ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ, УЧРЕЖДЕНИЯМ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ
И ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2002 - 2004 ГОДЫ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение по организациям, учреждениям, подразделениям и органам внутренних дел Российской Федерации на 2002 - 2004 годы (далее по тексту - Соглашение) разработано на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс), Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральных законов "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об основах государственной службы Российской Федерации", "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
- федеральные государственные служащие и работники организаций системы МВД России в лице их представителя - Центрального комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (далее по тексту - ЦК Профсоюза);
- работодатели - МВД России и подразделения, непосредственно ему подчиненные, главные управления МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВО (ОБВ) ГУВДРО, УВДТ, управления (отделы) вневедомственной охраны, подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, ОУМТ и ВС, горрайлинорганы, образовательные, научно - исследовательские учреждения МВД России, округа внутренних войск, соединения, воинские части, военные образовательные учреждения, а также иные предприятия, учреждения, организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска, и являющиеся юридическими лицами (далее - организации системы МВД России), в лице их представителя - Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - МВД России).
1.3. Данное Соглашение вступает в силу со дня подписания и действует по 31 декабря 2004 года.
1.4. Соглашение является:
- правовым актом, содействующим договорному регулированию социально - трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, содержащим обязательства по установлению условий труда, оплаты труда, занятости и социальных гарантий;
- основой для заключения региональных отраслевых соглашений, коллективных договоров, трудовых договоров и не ограничивает права сторон в расширении социальных гарантий и льгот для федеральных государственных служащих и других работников при наличии собственных средств для их обеспечения.
1.5. Соглашение распространяется на работодателей, федеральных государственных служащих и работников организаций системы МВД России и обязательно для выполнения работодателями и выборными профсоюзными органами.
1.6. Представители сторон Соглашения оказывают содействие работодателям и выборным профсоюзным органам в заключении региональных отраслевых соглашений и коллективных договоров.
1.7. При принятии нормативных правовых актов Российской Федерации, улучшающих права и гарантии федеральных государственных служащих и работников по сравнению с условиями, установленными настоящим, региональными отраслевыми соглашениями или коллективными договорами, они подлежат применению в сроки, определенные для их введения.
1.8. Ни один из представителей сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. Толкование и разъяснение положений Соглашения осуществляется по взаимному согласию представителей сторон.
1.9. По взаимному согласию представителей сторон Соглашения в течение срока его действия в его текст могут быть внесены изменения и дополнения.
Изменения и дополнения в Соглашение вносятся в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации для его заключения (ст. 49 Кодекса).
Изменения и дополнения доводятся до сведения федеральных государственных служащих и работников, выборных профсоюзных органов и работодателей.
1.10. Для ведения коллективных переговоров, подготовки, заключения и контроля за выполнением Соглашения создается отраслевая комиссия, состав которой указан в Приложении N 1 к настоящему Соглашению.
1.11. Представители сторон Соглашения предоставляют друг другу полную и своевременную информацию по вопросам социально - экономического положения организаций системы МВД России, о ходе выполнения Соглашения, о принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, профессиональные и социально - экономические права и интересы федеральных государственных служащих и работников организаций системы МВД России, проводят взаимные консультации по социально - экономическим проблемам и задачам организаций системы МВД России.
1.12. Стороны обязуются не реже одного раза в год информировать друг друга о выполнении принятых обязательств.
1.13. Представители сторон в двухнедельный срок с момента уведомительной регистрации Соглашения направляют его работодателям и выборным профсоюзным органам для ознакомления с его содержанием федеральных государственных служащих и работников организаций системы МВД России и выполнения принятых обязательств.
1.14. В случае реорганизации представителя стороны Соглашения его права и обязанности по Соглашению переходят к его правопреемнику и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в Соглашение.
2. Трудовые отношения
2.1. Трудовые отношения работников организаций системы МВД России регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации и иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Трудовые отношения федеральных государственных служащих регулируются законодательством Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными нормативными правовыми актами о государственной службе Российской Федерации.
