МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 1 марта 1999 г. N 3
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, так и с руководителями государственных и муниципальных образовательных учреждений системы общего и профессионального образования установлено:
- неэффективное использование рабочего времени педагога-психолога при существующих нормативных документах, регламентирующих его деятельность;
- отсутствие возможности постоянного и систематического повышения своей профессиональной компетенции, что приводит к снижению эффективности деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов;
- при существующей организации деятельности педагога-психолога происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Российской Федерации отмечается заметная текучесть психологических кадров.
Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога на сегодняшний день в образовательных учреждениях составляет не более 36 часов в неделю, из них:
(в ред. письма Минобразования РФ от 19.05.2000 N 27/970-6)
- индивидуальная, групповая работа с обучающимися, воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся, воспитанников составляет в общем объеме 24 рабочих часа в неделю;
(в ред. письма Минобразования РФ от 19.05.2000 N 27/970-6)
- подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации (см. Приложение), затраты времени на повышение профессиональной компетенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю и не требуют обязательного присутствия педагога-психолога в образовательном учреждении.
(в ред. письма Минобразования РФ от 19.05.2000 N 27/970-6)
Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его деятельности.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение
к инструктивному письму
от 1 марта 1999 г. N 3
ФОРМЫ
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (центре), ведут учет проводимой работы по следующим формам < * > :
< * > Формы отчетной деятельности составлены на основании имеющегося опыта регионов Российской Федерации и апробированы региональным центром социопсихологических исследований и диагностики Самарской области.
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения (форма N 1).
2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (форма N 2).
3. Журнал консультаций психолога (форма N 3).
4. Журнал учета групповых форм работы (форма N 4).
5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (формы N 5, 5А, 5Б, 5В).
6. Программа работы педагога-психолога с группой (формы N 6, 6А).
7. Коррекционная работа (форма N 7).
8. Программа коррекционно-развивающих занятий (форма N 8).
9. Требования к авторским программам (форма N 9).
10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (форма N 10).
11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (форма N 11).
По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (форма N 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (форма N 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.
ФОРМА N 1
(обязательна)
ТРЕБОВАНИЯ
К ПЛАНУ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1. При составлении плана необходимо учитывать:
- цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
- приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании", "Конвенцией о правах ребенка", нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации;
- нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995 г. "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России").
2. План работы должен включать следующие графы:
┌───┬────────┬──────────┬──────────┬────────────┬────────────────┐ │ N │Название│ Условия │Ответст- │ Срок │ Предполагаемый │ │п/п│ работы │проведения│венный │ проведения │ результат │ ├───┼────────┼──────────┼──────────┼────────────┼────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ └───┴────────┴──────────┴──────────┴────────────┴────────────────┘- Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультации, беседа, урок...), так и название программы деятельности по определенному направлению (напр.: проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.
- Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением.
- В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (напр.: оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).
3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть.
Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год.
ФОРМА N 2
(обязательна)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ (СТРУКТУРА И ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ)
1. Причина исследования (в изложении обратившегося).
2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).
3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).
4. Сроки проведения исследования.
5. Применение методики описать по следующей схеме:
┌───┬─────────┬────────────────┬──────────────┬──────────────────┐ │ N │Название │ Автор теста, │ Исследуемая │ Фактор, влияющий │ │п/п│ шкалы │ название теста │ функция │ на результат │ ├───┼─────────┼────────────────┼──────────────┼──────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ └───┴─────────┴────────────────┴──────────────┴──────────────────┘6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном
исследовании (например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка).7. Результаты исследования:
а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования);
б) обобщенная интерпретация данных:
аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;
в) рекомендации по результатам исследования.
СХЕМА УЧЕТОВ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
┌───┬────────────┬──────────────────────────────────────┬────────┐ │ N │ Ф.И.О. │Результаты выполнения диагностического│Заключе-│ │п/п│тестируемого│ задания │ ние │ ├───┼────────────┼─────────┬─────────┬──────────┬───────┼────────┤ │ │ │ 1 │ 2 │ *** │ N │ │ └───┴────────────┴─────────┴─────────┴──────────┴───────┴────────┘ Дата: Ф.И.О., должность составителя заключения, подписьФОРМА N 3
(обязательна)
ЖУРНАЛ
КОНСУЛЬТАЦИЙ ПСИХОЛОГА
ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
┌────┬──────┬───────────────┬───────┬────────┬──────────┬────────┐ │Дата│Время │Консультируемый│Повод │Проблема│Результат │Консуль-│ │ │прове-│ │обраще-│ │консульти-│тант │ │ │дения │ │ния │ │рования │ │ ├────┼──────┼────┬─────┬────┤ │ │ │ │ │ │ │воз-│ пол │имя │ │ │ │ │ │ │ │раст│ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────┼────┼─────┼────┼───────┼────────┼──────────┼────────┤ │ 1 │ 2 │ 3а │ 3б │ 3в │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ └────┴──────┴────┴─────┴────┴───────┴────────┴──────────┴────────┘Графа 3в заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением.
Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций общий для всех психологов.
Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в месяц, год и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год.
ФОРМА N 4
(обязательна)
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ
┌──────────┬────────┬────────┬─────────────┬──────────┬──────────┐ │ Список │Тема или│ Даты │ Отметки │ Ведущий │Примечание│ │участников│название│ встреч │о посещениях │ │ │ │ п/п N, │тренинга│ │ │ │ │ │ Ф.И.О. │ │ │ │ │ │ ├──────────┼────────┼────────┼─────────────┼──────────┼──────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ └──────────┴────────┴────────┴─────────────┴──────────┴──────────┘К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести:
- тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями);
- коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе;
- семинары, лекции, методические занятия с педагогами.
Если последнее учитывается в специальном журнале учреждения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу.
ФОРМА N 5
(обязательна)
КАРТА
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ
Карта N ____________________ Обследование проводит _____________________ Дата ________________ Фамилия ___________________ Имя __________________________________ Дата рождения _________ Учреждение образования (д/с, школа и т.д.) ___________________________ Класс (группа) _______________________ Адрес _____________________ Телефон ______________________________ Фамилия, имя, отчество родителей _________________________________ __________________________________________________________________ Кем направлен ____________________________________________________ Причина обращения ________________________________________________ Анамнестические сведения _________________________________________ __________________________________________________________________ Семья ____________________________________________________________ Условия проживания _______________________________________________ Биологические факторы ____________________________________________ _________________________________ леворукость ____________________ Особенности раннего развития _____________________________________ Воспитание до учреждения образования _____________________________ Наблюдение специалистов __________________________________________ Жалобы в настоящий момент ________________________________________ Проблемы, связанные с учреждением образования ____________________ ┌───────────┬────────────┬───────────────────────────────────────┐ │ Перемена │ Повторение │ Сфера нарушения школьной адаптации │ │учреждения │ класса │ │ │образования│ │ │ ├───────────┼────────────┼───────────────────────────────────────┤ │ │ │Сложности в обучении, воспитании ______│ │ │ │Итоговые оценки по основным предметам │ │ │ │_______________________________________│ │ │ │трудности в освоении норм поведения ___│ │ │ │_______________________________________│ │ │ │особенности социальных контактов ______│ └───────────┴────────────┴───────────────────────────────────────┘ Заключение _______________________________________________________ __________________________________________________________________ Рекомендации _____________________________________________________ __________________________________________________________________ФОРМА N 5А
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Психосоциальная ситуация развития │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │актуальный конфликт, время его возникновения │ │ │ │оценка социальной ситуации в учреждении образования │ │ │ │оценка семейной ситуации │ │ │ │психологическая защита (ощущения, фантазии, деятельность, │ │контакты) │ │ │ │самооценка │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Ситуация в семье │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ совместные занятия дома с ребенком │ │ │ │ взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками │ │ │ │ взаимоотношения родителей с учреждением образования │ │ │ │ отношения в семье │ │ │ │ тип семейного воспитания │ │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ФОРМА N 5Б
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Психологические данные │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │Интеллектуальные особенности │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │Личностные │ │характеристики │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │Зона ближайшего развития │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │Мотивация │ │ │ │Интересы, представление о будущем │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Медицинские данные │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │ │Рекомендовано │ │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ Психологическое заключениеФОРМА N 5В
На основани и психолого-медико-социального заключения рекомендовано: Посещение коррекционных занятий __________________________________ Специалист _______________________________________________________ За прошедший период произошли следующие изменения: Рекомендации педагогу: С рекомендациями ознакомлен ______________________________________ Педагог __________________________________________________________ Рекомендации родителям: С рекомендациями ознакомлены _____________________________________ мать _____________________________________________________________ отец _____________________________________________________________ФОРМА N 6
ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ГРУППОЙ _______________ (какой) 1. Составлена психологом Ф.И.О. 2. Описание класса (группы): - психологическая характеристика детей; - общая характеристика работы педагога в этом классе (группе). 3. Цели программы (прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи). 4. Этапы реализации программы по месяцам. 5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку. Дата составления: Подпись психолога:ФОРМА N 6А
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В КЛАССЕ (ГРУППЕ) ___________ В _______ УЧЕБНОМ ГОДУ
1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические исследования.
