплаты работы в выходные и праздничные дни, удержания и перечисления профсоюзных взносов, перехода на электронные трудовые книжки, сохранения занятости работников старше 65 лет, профессиональной подготовки, переподготовки, аттестации педагогических работников, порядка начисления доплат и надбавок техперсоналу, охраны труда, кадрового делопроизводства в образовательных организациях.
В отчетном 2022 году региональные (межрегиональные) организации Профсоюза продолжили практику проведения тематических проверок как на региональном, так и на территориальном уровнях.
Тематика профсоюзных тематических региональных (межрегиональных) и территориальных проверок в отчетном 2022 году охватывала широкий спектр вопросов по оплате труда педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений; выполнению сторонами обязательств коллективного договора; соблюдению трудового законодательства при распределении учебной нагрузки педагогических работников; соблюдению трудового законодательства при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков работникам образовательных организаций; соблюдению работодателями требований региональных отраслевых соглашений; соблюдению процедуры учета мнения профсоюзного комитета (согласования) в ходе принятия локальных нормативных актов; соблюдению установления и распределения выплат стимулирующего характера; выплатам ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство (кураторство); соблюдению трудового законодательства при предоставлении отпуска педагогическим работникам, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; соблюдению организационных уставных норм в деятельности выборных органов первичной профсоюзной организации; гарантий при направлении работников в служебные командировки; норм трудового законодательства по охране труда; корректности оформления трудовых книжек работников; соблюдению работодателями правил внутреннего трудового распорядка и прочее.
В 2022 году региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза было проведено 4996 тематических региональных проверок (в 2021 году - 5826); 6855 тематических территориальных проверок (в 2021 году - 6157); 7687 комплексных проверок работодателей по вопросам трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (в 2021 году - 6599). Увеличение количественного показателя проведенных региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза комплексных проверок свидетельствует о понимании социальными партнерами Профсоюза важности проведения профсоюзных контрольных мероприятий в целях своевременного выявления и устранения нарушений трудового законодательства без привлечения контрольно-надзорных органов и применения штрафных санкций к работодателям.
Анализ результатов проведенных региональными (межрегиональными) и территориальными организациями тематических региональных и территориальных проверок показал, что наиболее типичными нарушениями работодателями норм трудового законодательства в отчетный период стали замена учета мнения представительного органа работников на согласие коллегиального органа управления организацией (управляющий совет, педагогический совет, наблюдательный совет, общее собрание трудового коллектива и другое); несоблюдение процедуры учета мнения представительного органа работников при принятии локального нормативного акта, устанавливающего систему оплаты труда у работодателя; отсутствие локальных нормативных актов, устанавливающих порядок осуществления стимулирующих выплат работникам, несоблюдение порядка осуществления стимулирующих выплат; нарушение порядка ведения трудовых книжек; принятие локальных нормативных актов, содержащих условия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством; нарушение порядка оформления дополнительных соглашений при изменении определенных сторонами условий трудовых договоров; заключение срочного трудового договора без указания причин, послуживших основанием ограничения срока действия трудового договора; отсутствие гарантий работникам, направляемым для повышения квалификации (не оплачивается проезд к месту повышения квалификации и обратно); отсутствие дополнительных оплачиваемых отпусков за вредные условия труда и за работу в режиме ненормированного рабочего дня; нарушения, допущенные при установлении и распределении учебной нагрузки; увеличение объемов выполняемой работы без пропорционального увеличения оплаты; поручение работнику работы, не предусмотренной трудовым договором, должностной инструкцией; нарушение порядка применения дисциплинарных взысканий и прочее.
В отчетном 2022 году большинство организаций Профсоюза активно продолжали взаимодействовать с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и органами, осуществляющими полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования.
В 2022 году совместно с органами, осуществляющими управление в сфере образования, проведено 11265 проверок (в 2021 году - 10122), что составляет более 57% всех проведенных проверок.
Исполнительный комитет Профсоюза обращает внимание на успешный опыт распространения в 2022 году практики правозащитной работы проведения совместных проверок как формы, способной плодотворно влиять на регулирование общественно-правовых и социальных отношений, что способствует повышению авторитета профсоюзной организации, поскольку оперативное планирование совместных действий и взаимных консультаций содействует устранению выявленных нарушений трудового законодательства в короткие сроки.
В рамках социального партнерства в сфере труда и заключенных региональных отраслевых соглашений с органами прокуратуры в 2022 году региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза было проведено 286 проверок (в 2021 году - 245).
Совместно с федеральной инспекцией труда в 2022 году было проведено 150 проверок образовательных организаций (в 2021 году - 104).