2.2. Условия, включаемые в трудовые договоры, не могут ухудшать положение федеральных государственных служащих и работников по сравнению с законодательством, настоящим, региональными отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
2.3. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально - трудовые интересы федеральных государственных служащих и работников, разрабатываются Министерством внутренних дел Российской Федерации с учетом мнения ЦК Профсоюза, а на территориальном уровне - организациями системы МВД России с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
2.4. Режим рабочего времени федеральных государственных служащих и работников регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организаций системы МВД России, утверждаемыми работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
2.5. Для федеральных государственных служащих и работников устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени, не превышающая 40 часов в неделю, за исключением лиц, для которых законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.
Для женщин, работающих в сельской местности, продолжительность рабочей недели устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для отдельных категорий женщин законодательными актами Российской Федерации.
При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
2.6. В коллективных договорах рекомендуется определять систему суммированного учета рабочего времени, применяемую при разработке графиков сменности (обслуживания объектов).
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать норм, установленных для соответствующей категории работников.
2.7. Сверхурочной считается работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени.
Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника в случаях, предусмотренных законодательством, а в других случаях - с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
2.8. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.95 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск.
Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и по желанию государственного служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.
Государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Работникам организаций системы МВД России ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 28 календарных дней.
Научным работникам, имеющим ученую степень, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск:
- докторам наук - 56 календарных дней;
- кандидатам наук - 42 календарных дня, при условии, если научные работники занимают штатные должности, ученые степени по которым предусмотрены тарифно - квалификационными требованиями, согласованными и утвержденными в установленном порядке.
Работникам организации системы МВД России предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж непрерывной работы в системе МВД России:
- от 5 до 10 лет - 3 календарных дня;
- от 10 до 15 лет - 5 календарных дней;
- от 15 до 20 лет - 10 календарных дней;
- свыше 20 лет - 15 календарных дней.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска федеральным государственным служащим и работникам, предусмотренные статьями 116 - 119 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, присоединяются к ежегодному основному оплачиваемому отпуску.
Порядок и условия их предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда предоставляется в соответствии с нормативами, установленными Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 N 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями.
Ежегодный оплачиваемый отпуск научным работникам, имеющим ученую степень, и дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда предоставляются в соответствии с названными нормами до принятия соответствующего федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 321 Кодекса и статьей 14 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, проживающим и работающим в организациях системы МВД России, расположенных в районах Крайнего Севера России и приравненных к ним местностях, предоставляется в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:
в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня;
в приравненных к ним местностях - 16 календарных дней;
в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 8 календарных дней.
По просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работодатель предоставляет ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка.
В соответствии с частью 2 статьи 116 Кодекса работодатели с учетом производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.
Конкретная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска по категориям работников определяется в коллективном договоре.
Оплата дополнительных отпусков, сверх предусмотренных данным пунктом, производится за счет экономии средств фонда оплаты труда.
2.9. Одному из родителей, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.
Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.
2.10. Графики отпусков федеральных государственных служащих и работников утверждаются руководителем с учетом мнения выборных профсоюзных органов не позднее чем за две недели до наступления календарного года.
2.11. При проведении аттестации федеральных государственных служащих и работников организаций системы МВД России в состав аттестационных комиссий в обязательном порядке включаются представители выборных профсоюзных органов.
2.12. Работодатели рассматривают ходатайства выборных профсоюзных органов о представлении федеральных государственных служащих и других работников, в соответствии с утвержденными положениями, к награждению ведомственными знаками отличия, почетными званиями и наградами Российской Федерации.
2.13. МВД России определяет порядок награждения Почетной грамотой Министерства внутренних дел Российской Федерации федеральных государственных служащих и работников организаций системы МВД России.
3. Оплата труда
3.1. Работодатели принимают необходимые меры по обеспечению устойчивой работы организаций системы МВД России и формированию фонда оплаты труда федеральных государственных служащих и работников организаций системы МВД России.
3.2. Условия денежного содержания федеральных государственных служащих, оплаты труда работников организаций системы МВД России, содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней, устанавливаются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также других органов в пределах их компетенции.