┌──────────────────────┬─────────────┬───────────────────────────┐ │ Время проведения │ Тест │Название исследуемой тестом│ │ │ │ характеристики │ └──────────────────────┴─────────────┴───────────────────────────┘2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
┌──────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────┐ │ Время проведения │ Название тренинга │ Тема занятий │ └──────────────────────┴─────────────────────┴───────────────────┘3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
┌────────────────────┬───────────────┬──────────────┬────────────┐ │ Время проведения │ Тема занятий │ Цели занятий │ Участники │ └────────────────────┴───────────────┴──────────────┴────────────┘4. Название форм индивидуальной работы с детьми.
┌────────────┬─────────┬──────────┬──────────────────────────────┐ │ Время │ Тема │ Цель │Ф.И.О. ребенка (если это была │ │ проведения │ занятий │ занятий │ работа с отдельными детьми) │ └────────────┴─────────┴──────────┴──────────────────────────────┘Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в виде, допускающем их понимание и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом.
Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой).
Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.
Дата: Подпись психолога:ФОРМА N 7
(обязательна для учреждений специального образования)
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
_________________ 199__ г. Фамилия __________________ Имя ___________________________________ Учреждение образования ___________________________________________ __________________________________________________________________ Класс (группа) ___________________________________________________ Мнение специалиста _______________________________________________ (индивидуальная коррекция) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐ │ Сильные стороны ребенка │ Слабые стороны ребенка │ ├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘Динамика коррекционного обучения
За прошедший период с ________________ по ________________________ произошли следующие изменения: ___________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ РЕКОМЕНДОВАНО:ФОРМА N 8
(обязательна для учреждений специального образования)
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
I. Пояснительная записка: 1. Актуальность, цель программы в виде, позволяющем опре- делить ее значимость для работы с данным контин- гентом (в учреждении образования) 2. Задачи в виде, определяющем пути достижения цели участни- ками занятий 3. Адресат с кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т.д.) 4. Содержание в виде, раскрывающем содержание разделов II. Тематический план занятий по следующей схеме: ┌────────┬─────────────┬─────────────────────────────────────────┐ │ Тема │Цели и задачи│ Наименование форм работы, упражнений │ │ │ │ (без подробных описаний) │ ├────────┼─────────────┼─────────────────────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ └────────┴─────────────┴─────────────────────────────────────────┘ III. Список литературы указывается литература, которую могут использовать участники группы Ведущий Ф.И.О., должностьФОРМА N 9
(обязательна для образовательных учреждений, реализующих
авторские, инновационные программы)
ТРЕБОВАНИЯ
К АВТОРСКИМ ПРОГРАММАМ
Критерии оценки авторских программ:
1. Научно-практическая новизна.
2. Научная обоснованность.
3. Актуальность и перспективность.
4. Практическая направленность.
5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.
6. Представленность результатов апробации.
Перечень представляемых документов:
I. Программа:
1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты.
2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.
3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.
4. Список литературы, которую могут использовать обучающиеся, обучаемые и которую использовал автор.
II. Примерный тематический план.
Направления защиты программы:
1. Обоснование выбора курса.
2. Цели и задачи курса.
3. Содержание курса.
4. Ожидаемые результаты.
5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами).
ФОРМА N 10
(рекомендована)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
О РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
1. Цель, объект, предмет исследования. Построение гипотезы. Выбор психодиагностических методик. Разработчик, диагност. 2. Представление результатов исследования. 3. Анализ полученных данных. 4. Выводы и рекомендации.ФОРМА N 11
(рекомендована)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕТОДИСТА) МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).
2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами-психологами муниципальной психологической службы.
4. Анализ результатов мониторинга ведения курса "Основы жизненного самоопределения" в рамках регионального компонента, "Здоровый образ жизни", "Основы самопознания", "Половое просвещение" и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы.
5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения.
7. План работы на следующий учебный год.
8. Перспективы развития службы.