В отчетном 2022 году региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза по итогам проведенных проверок работодателям было направлено 8211 представлений об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (в 2021 году - 6573). Количество выявленных нарушений, указанных в представлениях, составляет 26925 (в 2021 году - 28699), из них 25004 нарушения были устранены (в 2021 году - 24397).
По сравнению с 2021 годом (более 82%) в отчетном 2022 году следует отметить возрастающую результативность устраненных нарушений, указанных в представлениях, по отношению к общему количеству выявленных нарушений (более 92%), что свидетельствует об эффективности и качестве правозащитной работы региональных (межрегиональных), территориальных профсоюзных организаций при реализации своих полномочий и эффективности мероприятий, направленных на усиление работы по повышению правовой грамотности профсоюзных кадров, профсоюзного актива территориальных и первичных организаций Профсоюза и представителей социальных партнеров.
В этой связи Исполнительный комитет Профсоюза отмечает, что оказываемая региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза консультативная и методическая правовая помощь являются причиной повышения уровня оперативности устранения выявляемых нарушений и недопущения их в дальнейшем.
По требованию профсоюзных организаций в 2022 году восстановлено на работе 19 работников (в 2021 году - 27).
Благодаря эффективному взаимодействию органов прокуратуры и профсоюзных организаций на основании соглашений о сотрудничестве на региональном и территориальном уровнях количество материалов, направленных в органы прокуратуры в 2022 году, составило 185 (в 2021 году - аналогичное количество).
В общей сложности меры прокурорского реагирования в виде представлений и подачи исков в суд в интересах работников приняты по 178 обращениям (в 2021 году - 161), что составило 96% от общего числа направленных материалов (в 2021 году - 87%).
В 2022 году в результате принятых мер прокурорского реагирования 37 должностных лиц привлечено к административной ответственности (в 2021 году - 24).
В территориальные органы федеральной инспекции труда в 2022 году был направлен 51 материал (в 2021 году - 91), в том числе 20 материалов - по привлечению должностных лиц к административной ответственности (в 2021 году - 23). Привлечено к ответственности 16 должностных лиц (в 2021 году - 13).
Необходимо отметить, что в пояснительных записках к отчетам о правозащитной работе за 2022 год региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза указывается, что наиболее эффективными способами взаимодействия является проведение совместных проверок с представителями прокуратуры. Именно благодаря плодотворной и активной совместной работе региональных организаций Профсоюза и контрольно-надзорных органов на основе заключенных соглашений о взаимодействии позволяет избежать большинства конфликтных ситуаций.
Количество требований о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц (статья 195 ТК РФ), направленных работодателям организациями Профсоюза в отчетном 2022 году, составило 64 (в 2021 году - 47).
За допущенные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективных договоров, соглашений по требованию профсоюзных организаций к дисциплинарной ответственности было привлечено 59 должностных лиц, в том числе 4 были уволены (в 2021 - 42 и 2 соответственно). Следует отметить сохранение числа требований о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц на уровне предшествующего периода, что связано с продолжением конструктивного взаимодействия представителей профсоюзных организаций и руководителей образовательных организаций.
В 2022 году была оказана правовая помощь по различным вопросам 29976 членам Профсоюза (в 2021 году - 31035).
В отчетном году правовая помощь оказывалась по актуальным вопросам, связанным с изменением условий и расторжением трудового договора; нарушением порядка увольнения в связи с сокращением численности или штата работников; нарушением процедуры перевода работников на другую работу; некорректностью начисления заработной платы и установления выплат стимулирующего характера; предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа); распределением учебной нагрузки, порядком ее изменения; аттестацией педагогических работников в целях установления квалификационной категории и подтверждения соответствия занимаемой должности и прочее.
В связи с геополитической обстановкой в Российской Федерации в отчетном периоде стали актуальными консультации профсоюзных организаций по вопросам гарантий мобилизованным и членам их семей; ведения трудовых книжек; обеспечения корректности оформления трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним; соответствия записей в трудовых книжках издаваемым кадровым приказам и другим документам.
В 2022 году оказана помощь в разработке 22646 проектов коллективных договоров и соглашений (в 2021 году - 22739).
Исполнительный комитет Профсоюза отмечает, что защита трудовых прав и профессиональных интересов работников образования через комиссию по трудовым спорам продолжает быть востребованной. Вместе с тем у многих региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза обращений в комиссии по трудовым спорам не зафиксировано.