Положения о премировании, выплате надбавок за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы) федеральных государственных служащих, высокую квалификацию, сложность, напряженность труда работников утверждаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
3.3. Организации системы МВД России, содержащиеся за счет внебюджетных средств, определяют в пределах предоставленных прав формы, системы оплаты труда, размер тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников и фиксируют их в коллективных договорах или положениях с учетом мнения соответствующих выборных профсоюзных органов.
3.4. При формировании фондов оплаты труда предусматриваются средства на выплату премий, оказание материальной помощи, установление надбавок за напряженность, сложность, высокие достижения в труде и другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
3.5. МВД России своевременно производит расчеты с организациями системы МВД России, производящими продукцию, выполняющими работы по заказам МВД России.
3.6. Размер оплаты труда работника организации системы МВД России, отработавшего полностью месячную норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленной тарифной ставки (оклада) по занимаемой должности с учетом гарантированных законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями компенсационных надбавок и доплат за условия и режим труда, отличающиеся от нормальных.
3.7. Установление и пересмотр норм трудовых затрат производится на основе технико - экономических обоснований с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа и извещением работников, которых касаются изменения, не менее чем за 2 месяца до их введения.
3.8. Выплата денежного содержания федеральным государственным служащим, заработной платы работникам организаций системы МВД России производится в соответствии с действующим законодательством в сроки, установленные коллективными договорами.
В случае задержки выплаты заработной платы (денежного содержания) в установленные сроки без уважительных причин работодатели несут ответственность в рамках действующего законодательства.
3.9. Оплата простоев не по вине работника в организациях системы МВД России производится в размере среднего заработка.
3.10. В соответствии со статьей 151 Кодекса работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.
3.11. За работниками организаций системы МВД России на время приостановки работы для устранения нарушений, связанных с угрозой их здоровью или жизни, сохраняется место работы и средняя заработная плата.
3.12. Работа в сверхурочное время оплачивается в размерах, установленных коллективным договором, но не менее чем в полуторном размере за первые два часа работы, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
3.13. Федеральным государственным служащим и работникам организаций системы МВД России, расположенных в местностях с тяжелыми природно - климатическими условиями, выплачиваются:
- районные коэффициенты к денежному содержанию и заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размерах, установленных законодательством;
- процентные надбавки к денежному содержанию и заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в размерах, установленных законодательством.
3.14. Оплата труда работников организаций системы МВД России, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в соответствии с требованиями статьи 146 Кодекса в повышенном размере.
3.15. МВД России в 2002 году утверждает с учетом мнения ЦК Профсоюза новую редакцию Инструкции о порядке выплаты сотрудникам органов внутренних дел и гражданскому персоналу органов внутренних дел и внутренних войск единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей.
4. Содействие занятости
4.1. МВД России совместно с ЦК Профсоюза в 2002 году разрабатывает и утверждает отраслевую программу содействия занятости, предусматривающую меры по сохранению и созданию рабочих мест, переобучению и рациональному использованию федеральных государственных служащих и работников.
4.2. Работодатели:
4.2.1. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляют согласованные с выборными профсоюзными органами мероприятия по обеспечению занятости федеральных государственных служащих и работников.
Высвобождаемым работникам предоставляют льготы и компенсации согласно действующему законодательству.
Гарантии и компенсации в связи с высвобождением федеральных государственных служащих определяются трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
4.2.2. Направляют федерального государственного служащего, не прошедшего государственный квалификационный экзамен или аттестацию по причине несоответствия уровня профессиональной подготовки требованиям к занимаемой им государственной должности соответствующей группы (квалификационного разряда), с его согласия, на повышение квалификации или переподготовку.
4.2.3. Обеспечивают федеральным государственным служащим и работникам, высвобождаемым из организаций системы МВД России, приоритетное предоставление рабочих мест в других организациях системы МВД России.
4.2.4. Содействуют высвобождаемым федеральным государственным служащим и работникам в трудоустройстве через региональные органы занятости. В этих целях своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме предоставляют органам службы занятости и выборному профсоюзному органу информацию о возможных массовых увольнениях федеральных государственных служащих и работников, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить.
Массовым признается увольнение федеральных государственных служащих и работников в соответствии с критериями, определенными пунктом 1 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99.
4.2.5. В установленном порядке организуют отбор и направление в образовательные учреждения системы МВД России работников организаций системы МВД России.
4.2.6. Сохраняют за работником, имеющим противопоказания и признанным медико - социальной экспертизой непригодным к выполнению своих прежних обязанностей по должности (профессии) вследствие общего заболевания, бытовой травмы (кроме случаев травматизма, полученного в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения), средний заработок на срок его переквалификации.
4.2.7. Осуществляют финансирование и обеспечивают прохождение федеральными государственными служащими и работниками организаций системы МВД России мероприятий по повышению квалификации в сроки, установленные законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России, соответствующие требованиям профессии (должности) федерального государственного служащего и работника, с сохранением занимаемой должности и среднемесячной заработной платы на этот период.
4.2.8. Разрабатывают и осуществляют с учетом мнения соответствующих выборных профсоюзных органов перспективные программы работы с кадрами в целях обеспечения:
- качества рабочей силы и условий труда;
- развития и совершенствования социального партнерства;
- условий деятельности общественных объединений и Профсоюза.
5. Охрана труда и здоровья
5.1. Стороны рассматривают охрану труда и здоровья федеральных государственных служащих и других работников в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества.
5.2. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателя и Профсоюза. Работодатели создают необходимые условия для работы совместных комитетов (комиссий).
5.3. Работодатели разрабатывают, финансируют и осуществляют мероприятия по обеспечению безопасных условий труда и сохранению здоровья федеральных государственных служащих и работников, создают службы охраны труда, вводят должность специалиста по охране труда или назначают ответственных за состояние охраны труда в организациях, прошедших специальное обучение по охране труда.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
5.4. Мероприятия по охране труда являются неотъемлемой частью коллективных договоров.
5.5. Работодатели не реже одного раза в год проводят анализ состояния производственного травматизма (количество случаев и трудопотери в днях) и разрабатывают согласованные с соответствующим выборным профсоюзным органом мероприятия по его снижению (недопущению).
5.6. Работники обеспечиваются производственными и санитарно - бытовыми помещениями в соответствии с действующими нормативами.
Не допускается приемка в эксплуатацию вновь строящихся и реконструируемых производственных объектов без проведения предварительной экспертизы проектов на соблюдение условий и охраны труда.
5.7. На работе с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства, а также молоко в соответствии с установленными нормами, которые прилагаются к коллективному договору.
5.8. Работодатели и выборные профсоюзные органы при заключении коллективных договоров и региональных отраслевых соглашений могут предусматривать:
- вывод из эксплуатации ветхих и аварийных площадей (помещений) организаций, морально и физически устаревших ПЭВМ;
- дополнительные социально - трудовые гарантии операторам видеодисплейных терминалов, другим работникам, занятым работой на компьютерах;
- за счет средств организаций заключение, в установленном порядке, со специальными страховыми организациями договоров на дополнительное страхование от несчастного случая работников, занятых на работах с повышенной степенью опасности (перечень профессий устанавливается коллективным договором);
- дополнительные выплаты в случае производственной травмы работнику, членам его семьи.
5.9. В соответствии с частью 7 статьи 220 Кодекса отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, вследствие нарушений требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности.
5.10. Постановления выборного профсоюзного органа по вопросам безопасности труда и охраны здоровья обязательны к рассмотрению работодателем.
5.11. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" выборные профсоюзные органы организаций системы МВД России составляют заключение о степени вины работника для установления размера возмещения ему вреда, причиненного здоровью в связи с увечьем, травмой, профзаболеванием, полученными при исполнении служебных обязанностей.
5.12. Работодатели при содействии комиссий или уполномоченных по социальному страхованию:
- обеспечивают работников пособиями по государственному социальному страхованию;
- принимают меры к их обеспечению путевками на санаторно - курортное лечение, отдых, в детские оздоровительные лагеря.