Исполнительный комитет Профсоюза признает, что судебная форма защиты социально-трудовых прав работников образования по-прежнему остается одним из самых эффективных и результативных способов правовой защиты и является мотивационным фактором членства в Профсоюзе.
В 2022 году количество дел в судах, рассмотренных с участием правовых инспекторов труда, юристов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, составило 2622 (в 2021 году - 3017). При этом в 92% случаев (2413) иски были удовлетворены полностью или частично (в 2021 году иски были удовлетворены полностью или частично также в 93% случаев (2813)).
Споры, которые не удалось урегулировать в процессе переговоров между работником и работодателем, в настоящее время разрешаются в судебных инстанциях. В большинстве случаев споры рассматриваются при непосредственном участии правовых инспекторов труда Профсоюза или работнику оказывается помощь на этапе подготовки документов в суд.
Исполнительный комитет Профсоюза отмечает положительную тенденцию роста доли выигранных судебных дел с участием правовых инспекторов труда, юристов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза к общему количеству рассматриваемых дел, которая сохраняется на протяжении многих лет (в 2018 году рассмотрено 6283 дела, из них удовлетворено полностью или частично 6028; в 2019 году рассмотрено 4864 дела, из них удовлетворено полностью или частично 4609; в 2020 году рассмотрено 3636 дела, из них удовлетворено полностью или частично 3386).
Организациями Профсоюза оказана помощь членам Профсоюза в оформлении документов в суды в 6142 случаях (в 2021 году - 6339).
Основные темы обращений: отказ управлений Пенсионного фонда России в досрочном назначении пенсии; обжалование действий (бездействия) органов местного самоуправления; незаконное увольнение работников; необоснованное привлечение к дисциплинарной ответственности; неправомерное изменение определенных сторонами условий трудового договора (отмена выплат стимулирующего и компенсационного характера, расширение должностных обязанностей, сокращение учебной нагрузки); взыскание компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; обжалование постановлений о привлечении должностных лиц к административной ответственности.
Как и в предыдущем году, в отчетном 2022 отказ управлений Пенсионного фонда России (ПФР) в досрочном назначении пенсии является основной темой обращений членов Профсоюза.
Вместе с тем произошло общее снижение числа судебных разбирательств. В том числе это связано с зачетом Пенсионным фондом Российской Федерации в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 04.03.2021 N 322 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665", которым расширен перечень периодов, включаемых в педагогический стаж.
В 2021 - 2022 годах региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза в адрес Профсоюза направлено большое количество судебных решений. Для обобщения судебной практики и выработки единых подходов по аналогичным судебным делам профсоюзным организациям рекомендуется и в дальнейшем направлять в адрес Профсоюза все судебные решения за отчетный период.
В этой связи Исполнительный комитет Профсоюза отмечает, что помощь правовых служб Профсоюза в разрешении в судебном порядке спорных вопросов является незаменимым инструментом правовой защиты членов Профсоюза, а также эффективным мотивационным инструментом профсоюзного членства.
В 2022 году проведена экспертиза 63678 актов социального партнерства, содержащих нормы трудового права (в 2021 году - 58179).
Ежегодно штатными и внештатными правовыми инспекторами труда оказывается правовая помощь в разработке коллективных договоров, соглашений. В 2022 году такая помощь оказана при разработке 18254 коллективных договоров (в 2021 году - 17759), 2080 соглашений (в 2021 году - 2469) и 43234 локальных нормативных актов (в 2021 году - 38237).
Экспертиза документов осуществлялась как в ходе проведения проверок работодателей (комплексных, тематических), так и при подготовке ответов на обращения членов Профсоюза, а также по запросам руководителей образовательных и профсоюзных организаций.
В целях обеспечения реализации права граждан на обращения в течение 2022 года организациями Профсоюза было рассмотрено 20827 (в 2021 году - 23117) жалоб и иных обращений граждан, из них 18995 были признаны обоснованными и удовлетворены (в 2021 году - 20944).
На личном приеме было принято 188686 членов Профсоюза, в том числе были признаны обоснованными и удовлетворены 178188 обращений (в 2021 году было принято 186287, из них в 175832 случаях обращения были признаны обоснованными).
Благодаря оперативному реагированию региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза посредством применения цифровых технологий на обращения членов Профсоюза значительное количество обращений было рассмотрено по существу и разрешено в пользу работников как в режиме "online", так и "offline".
В 2022 году количество выступлений и других публикаций по вопросам правовой защиты в средствах массовой информации, в том числе в электронных СМИ, включая изданные информационно-методические бюллетени (сборники), составило 6131 (в 2021 году - 6488).