5.13. Работодатели обеспечивают федеральных государственных служащих и работников путевками в ведомственные здравницы и дома отдыха из расчета 5%, а работников подразделений, находящихся в регионах Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению, из расчета 10% к количеству путевок, выделяемых сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск, с оплатой и выдачей их по месту работы и компенсируют:
- в организациях, находящихся на бюджетном финансировании, - до 75% их себестоимости за счет экономии по фонду оплаты труда работников;
- в организациях, содержащихся за счет внебюджетных средств, - до 90% их себестоимости.
Руководители организаций оказывают работникам материальную помощь на оздоровление в размере двух месячных должностных окладов.
5.14. Работодатели выделяют средства на проведение оздоровительных мероприятий среди работников и членов их семей, организацию детской оздоровительной кампании, а также, по заявкам профсоюзных комитетов, путевки для детей работников в ведомственные детские оздоровительные лагеря на льготных условиях.
Конкретные формы и степень участия работодателей в решении этих вопросов отражаются в коллективных договорах.
5.15. Территориальные комитеты Профсоюза и работодатели осуществляют санаторно - курортное обслуживание работников организаций системы МВД России, кроме порядка, установленного п. 5.13 Соглашения, за счет средств социального страхования в пределах утвержденного норматива на договорной основе с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации.
Обязательства сторон договора (работодателя - страхователя и выборного профсоюзного органа) по обеспечению работающих всеми видами оздоровления за счет средств соцстраха, объемы, порядок выделения средств, отчетности и контроля за их использованием закрепляются в коллективном договоре. Порядок расходования средств на эти цели из других источников оговаривается отдельной статьей коллективного договора.
6. Социальные льготы, гарантии и компенсации
6.1. В соответствии со ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 28 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" работодатели, находящиеся на бюджетном финансировании, при планировании средств по коду Бюджетной классификации N 111040, а также работодатели, содержащиеся за счет внебюджетных средств, производят ежемесячные отчисления финансовых средств соответствующим выборным профсоюзным органам на проведение в коллективах социально - культурной и иной работы в размере не менее 0,5% планового фонда оплаты труда федеральных государственных служащих и работников организаций системы МВД России.
6.2. Работодатели и выборные профсоюзные органы предусматривают через региональные отраслевые соглашения и коллективные договоры при наличии средств оказание следующих видов социальной помощи:
- меры по улучшению жилищных условий федеральных государственных служащих и работников;
- финансовую поддержку многодетных и молодых семей, одиноких родителей и работников с доходами ниже прожиточного минимума, пенсионеров, получивших инвалидность в результате общего, профессионального заболевания или травмы на производстве (кроме случаев травматизма, полученного в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения);
- частичную компенсацию оплаты найма жилья и коммунальных услуг, за детские дошкольные учреждения;
- медицинскую помощь и частичную компенсацию стоимости лекарственных препаратов;
- дотацию на питание, частичную компенсацию расходов на оплату транспортных услуг, в том числе к месту лечения и отдыха и обратно;
- содействие в организации торговли продовольственными и промышленными товарами, а также в обеспечении работающих горячим питанием;
- содействие в приобретении работающим садово - дачных и огородных участков;
- дополнительные компенсационные выплаты за работу и проживание в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в зонах радиоактивного загрязнения.
Конкретные формы социально - бытового обслуживания, льготы, гарантии и компенсации для федеральных государственных служащих и работников устанавливаются в коллективном договоре организации системы МВД России за счет прибыли по организациям, содержащимся за счет внебюджетных средств, а для бюджетных организаций - за счет экономии по фонду оплаты труда работников, а также средств, поступающих из внебюджетных источников, с учетом возможностей конкретной организации, местных условий и потребностей федеральных государственных служащих и работников.
6.3. Работодатели:
6.3.1. Осуществляют материальное поощрение при выходе на пенсию федеральных государственных служащих и работников, имеющих особые заслуги перед трудовым коллективом, за счет прибыли - по организациям, содержащимся за счет средств, поступающих по договорам, и иных поступлений, а в организациях, находящихся на бюджетном финансировании, - в пределах экономии по фонду оплаты труда, других внебюджетных средств.
6.3.2. Обеспечивают постоянный контроль за предоставлением работникам в полном объеме льгот и компенсаций, установленных Законом Российской Федерации от 18.06.92 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
6.3.3. Обеспечивают проведение обязательных предварительных медицинских осмотров работников при поступлении на работу, связанную с опасными, вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами, а также периодических медосмотров работников в сроки, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами.
6.3.4. Обеспечивают медицинское обслуживание в ведомственных лечебно - профилактических учреждениях МВД России федеральных государственных служащих и работников организаций системы МВД России:
- в период их работы;
- имеющих звание "Ветеран труда", ушедших на пенсию из организаций системы МВД России.
6.3.5. Обеспечивают обязательное медицинское страхование работников в соответствии с Законом Российской Федерации от 28.06.91 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
6.3.6. Разрабатывают и согласовывают с соответствующими выборными профсоюзными органами программы (планы) жилищного и социально - культурного строительства.
6.3.7. Руководствуясь Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", совместно с выборными профсоюзными органами осуществляют в организациях системы МВД России персонифицированный учет и контроль за своевременным и обоснованным представлением в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации полных сведений о застрахованных лицах.
6.4. МВД России определяет в смете на содержание органов внутренних дел отдельной строкой финансирование детских дошкольных учреждений и оздоровительных лагерей.
6.5. МВД России в пределах выделенных бюджетных средств осуществляет в 2002 - 2004 годах в субъектах Российской Федерации строительство жилья и ведомственных детских дошкольных учреждений.
6.6. В случае гибели работника на производстве, а также смерти инвалида, инвалидность которого наступила вследствие трудового увечья (профзаболевания), работодатель обязуется:
- оплатить расходы, связанные с погребением, в соответствии с действующим законодательством;
- выплатить семье погибшего (умершего), проживавшей совместно с ним, единовременное пособие в размере не менее его трехмесячного среднего заработка.
7. Обеспечение прав и гарантий деятельности
профсоюзных организаций
7.1. Работодатели:
- не препятствуют вступлению федеральных государственных служащих и работников в профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, обеспечивают соблюдение прав и гарантий деятельности профсоюзных организаций в коллективах;
- предоставляют профсоюзным органам информацию о социально - экономическом развитии организаций системы МВД России;
- содействуют представителям профсоюзных органов в посещении организаций системы МВД России, в которых работают члены Профсоюза, для реализации установленных законодательством и настоящим Соглашением прав федеральных государственных служащих и работников и уставных задач Профсоюза.
7.2. Материальные условия деятельности профсоюзной организации.
7.2.1. Работодатели:
- на основании личных письменных заявлений членов Профсоюза ежемесячно производят безналичное удержание и бесплатное перечисление через бухгалтерию на счета соответствующих выборных профсоюзных органов членских профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы в организациях системы МВД России;
- на основании личных письменных заявлений федеральных государственных служащих и работников, не являющихся членами Профсоюза, ежемесячно производят безналичное удержание и бесплатное перечисление через бухгалтерию на счета соответствующих выборных профсоюзных органов денежных средств в размере, установленном для уплаты членских профсоюзных взносов, для обеспечения финансовой базы по оказанию посреднических услуг федеральным государственным служащим и работникам - не членам Профсоюза при необходимости защиты их коллективных прав и интересов одновременно с выплатой заработной платы в организациях системы МВД России;
- предоставляют бесплатно выборным профсоюзным органам организаций системы МВД России (для обеспечения их деятельности в интересах работников) оборудованные помещения, средства связи (городской и местный телефоны, возможность пользования электронной и факсимильной связью), транспортные средства;
- для профсоюзных организаций бесплатно производят множительные и машинописные работы.
7.3. Гарантии трудовых прав федеральных государственных служащих и работников, входящих в состав выборных профсоюзных органов.
7.3.1. Работодатели:
- освобождают от основной работы членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от нее, с сохранением средней заработной платы (денежного содержания) за счет работодателя для выполнения общественных обязанностей в интересах федеральных государственных служащих и работников, прохождения профсоюзной учебы, участия в качестве делегатов в работе съездов, конференций Профсоюза, его выборных органов и проводимых ими мероприятий;
- могут поощрять морально и материально руководителей соответствующих выборных профсоюзных органов и их заместителей за содействие и активное участие в решении социально - экономических и производственных задач.