Исполнительный комитет Профсоюза отмечает активную разъяснительную деятельность многих региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации в 2022 году.
В 2022 году правовая инспекция труда Профсоюза зарегистрировала 360 нарушений прав профсоюзов (в 2021 году - 341), которые в основном были связаны с перечислением членских профсоюзных взносов; осуществлением контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; осуществлением законной деятельности профсоюзных организаций.
В отчетном 2022 году выборными коллегиальными органами организаций Профсоюза рассмотрено 5956 вопросов о правозащитной работе (в 2021 году - 6364).
Экономическая эффективность правозащитной работы в 2022 году составила 11650,531 млрд. рублей (в 2021 году - 18108 млрд. рублей).
В 2022 году в целях обеспечения высокого уровня и результативности правозащитной работы в отчетный период Профсоюз продолжал активно представлять и защищать социально-трудовые права и интересы членов Профсоюза как в режиме "offline", так и "online" на федеральном отраслевом уровне социального партнерства в сфере труда.
За отчетный период деятельность правовой службы Профсоюза также была направлена на дальнейшее развитие конструктивного взаимодействия, в том числе в цифровом формате на основе заключенных соглашений Профсоюза о взаимодействии (Роструд, Рособрнадзор, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Комитет Государственной Думы по просвещению, Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации), а также с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Советом по профессиональным квалификациям в сфере образования и прочее.
Как и в предыдущие отчетные периоды, в 2022 году одним из приоритетных направлений правозащитной работы Профсоюза была системная работа в рамках нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти в части проведения правовых экспертиз и разработки проектов нормативных правовых актов, активного участия правовой службы Профсоюза в подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Так в целях формирования единого образовательного пространства в Российской Федерации Общероссийским Профсоюзом образования было подготовлено заключение на проект федерального закона N 235891-8 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части перераспределения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере образования)" (письмо Профсоюза от 29.11.2022 N 619 в адрес Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володина В.В.). Отдельные предложения Профсоюза были обсуждены и учтены в процессе прохождения законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и одобрения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В настоящее время законопроект приобрел статус федерального закона (Федеральный закон от 29.12.2022 N 642-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").
В отчетный период осуществлялось правовое сопровождение внутрисоюзной деятельности Профсоюза.
В связи со вступлением в силу 01.09.2022 изменений в Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" была утверждена Политика Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации в отношении обработки персональных данных (утв. постановлением Исполнительного комитета Профсоюза от 28.11.2022 N 14-7); внесены изменения и приняты нормативные внутрисоюзные документы Профсоюза, в частности, Порядок организации централизованного бухгалтерского учета в Профессиональном союзе работников народного образования и науки Российской Федерации (утв. Постановлением Исполнительного комитета Профсоюза от 28.11.2022 N 14-6); Положение о членском профсоюзном билете и учете членов Профсоюза, в части сохранения членства в Профсоюзе за работниками, с которыми приостановлены трудовые договоры (утв. Постановлением Исполнительного комитета Профсоюза от 29.09.2022).
В связи с вхождением в состав Российской Федерации Луганской и Донецкой Народных Республик в 2022 году по итогам совместных консультаций с Минюстом России была подготовлена схема интеграции в структуру Общероссийского Профсоюза образования профессиональных союзов работников образования и науки Донецкой и Луганской Народных Республик.
В 2022 году Профсоюзом проводилась системная работа, направленная на правовое обеспечение трудовых прав педагогических работников, призванных на военную службу по мобилизации в связи с объявлением частичной мобилизации в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
Профсоюз активно продолжал взаимодействовать с Конституционным Судом Российской Федерации. В 2022 году Профсоюзом были предприняты действия, направленные на увеличение сроков заключения трудовых договоров с педагогическими работниками из числа профессорско-преподавательского состава в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2022 года N 32-П "По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 ТК РФ в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова" (далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2022 года N 32-П).
При вынесении соответствующего Постановления от 15 июля 2022 года N 32-П Конституционным Судом Российской Федерации было учтено мнение Профсоюза по делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации (письмо Председателя Профсоюза Г.И. Меркуловой N 107 от 01.03.2022).
Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2022 года N 32-П в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона N 190210-8 "О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации", внесенный 02.09.2022 группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и сенаторов Российской Федерации.
По указанному законопроекту Ассоциацией профессиональных союзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации (далее - Ассоциация) в адрес Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володина были направлены предложения Ассоциации по указанному законопроекту с целью увеличения сроков заключения трудовых договоров с педагогическими работниками из числа профессорско-преподавательского состава в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2022 года N 32-П (письмо от 09.02.2023 N 1).