7.3.2. Федеральные государственные служащие и работники, освобожденные от основной работы в связи с избранием их в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации системы МВД России в соответствии с коллективным договором.
7.3.3. Освобожденным работникам выборных профсоюзных органов после окончания их выборных полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия федерального государственного служащего или работника - другая равноценная работа в той же организации.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" при невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации системы МВД России ее правопреемник, а в случае ликвидации организации Профсоюз сохраняет за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учебы или переквалификации - до одного года.
7.3.4. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
8. Обязательства центрального и территориальных
комитетов (советов) профсоюза
ЦК Профсоюза совместно с территориальными комитетами (советами) Профсоюза обязуются:
8.1. Содействовать реализации настоящего Соглашения, снижению социальной напряженности в коллективах, стабилизации и повышению эффективности работы организаций, укреплению трудовой и производственной дисциплины присущими Профсоюзу методами.
8.2. Представлять и защищать законные права и интересы членов Профсоюза, а также федеральных государственных служащих и работников организаций системы МВД России, не являющихся членами Профсоюза, но уплачивающих Профсоюзу денежные средства в размере, установленном для уплаты членских профсоюзных взносов, в органах законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, оказывать им при необходимости бесплатную юридическую помощь.
8.3. Участвовать по взаимной договоренности с руководством МВД России в совместных совещаниях, заседаниях коллегий МВД России по обсуждению актуальных для жизни коллективов вопросов.
8.4. Руководствуясь Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и положениями Устава Профсоюза, через учреждаемые инспекции, комиссии и уполномоченных лиц осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением должностными лицами организаций системы МВД России законодательства о труде, состоянием охраны труда, предоставлением федеральным государственным служащим социальных гарантий, предусмотренных законодательством о государственной службе. Принимать меры по устранению выявленных недостатков.
8.5. Оказывать методическую, организационную и правовую помощь профсоюзным организациям системы МВД России, организовывать совместное обучение профсоюзных кадров и актива выборных профсоюзных органов и представителей работодателей системы МВД России по всем направлениям профсоюзной деятельности.
8.6. Проводить разъяснительную работу среди федеральных государственных служащих и работников о правах и роли Профсоюза в защите трудовых, социально - экономических и профессиональных интересов федеральных государственных служащих и работников организаций системы МВД России.
8.7. Принимать в установленном порядке меры по защите интересов высвобождаемых федеральных государственных служащих и работников организаций системы МВД России - членов Профсоюза.
8.8. ЦК Профсоюза за счет средств профсоюзного бюджета в установленном порядке заключает договоры страхования от несчастных случаев с летальным исходом на производстве, а также получения инвалидности первой группы в результате несчастных случаев на производстве всех членов Профсоюза, работающих в организациях системы МВД России.
9. Заключительные положения
9.1. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения осуществляется сторонами и их представителями в составе отраслевой комиссии, а также соответствующими органами по труду.
Контрольные функции за выполнением Соглашения осуществляют также территориальные, первичные организации Профсоюза, работодатели.
При невыполнении Соглашения заинтересованные лица письменно информируют отраслевую комиссию или непосредственно руководителей, подписавших Соглашение. Стороны Соглашения проводят консультации по существу представленной информации и принимают решение.
9.2. Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных Соглашением, или в воспрепятствовании деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.3. Должностные лица, виновные в нарушении прав Профсоюза или препятствующие его законной деятельности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9.4. Итоги выполнения Соглашения ежегодно рассматриваются отраслевой комиссией, подводятся на заседаниях президиума ЦК Профсоюза и коллегии МВД России и доводятся до сведения выборных профсоюзных органов и работодателей.
9.5. МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации рассматривают наиболее важные вопросы, затрагивающие права и интересы работников, на совместных заседаниях коллегий и соответствующих комитетов Профсоюза.
9.6. За 3 месяца до окончания срока действия настоящего Соглашения стороны обязуются вступить в переговоры о заключении Соглашения на новый период и подписать его до 31 декабря 2004 года.