На основании вышеизложенного Исполнительный комитет Профсоюза постановляет:
1. Утвердить сводный отчет о правозащитной работе региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза за 2022 год по форме N 4-ПИ (Приложение N 1 - не приводится).
2. Принять к сведению аналитическую информацию о правозащитной работе Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (Приложение N 2 - не приводится).
3. Направить сводный отчет и аналитическую информацию о правозащитной работе Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год в ФНПР и региональные (межрегиональные) профсоюзные организации для применения в работе.
4. Региональным (межрегиональным) организациям Профсоюза принять меры, направленные на:
4.1. Совершенствование и развитие нормативной правовой базы, относящейся к социально-трудовой сфере, сфере образования, в том числе в форме подготовки проектов нормативных правовых актов, проведение правовой экспертизы законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
4.2. Сохранение уровня правовой защищенности социально-трудовых прав и интересов работников, в том числе путем отстаивания прав и интересов педагогических работников в вопросах, связанных с изменением условий и расторжением трудового договора, некорректностью начисления заработной платы и установления выплат компенсационного и стимулирующего характера, предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), оплатой командировочных расходов за период нахождения на курсах повышения квалификации, распределением учебной нагрузки, порядком ее изменения, аттестацией педагогических работников в целях установления квалификационной категории и подтверждения соответствия занимаемой должности, оформлением трудовых книжек, трудовых договоров, решением кадровых вопросов в условиях электронного документооборота и прочее;
4.3. Организацию системы мониторинга устранения выявленных нарушений работодателями трудового законодательства Российской Федерации по итогам проведенных проверок с целью включения результатов мониторинга в ежегодный отчет о правозащитной работе и информирования руководителей органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации, руководителей образовательных организаций о результатах проверок, выявленных нарушениях и предложениях об их устранении;
4.4. Направление в адрес правового департамента аппарата Профсоюза судебных решений за отчетный период;
4.5. Уделение особого внимания вопросам, связанным с оперативным обменом судебной практикой с региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза по наиболее актуальным вопросам судебной защиты;
4.6. Обеспечение регулярного участия специалистов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в проведении обучающих семинаров с работниками централизованных бухгалтерий образовательных организаций по темам, касающимся соблюдения порядка уплаты и учета членских профсоюзных взносов;
4.7. Дальнейшее кадровое укрепление правовой инспекции труда Профсоюза путем введения в аппаратах профсоюзных организаций штатных единиц правовых инспекторов труда Профсоюза, а также привлечения внештатных правовых инспекторов труда Профсоюза;
4.8. Совершенствование форм и способов информирования членов Профсоюза о правозащитной деятельности организаций Профсоюза с активным использованием СМИ, современных информационных технологий (электронная почта, Интернет-сайты, социальные сети, видеоконференции, онлайн-конференции, вебинары и другое);
4.9. Дальнейшее системное повышение правовой грамотности профсоюзного актива и членов Профсоюза.
5. Правовой службе аппарата Профсоюза совместно со структурными подразделениями аппарата Профсоюза и с участием Правового совета при Центральном Совете Профсоюза:
5.1. Принимать меры к повышению уровня правового и экспертного взаимодействия с профильными комитетами обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации в целях совершенствования социально-трудовых отношений в системе образования и реального учета интересов работников образовательных учреждений и обучающихся при рассмотрении проектов федеральных законов и актов, принимаемых Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
5.2. Продолжить активное участие в работе над проектами нормативных правовых актов, разрабатываемых Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, в том числе затрагивающих права и интересы работников и студентов, в форме проведения совместных консультаций, совещаний с соответствующими департаментами обоих министерств;
5.3. Обеспечить системное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службой по труду и занятости в рамках заключенных соглашений о взаимодействии;
5.4. Осуществлять правовое сопровождение социального партнерства в системе образования на федеральном уровне, в том числе в рамках участия Профсоюза в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ее рабочих групп;
5.5. Продолжить обобщение практики работы профсоюзных организаций по судебным делам об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц по актуальным вопросам правовой защиты членов Профсоюза;
5.6. Осуществлять изучение, обобщение и распространение правоприменительной, прежде всего судебной, практики работы территориальных правовых инспекций труда Профсоюза, в том числе на основе судебных решений;
5.7. Усилить работу по методико-правовому сопровождению деятельности профсоюзных организаций в условиях изменения законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, общественных объединений, профессиональных союзов.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Профсоюза Авдеенко М.В. и правовую службу аппарата Профсоюза (Рожко Г.Б.).
Председатель Профсоюза
Г.И.МЕРКУЛОВА