Председатель
профсоюза работников
государственных учреждений
и общественного обслуживания
Российской Федерации
В.П.САВЧЕНКО
28 мая 2002 года
Министр внутренних дел
Российской Федерации
Б.В.ГРЫЗЛОВ
2 июля 2002 года
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России. Регистрационный N 5592-ВЯ.
Первый Заместитель
Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
16 августа 2002 года
Приложение N 1
к Отраслевому тарифному
соглашению по организациям,
учреждениям, подразделениям
и органам внутренних дел
Российской Федерации
на 2002 - 2004 годы
СОСТАВ
ОТРАСЛЕВОЙ КОМИССИИ ПО ВЕДЕНИЮ
ПЕРЕГОВОРОВ, ПОДГОТОВКЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЮ И КОНТРОЛЮ
ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОТРАСЛЕВОГО ТАРИФНОГО СОГЛАШЕНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ, УЧРЕЖДЕНИЯМ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ
И ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2002 - 2004 ГОДЫ, ВНЕСЕНИЮ В НЕГО
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, УРЕГУЛИРОВАНИЮ
ВОЗНИКАЮЩИХ МЕЖДУ СТОРОНАМИ
СОГЛАШЕНИЯ РАЗНОГЛАСИЙ
Со стороны Центрального комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации:
Иванов Владимир Иванович - заместитель председателя Профсоюза (сопредседатель комиссии); Акентьева Валентина Васильевна - председатель Балашихинской городской организации Профсоюза (Московская обл.); Аксенова Галина Николаевна - эксперт социально - экономического отдела ЦК Профсоюза; Вязьмитин Юрий Федорович - председатель объединенного комитета профорганизаций ГУВД Нижегородской области; Ершов Виктор Иванович - заведующий юридическим отделом ЦК Профсоюза - главный правовой инспектор труда Профсоюза; Жуков Владимир Иванович - председатель объединенного комитета профорганизаций ГУВД Ростовской области; Заворуев Николай Сергеевич - заведующий социально - экономическим отделом ЦК Профсоюза; Захаров Михаил Владимирович - заместитель председателя Московской областной организации Профсоюза; Кугач Василий Семенович - председатель объединенного комитета профорганизаций подразделений Управления милиции г. Екатеринбурга; Кузнецова Галина Глебовна - председатель объединенного комитета профорганизаций Управления вневедомственной охраны Главного управления внутренних дел г. Москвы; Одинцова Лидия Николаевна - председатель объединенного комитета профорганизаций Главного управления внутренних дел г. Москвы; Санников Иван Леонтьевич - председатель Владимирской областной организации Профсоюза; Шариков Александр Леонидович - заведующий отделом охраны труда, здоровья и экологии ЦК Профсоюза - главный технический инспектор труда Профсоюза. Со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации: Соловьев Евгений Борисович - заместитель Министра внутренних дел (сопредседатель комиссии); Боженок Ягор Тихонович - начальник финансово - планового отдела ХОЗУ; Брыжахин Александр Павлович - начальник отдела военизированной и сторожевой охраны ГУВО; Грачев Вячеслав Сергеевич - заместитель начальника Управления по работе с личным составом ГУК; Ивакин Александр Александрович - начальник отделения социально - правовой работы Управления по воспитательной работе ГК ВВ; Краснов Лев Григорьевич - ведущий инспектор КРУ; Питенов Владимир Андреевич - заместитель начальника отдела организации медицинской помощи Медицинского управления СТ; Стукалов Василий Николаевич - старший инспектор по особым поручениям Управления по работе с личным составом ГУК; Суцилина Ольга Степановна - инспектор по особым поручениям ГПУ; Юдин Сергей Алексеевич - главный специалист отдела нормативного регулирования оплаты труда ФЭД СТ; Якунина Наталья Викторовна - заместитель начальника финансово - экономического отдела ГУВО.Состав отраслевой комиссии утвержден Постановлениями Президиума Центрального комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации от 08.11.2001 N 5-25 и от 10.11.2002 N 6-20 и Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11.12.2001 N 1093.